Подать статью
Стать рецензентом
JOURNAL IMPACT FACTOR
2.4
WEB OF SCIENCE (ESCI)
citescore
7.5
scopus

Том 160 № 2

Предыдущий
Том 160 № 1
Профессиональная риторика: теория – практика – методы преподавания
  • Дата отправки
    2004-07-29
  • Дата принятия
    2004-08-25
  • Дата публикации
    2005-02-01

Коммуникативный аспект профессиональной деятельности врачей

Читать аннотацию

Проблемам общения в медицинской сфере в последнее время уделяется большое внимание, что обусловлено сложившейся в современной медицине субъектной моделью взаимодействия врача и пациента. Однако материалы на тему общения врача и пациента ограничиваются, как правило, освещением этических и деонтологических вопросов. Медицинские работники не располагают информацией о затруднениях и барьерах, возникающих в процессе взаимодействия с пациентами, а также не знакомы с рекомендациями по их преодолению. Наблюдения показывают, что риторический барьер является одним из наиболее распространенных в практической деятельности врачей. Он обусловлен недостаточным образованием и отсутствием риторических навыков. Очевидно, что необходимо ввести раздел о профессиональном общении в рамки курсов медицинской этики (биоэтики) и деонтологии в учебные планы высших медицинских учебных заведений и курсов (факультетов) повышения квалификации медицинских работников.

Как цитировать: Акаева Э.В. Коммуникативный аспект профессиональной деятельности врачей // Записки Горного института. 2005. Т. № 2 160. С. 5-6.
Профессиональная риторика: теория – практика – методы преподавания
  • Дата отправки
    2004-07-06
  • Дата принятия
    2004-08-12
  • Дата публикации
    2005-02-01

Беседа и переговоры как жанры профессиональной речи

Читать аннотацию

В статье обосновывается необходимость разграничения деловых бесед и переговоров как форм профессиональной риторики. Названная необходимость требует уточнения специфики каждой формы. Беседы используются в системе менеджмента, причем этим термином называют большую группу разных жанров. Следует различать беседы, в которых преобладает задача воздействия на адресата, и беседы с целью получения информации. Первый вид соотносится с монологическими жанрами, любой из которых в условиях межличностного общения может приобретать форму беседы. Второй вид служит для реализации функции принятия решения. Переговоры используются в системе маркетинга и могут быть разделены на собственно маркетинговые, они ведутся по известному шаблону, и стратегические.

Как цитировать: Анисимова Т.В. Беседа и переговоры как жанры профессиональной речи // Записки Горного института. 2005. Т. № 2 160. С. 7-9.
Профессиональная риторика: теория – практика – методы преподавания
  • Дата отправки
    2004-07-04
  • Дата принятия
    2004-08-14
  • Дата публикации
    2005-02-01

О современном состоянии русской риторики как науки и учебной дисциплины

Читать аннотацию

Обобщен почти десятилетний опыт деятельности Российской Риторической ассоциации с характеристикой сложившихся школ и направлений. Высказаны полемические суждения относительно сущности риторики и принципиальных задач, которые она решает как научная дисциплина. Проанализированы практический опыт преподавания риторики, достижения в организации ораторских конкурсов среди студентов и школьников, опыт работы в СМИ по популяризации риторических знаний.

Как цитировать: Аннушкин В.И. О современном состоянии русской риторики как науки и учебной дисциплины // Записки Горного института. 2005. Т. № 2 160. С. 10-14.
Профессиональная риторика: теория – практика – методы преподавания
  • Дата отправки
    2004-07-03
  • Дата принятия
    2004-08-04
  • Дата публикации
    2005-02-01

Роль риторического знания в системе последипломного образования врачей

Читать аннотацию

Особенность современного подхода к решению коммуникативных проблем – возврат к классическому риторическому знанию. Обучение риторике как мастерству эффективной речи – важная часть подготовки медицинских работников разного уровня. Программа «Деловая коммуникация в сфере здравоохранения» базируется на центральном понятии риторики – риторическом каноне. Благоприятный речевой имидж медицинского специалиста формируется благодаря ознакомлению с законами и овладению приемами, заключенными в пяти разделах канона. Это позволяет традиционными средствами решать современные проблемы деловой коммуникации.

Как цитировать: Белоконева Н.Н., Бондарчук Е.М., Мелентьева О.Н. Роль риторического знания в системе последипломного образования врачей // Записки Горного института. 2005. Т. № 2 160. С. 15-17.
Профессиональная риторика: теория – практика – методы преподавания
  • Дата отправки
    2004-07-30
  • Дата принятия
    2004-08-06
  • Дата публикации
    2005-02-01

Изучение основ риторики в медицинских колледжах

Читать аннотацию

Подготовка медицинского работника – процесс сложный, требующий учета множества факторов. Немаловажной частью профессионального становления медика представляется речевая подготовка, которой в системе среднего специального образования сегодня уделяется недостаточное внимание. Цель курса риторики в медицинском колледже – повысить уровень коммуникативной компетенции студентов, как в повседневном, так и в профессиональном общении. Курс имеет практическую направленность, в его рамках предлагается сформировать у учащихся следующие речевые ориентиры: понимание различий возможных речевых ситуаций; умение строить речь с учетом того, что, с какой целью, где и когда говорится; грамотно в речевом отношении оформлять устные или письменные тексты; умение вступать в эмоциональный контакт с собеседником и поддерживать этот контакт с помощью речевых средств.

Как цитировать: Бигаева М.Х. Изучение основ риторики в медицинских колледжах // Записки Горного института. 2005. Т. № 2 160. С. 18-20.
Профессиональная риторика: теория – практика – методы преподавания
  • Дата отправки
    2004-07-22
  • Дата принятия
    2004-08-18
  • Дата публикации
    2005-02-01

Риторика как образовательно-культурный аспект профессиональной подготовки современного провизора

Читать аннотацию

Автор статьи обращает внимание на то, что риторика является важнейшим образовательным и культурным аспектом профессиональной подготовки современного провизора. Анализ форм и методов изучения русского языка и культуры речи в фармацевтическом вузе позволяет сделать вывод о том, что риторическое образование способствует формированию специалиста высокой квалификации, обнаруживающего профессионализм и универсализм в способе выражения мысли и речевой организации деятельности. Риторический компонент фармацевтического образования базируется на признании несколько непривычной для лекарственных препаратов роли коммуникативных посредников между людьми, а специалиста-фармацевта – профессиональным ритором, который вступает в коммуникативные контакты различного рода. Языковая личность специалиста в значительной степени определяет и его профессиональный успех.

Как цитировать: Бурова Г.П. Риторика как образовательно-культурный аспект профессиональной подготовки современного провизора // Записки Горного института. 2005. Т. № 2 160. С. 21-22.
Профессиональная риторика: теория – практика – методы преподавания
  • Дата отправки
    2004-07-18
  • Дата принятия
    2004-08-13
  • Дата публикации
    2005-02-01

Риторические навыки как элемент профессиограммы современного специалиста

Читать аннотацию

Статья посвящена одной из насущных задач цикла гуманитарных дисциплин в техническом вузе – развитию коммуникативной компетенции. Социально-экономические реформы России выдвигают новые требования к уровню и качеству подготовки современного специалиста. Риторические навыки – один из необходимых элементов деятельности не только педагога, юриста, политика, но и инженера, экономиста, руководителя производства. Игнорирование этой истины в нашей стране привело к тому, что культура речевого общения и красноречия оказались надолго забытыми. Задача образовательной системы сегодня заключается в возрождении утраченных традиций в области деловой риторики и искусства публичного слова. Автор в статье рассказывает об опыте преподавания в Уфимском государственном авиационном техническом университете учебных курсов, посвященных развитию у студентов коммуникативных навыков.

Как цитировать: Валеева Р.А. Риторические навыки как элемент профессиограммы современного специалиста // Записки Горного института. 2005. Т. № 2 160. С. 23-24.
Профессиональная риторика: теория – практика – методы преподавания
  • Дата отправки
    2004-07-25
  • Дата принятия
    2004-08-09
  • Дата публикации
    2005-02-01

О некоторых особенностях объяснительного диалога как жанра учебной речи

Читать аннотацию

Объяснительный диалог – это жанр учебной речи, который дает слушателям новое знание, отражает его рождение. В таком диалоге должны быть учтены экстралингвистические факторы (ситуация общения, функции и отношения участников, стиль общения), которые предопределяют действие лингвистических факторов. Движущая сила объяснительного диалога – вопрос, причем вопрос не только со стороны педагога, но и со стороны обучаемого. Важными элементами диалога являются словесные повторы, продуманное чередование информативного и избыточного, различные средства выразительности. Безусловно, объяснительный диалог – один из самых сложных жанров учебной речи, однако именно он способствует оптимальному решению задач обучения.

Как цитировать: Вострикова Т.И. О некоторых особенностях объяснительного диалога как жанра учебной речи // Записки Горного института. 2005. Т. № 2 160. С. 25-27.
Профессиональная риторика: теория – практика – методы преподавания
  • Дата отправки
    2004-07-08
  • Дата принятия
    2004-08-06
  • Дата публикации
    2005-02-01

Программа опытного обучения жанрам несогласия

Читать аннотацию

В статье предлагается вариант программы опытного обучения жанрам несогласия для студентов педагогических вузов. Основная цель программы – сформировать готовность создавать и использовать в речи высказывания с интенцией несогласия. Экспериментальная программа основывается на системе обучения русскому языку и риторике, разработанной Т.А.Ладыженской.

Как цитировать: Вяльшина О.Г. Программа опытного обучения жанрам несогласия // Записки Горного института. 2005. Т. № 2 160. С. 28-29.
Профессиональная риторика: теория – практика – методы преподавания
  • Дата отправки
    2004-07-27
  • Дата принятия
    2004-08-02
  • Дата публикации
    2005-02-01

Программа опытного обучения жанрам несогласия

Читать аннотацию

В статье предлагается вариант программы опытного обучения жанрам несогласия для студентов педагогических вузов. Основная цель программы – сформировать готовность создавать и использовать в речи высказывания с интенцией несогласия. Экспериментальная программа основывается на системе обучения русскому языку и риторике, разработанной Т.А.Ладыженской.

Как цитировать: Вяльшина О.Г. Программа опытного обучения жанрам несогласия // Записки Горного института. 2005. Т. № 2 160. С. 28-29.
Профессиональная риторика: теория – практика – методы преподавания
  • Дата отправки
    2004-07-21
  • Дата принятия
    2004-08-24
  • Дата публикации
    2005-02-01

Риторика в системе преподавания предметов в Киево-Могилянской академии XVIII века

Читать аннотацию

Киево-Могилянская академия была создана по образцу западноевропейских иезуитских школ, поэтому формализованный характер преподавания предметов, в частности, риторики, объясняется следованием системе латино-польских школ. Полный курс Академии, сочетавшей функции гимназии и высшей школы, состоял из восьми классов. Класс риторики шел после класса поэтики. При изучении преподавания риторики в Киево-Могилянской академии важно рассматривать предметы риторики и поэтики вместе, не отрывая их друг от друга, так как уже в классе поэтики ученикам давались начальные знания по риторике. Большое число сохранившихся латиноязычных рукописных риторик, написанных преподавателями Киево-Могилянской академии в XVIII веке, объясняется системой перехода преподавателя со своими учениками в следующий класс, предполагавшей ежегодное написание учителями своего руководства по преподаванию нового предмета. Класс риторики представлял собой промежуточный этап в обучении, но уже давал возможность получить аттестат о законченном образовании.

Как цитировать: Глухова Ю.В. Риторика в системе преподавания предметов в Киево-Могилянской академии XVIII века // Записки Горного института. 2005. Т. № 2 160. С. 30-32.
Профессиональная риторика: теория – практика – методы преподавания
  • Дата отправки
    2004-07-21
  • Дата принятия
    2004-08-20
  • Дата публикации
    2005-02-01

Педагогическая риторика и прагматика извинения

Читать аннотацию

В статье рассматриваются ситуации, требующие исполнения речевого ритуала (принесение извинений) от участников общения, чьи социальные и речевые роли – ученик//студент и учитель//преподаватель. Наиболее эффективными тактиками сглаживания конфликта, с точки зрения автора статьи, выступают: – объяснение неотвратимости речевого ритуала; – этимологический анализ понятий «вина», «ошибка»; – ссылка на мнение авторитетного ученого, что приводит к эффекту «беспристрастного судейства»; – риторические тренинги. Залогом конструктивности решения конфликтной ситуации является риторическая культура педагога.

Как цитировать: Егорова Н.О. Педагогическая риторика и прагматика извинения // Записки Горного института. 2005. Т. № 2 160. С. 33-34.
Профессиональная риторика: теория – практика – методы преподавания
  • Дата отправки
    2004-07-13
  • Дата принятия
    2004-08-30
  • Дата публикации
    2005-02-01

Риторика и судебное красноречие

Читать аннотацию

С возрождением в России суда присяжных обострилась необходимость привлечь пристальное внимание к речевому мастерству судебных ораторов, поскольку от того, в какой мере ясно, логично, убедительно и экспрессивно выступающий в судебных прениях юрист выразит свою точку зрения на степень виновности подсудимого, в значительной мере будет зависеть мнение и решение присяжных заседателей. Судебное красноречие будем понимать как комплекс знаний и умений юриста по подготовке и произнесению публичной судебной речи сообразно с требованиями уголовно-процессуального закона, как умение построить объективно аргументированное рассуждение, формирующее научно-правовые убеждения, как умение воздействовать на правосознание людей.

Как цитировать: Зюкина З.С. Риторика и судебное красноречие // Записки Горного института. 2005. Т. № 2 160. С. 35-36.
Профессиональная риторика: теория – практика – методы преподавания
  • Дата отправки
    2004-07-03
  • Дата принятия
    2004-08-30
  • Дата публикации
    2005-02-01

Развитие риторических навыков у студентов специальности «Связи с общественностью»

Читать аннотацию

В данной статье прослеживаются межпредметные связи таких дисциплин, как «Риторика», «Русский язык и культура речи», «Стилистика». Изучение текста осуществляется в рамках этих дисциплин. Предлагаются типы практических занятий по риторике. Описывается практика создания студенческого PR-агентства как базы для формирования профессиональных (в том числе и риторических) навыков.

Как цитировать: Капацинская В.М. Развитие риторических навыков у студентов специальности «Связи с общественностью» // Записки Горного института. 2005. Т. № 2 160. С. 37-38.
Профессиональная риторика: теория – практика – методы преподавания
  • Дата отправки
    2004-07-05
  • Дата принятия
    2004-08-28
  • Дата публикации
    2005-02-01

«Риторика» в педагогическом вузе как возможность знакомства с методикой преподавания данного предмета в школе

Читать аннотацию

Появление фундаментальных научных работ по общей риторике и в области частных риторик не может не оказывать влияния на методику преподавания данной дисциплины в вузе, но, тем не менее, последняя еще далека от законченности в силу сложности многоаспектности самого содержания предмета и своеобразия его статуса в кругу филологических дисциплин. В процессе занятий студенты не только усваивают необходимые риторические понятия и категории, приобретают определенные риторические умения и навыки, но, наблюдая за речевым поведением преподавателя, знакомятся с методикой проведения лекций, спора, беседы, с методикой анализа и оценки речевых произведений обучаемых. Так они усваивают определенные модели речевого поведения в возможных ситуациях будущей школьной жизни, что можно квалифицировать как практическое овладение методикой преподавания риторики.

Как цитировать: Кашина И.В. «Риторика» в педагогическом вузе как возможность знакомства с методикой преподавания данного предмета в школе // Записки Горного института. 2005. Т. № 2 160. С. 39-41.
Профессиональная риторика: теория – практика – методы преподавания
  • Дата отправки
    2004-07-17
  • Дата принятия
    2004-08-22
  • Дата публикации
    2005-02-01

Коммуникативная компетентность молодого преподавателя

Читать аннотацию

Коммуникативная компетентность педагога – совокупность сформированных профессиональных знаний, коммуникативных и организаторских умений, способностей к самоконтролю. Реализация программы по формированию коммуникативной компетентности будущего педагога является основой профессиональной подготовки.

Как цитировать: Ковтун Р.Ф. Коммуникативная компетентность молодого преподавателя // Записки Горного института. 2005. Т. № 2 160. С. 42-44.
Профессиональная риторика: теория – практика – методы преподавания
  • Дата отправки
    2004-07-06
  • Дата принятия
    2004-08-22
  • Дата публикации
    2005-02-01

Стратегии и тактики диалогизации отношений в учебной группе

Читать аннотацию

Статья посвящена анализу ситуаций и приемов обучения, которые обусловливают два направления деятельности преподавателя русского языка в техническом вузе. Первое направление связано с поиском вариантов работы, актуальной для студентов-авторов разнообразных текстов (стихотворений, рассказов). Второе – с разработкой заданий и упражнений, которые помогают студентам обрести собственное риторическое я.

Как цитировать: Крюкова Г.М. Стратегии и тактики диалогизации отношений в учебной группе // Записки Горного института. 2005. Т. № 2 160. С. 45-47.
Профессиональная риторика: теория – практика – методы преподавания
  • Дата отправки
    2004-07-10
  • Дата принятия
    2004-08-15
  • Дата публикации
    2005-02-01

Модель формирования речевой компетенции преподавателя вуза

Читать аннотацию

На современном этапе разрабатывается модель реформирования системы повышения квалификации преподавателя вуза. Безусловно, это должен быть первоклассный специалист, высококвалифицированный педагог, умелый воспитатель и продуктивный ученый. В системе повышения квалификации Самарской государственной академии путей сообщения создан специализированный курс “Культура речи преподавателя”.

Как цитировать: Лунева Л.П. Модель формирования речевой компетенции преподавателя вуза // Записки Горного института. 2005. Т. № 2 160. С. 48-52.
Профессиональная риторика: теория – практика – методы преподавания
  • Дата отправки
    2004-07-01
  • Дата принятия
    2004-08-09
  • Дата публикации
    2005-02-01

Роль иностранного языка в интегральной подготовке специалистов неязыкового профиля

Читать аннотацию

Необходимость интегральной подготовки специалистов усиливает профессионально-ориентированную составляющую курса иностранного языка в техническом вузе. Интеграция иностранного языка с профильными дисциплинами может быть реализована в двух формах: внутренней – на аудиторных занятиях по иностранному языку за счет установления междисциплинарных связей и внешней, то есть внеаудиторно за счет использования резервов самих профильных дисциплин.

Как цитировать: Макар Л.В. Роль иностранного языка в интегральной подготовке специалистов неязыкового профиля // Записки Горного института. 2005. Т. № 2 160. С. 53-54.
Профессиональная риторика: теория – практика – методы преподавания
  • Дата отправки
    2004-07-06
  • Дата принятия
    2004-08-29
  • Дата публикации
    2005-02-01

Андрагогические аспекты работы над речевым имиджем специалиста

Читать аннотацию

Среди профессиональных умений и навыков современному специалисту любой профессии необходимо умение предъявить себя, создать самопрезентацию речевыми средствами. На стыке риторики и имиджелогии лежат вопросы работы над речевым имиджем специалиста. Однако практическое воплощение идей речевого имиджа связано с особенностями ученика-взрослого и множеством ролей учителя-ритора. Обоим субъектам образования на помощь приходит андрагогика.

Как цитировать: Орешкин В.Г. Андрагогические аспекты работы над речевым имиджем специалиста // Записки Горного института. 2005. Т. № 2 160. С. 55-57.
Профессиональная риторика: теория – практика – методы преподавания
  • Дата отправки
    2004-07-27
  • Дата принятия
    2004-08-30
  • Дата публикации
    2005-02-01

Электив «Практическая риторика» в системе коммуникативных дисциплин медицинского вуза

Читать аннотацию

Статья посвящена элективу «Практическая риторика», который читается в Ивановской государственной медицинской академии, его месту в системе коммуникативных дисциплин медицинского вуза, целям и задачам.

Как цитировать: Орлова Е.В. Электив «Практическая риторика» в системе коммуникативных дисциплин медицинского вуза // Записки Горного института. 2005. Т. № 2 160. С. 58-59.
Профессиональная риторика: теория – практика – методы преподавания
  • Дата отправки
    2004-07-24
  • Дата принятия
    2004-08-29
  • Дата публикации
    2005-02-01

Судебная риторика как компонент профессионального образования юристов: к вопросу о целях и методах обучения

Читать аннотацию

Статья посвящена проблемам преподавания судебной риторики в высшей школе. Анализируя данные анкетного опроса, проведенного среди студентов, автор приходит к выводу о необходимости усиления гуманитарной подготовки будущих юристов. В этом контексте осмысляются накопленные общей риторикой приемы доказательства, владение которыми служит необходимым основанием судебной речи. В частности, обращается внимание на высокий обучающий потенциал таких классических форм построения рассуждения, как хрия и топосы. В качестве базового компонента судебной риторики автор статьи рассматривает современные теории аргументации, опирающиеся как на структуру логического доказательства, так и на систему принятых в обществе (или в группе) ценностных установок. Изучение связанных с ними «риторических эмоций» представляется важной задачей современной риторики, а их умелое использование в процессе коммуникации – свидетельством несомненного профессионализма говорящего.

Как цитировать: Отургашева Н.В. Судебная риторика как компонент профессионального образования юристов: к вопросу о целях и методах обучения // Записки Горного института. 2005. Т. № 2 160. С. 60-63.
Профессиональная риторика: теория – практика – методы преподавания
  • Дата отправки
    2004-07-09
  • Дата принятия
    2004-08-25
  • Дата публикации
    2005-02-01

«Культура речи» в подготовке будущих журналистов: из опыта преподавания

Читать аннотацию

Формирование культуры речи – одна из главных составляющих профессиональной подготовки будущих журналистов. На филологическом факультете Приднестровского государственного университета студентам 2-го курса отделения "Журналистика" преподается учебная дисциплина "Основы культуры устной и письменной речи". В результате обучения студенты должны овладеть нормами русского литературного языка и выработать навыки их практического использования в повседневной учебной деятельности. Действенным методическим приемом является анализ специфических особенностей материалов разных жанров (например, новостийных информационных телевизионных программ) с учетом их лингвистической и стилистической специфики и последующее написание студентами собственных материалов.

Как цитировать: Полежаева С.С. «Культура речи» в подготовке будущих журналистов: из опыта преподавания // Записки Горного института. 2005. Т. № 2 160. С. 64-66.
Профессиональная риторика: теория – практика – методы преподавания
  • Дата отправки
    2004-07-04
  • Дата принятия
    2004-08-10
  • Дата публикации
    2005-02-01

О некоторых особенностях преподавания риторики в педагогическом вузе

Читать аннотацию

В данной статье рассматриваются некоторые особенности изучения педагогической риторики, дается содержание программы, приводятся образцы заданий и упражнений.

Как цитировать: Пупышева Е.Л., Костенко В.А. О некоторых особенностях преподавания риторики в педагогическом вузе // Записки Горного института. 2005. Т. № 2 160. С. 67-68.
Профессиональная риторика: теория – практика – методы преподавания
  • Дата отправки
    2004-07-22
  • Дата принятия
    2004-08-04
  • Дата публикации
    2005-02-01

Информационно-коммуникативный подход в изучении культуры речевого поведения педагога

Читать аннотацию

Ключевые слова: речевое поведение, вербальные и невербальные средства общения, информационно-коммуникативный подход, информация, коммуникация, коммуникативная компетентность. Статья описывает использование информационно-коммуникативного подхода в изучении речевого поведения педагогов. С этой позиции речевое поведение рассматривается как вид личностной коммуникации, в процессе которой осуществляется передача информации.

Как цитировать: Соколова Ю.Г. Информационно-коммуникативный подход в изучении культуры речевого поведения педагога // Записки Горного института. 2005. Т. № 2 160. С. 69-70.
Профессиональная риторика: теория – практика – методы преподавания
  • Дата отправки
    2004-07-09
  • Дата принятия
    2004-08-18
  • Дата публикации
    2005-02-01

Профессиональные речекоммуникативные ценности будущих режиссеров

Читать аннотацию

Речекоммуникативные ценности – это структурные элементы личности: знания, умения и навыки речевого действия в процессе вербального общения; владение специфическими закономерностями построения речевого высказывания; инвариантное построение речевого взаимодействия; индивидуально-личностные качества речи.

Как цитировать: Суленева Н.В. Профессиональные речекоммуникативные ценности будущих режиссеров // Записки Горного института. 2005. Т. № 2 160. С. 71-72.
Профессиональная риторика: теория – практика – методы преподавания
  • Дата отправки
    2004-07-06
  • Дата принятия
    2004-08-20
  • Дата публикации
    2005-02-01

К вопросу об особенностях устной педагогической речи

Читать аннотацию

В статье рассматриваются характерные черты педагогической речи. Профессиональная речь педагога может иметь различные формы. Она может быть подготовленной, частично подготовленной и спонтанной. Это может быть монолог, диалог или полилог. Речь учителя должна быть достаточно точной, она рассчитана на понимание с полуслова; ее следует сопровождать соответствующей мимикой и жестами.

Как цитировать: Тарасова Е.Н. К вопросу об особенностях устной педагогической речи // Записки Горного института. 2005. Т. № 2 160. С. 73-75.
Профессиональная риторика: теория – практика – методы преподавания
  • Дата отправки
    2004-07-05
  • Дата принятия
    2004-08-13
  • Дата публикации
    2005-02-01

Риторическая грамотность учителя: мечта и реальность

Читать аннотацию

У действующего или будущего учителя должен быть изначально выработан вкус к истинно риторическому речевому поведению. И риторически педагог должен быть высокограмотным человеком, поэтому Риторике необходимо отвести одно из самых значимых мест при подготовке и переподготовке преподавателя. Риторическую грамотность учителя всем нужно считать одной из составляющих педагогической культуры. Риторическая грамотность педагога – в значительной мере залог риторической культуры общества и в настоящем, и в будущем. Сегодня такое положение вещей – мечта. Чтобы строить риторическое пространство школы, нужно попытаться создать в ней «критическую массу» учителей, которые, восприняв идею риторического просвещения и риторизации, неизбежно начнут оказывать влияние на других членов педагогического коллектива, учащихся и жизнь школы. Риторическое образование педагогов может проходить в два этапа: 1 – научно-практический семинар «Основы межличностного и профессионального общения», 2 – реализация проекта «Школа риторики для учителя». Формы и способы совершенствования риторической подготовки современного учителя могут быть самыми разными. Важно, чтобы они были (согласно мысли Солона о том, что слово есть дело).

Как цитировать: Тихонов С.И., Тихонова Е.Б. Риторическая грамотность учителя: мечта и реальность // Записки Горного института. 2005. Т. № 2 160. С. 76-80.
Профессиональная риторика: теория – практика – методы преподавания
  • Дата отправки
    2004-07-07
  • Дата принятия
    2004-08-04
  • Дата публикации
    2005-02-01

Структура и содержание элективного междисциплинарного курса «Интеркультурная риторика» для студентов – нефилологов

Читать аннотацию

В статье описывается структура и содержание созданного в Саратовском государственном техническом университете элективного междисциплинарного курса «Интеркультурная риторика». Основой курса является интеграция коммуникативных дисциплин: риторики, культуры речи, стилистики, психолингвистики, общего языкознания, социолингвистики, теории межкультурной коммуникации. Особое внимание уделяется получению базовых знаний и формированию умений из области риторики. Языковые и национально-культурные особенности речевого поведения изучаются на базе кросскультурных тренингов. Анализируются сведения о языковых универсалиях, языковых лакунах. По итогом разработанного и апробированного курса создается учебное пособие.

Как цитировать: Федюнина С.М., Максимова Л.Н. Структура и содержание элективного междисциплинарного курса «Интеркультурная риторика» для студентов – нефилологов // Записки Горного института. 2005. Т. № 2 160. С. 81-82.
Профессиональная риторика: теория – практика – методы преподавания
  • Дата отправки
    2004-07-18
  • Дата принятия
    2004-08-12
  • Дата публикации
    2005-02-01

Семантико-прагматический аспект изучения побудительных речевых актов учителя

Читать аннотацию

В статье рассматриваются формы выражения побудительных речевых актов в педагогическом общении. Автор анализирует типичные языковые средства и косвенные формы выражения побуждения, используемые современные учителями в процессе управления деятельностью учащихся.

Как цитировать: Филиппова О.В. Семантико-прагматический аспект изучения побудительных речевых актов учителя // Записки Горного института. 2005. Т. № 2 160. С. 83-85.
Профессиональная риторика: теория – практика – методы преподавания
  • Дата отправки
    2004-07-07
  • Дата принятия
    2004-08-16
  • Дата публикации
    2005-02-01

Развитие саморегуляции как риторического умения в процессе подготовки к профессиональной деятельности студентов

Читать аннотацию

Ораторское искусство требует развития саморегуляции для самосовершенствования. Определены основные функции и методы саморегуляции, которые позволят избавиться от бессмысленной излишней загруженности, страхов и тревоги.

Как цитировать: Хасанова В.Ф. Развитие саморегуляции как риторического умения в процессе подготовки к профессиональной деятельности студентов // Записки Горного института. 2005. Т. № 2 160. С. 86-87.
Профессиональная риторика: теория – практика – методы преподавания
  • Дата отправки
    2004-07-11
  • Дата принятия
    2004-08-16
  • Дата публикации
    2005-02-01

Особенности риторической подготовки студентов-журналистов в условиях поликультурного общества

Читать аннотацию

Риторическая подготовка журналистов для национального региона предполагает осмысление лингвокультурных особенностей контактирующих народов. Обучение риторике студентов-журналистов в условиях поликультурного пространства предполагает последовательный учет в процессе обучения данных анализа национально-культурной маркированности речевого поведения. Постижение на этой основе отличий речевого поведения представителей контактирующих этнокультур призвано стать основой оптимизации межкультурного взаимодействия. Национальные различия на вербальном уровне достаточно значительны, и для достижения восприятия аудиторией журналистского материала адекватно авторскому замыслу журналист должен учитывать множество нюансов: особенности речевого этикета народов, различия в языковом выражении категории оценочности, особенности национальной образности и так далее.

Как цитировать: Цаликова М.А. Особенности риторической подготовки студентов-журналистов в условиях поликультурного общества // Записки Горного института. 2005. Т. № 2 160. С. 88-89.
Профессиональная риторика: теория – практика – методы преподавания
  • Дата отправки
    2004-07-02
  • Дата принятия
    2004-08-29
  • Дата публикации
    2005-02-01

Место и роль лингвистической компоненты в профессинальной подготовке будущих специалистов

Читать аннотацию

Особая роль в становлении открытой творческой личности отводится русскому языку, который как учебный предмет в гуманитарной подготовке имеет особый статус. Как и другие слагаемые культуры, речевая культура прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования в течение всей жизни. Профессиональная подготовка представляет собой сложный комплексный процесс, в котором овладение знаниями по русскому языку неотделимо от обучения профессионально-педагогическому мастерству. В формировании коммуникативной компетенции студентов значительная роль отводится ознакомлению будущих специалистов с нормами культуры речи, что предполагает правильное и целесообразное использование языковых средств в разных сферах и коммуникативно-речевых условиях общения. Базисной частью программы «Русский язык и культура речи» для студентов нефилологических специальностей являются инвариантные по содержанию, но подвижные по структуре блоки, обеспечивающие образовательную и культурную основу языковой подготовки студентов. Другая часть программы представлена в виде профессионально значимого материала, выделяемого на основе тщательного и глубокого изучения потребностей профессиональной подготовки.

Как цитировать: Шадрина М.Г. Место и роль лингвистической компоненты в профессинальной подготовке будущих специалистов // Записки Горного института. 2005. Т. № 2 160. С. 90-92.
Профессиональная риторика: теория – практика – методы преподавания
  • Дата отправки
    2004-07-08
  • Дата принятия
    2004-08-08
  • Дата публикации
    2005-02-01

Речевая компетенция в профессиональной подготовке провизора

Читать аннотацию

Серьезной проблемой в подготовке российских провизоров является их недостаточная коммуникативная компетентность. Именно она во многом предопределяет индивидуальную оценку профессиональной деятельности не только провизора, но и в целом каждой конкретной аптеки, оказывая существенное влияние на ее общественный имидж и, следовательно, производственные показатели. Вследствие того, что объектом перспективного приложения фармацевтического образования становится человек, возрастает уровень требований к речевой подготовке будущего провизора. Осознанная на социальном уровне как актуальная, эта проблема не нашла соответствующего отражения в существующих ныне государственных образовательных стандартах. Время на речеведческие дисциплины в учебных планах негуманитраных вузов по-прежнему выделяется по остаточному принципу, что плохо согласуется со стратегическими задачами отечественного высшего профессионального образования.

Как цитировать: Шульженко В.И. Речевая компетенция в профессиональной подготовке провизора // Записки Горного института. 2005. Т. № 2 160. С. 93-94.

О технологии критериально-ориентированного тестирования по русскому языку и культуре речи

Читать аннотацию

Статья посвященa описанию технологии составления критериально-ориентированных тестов по русскому языку и культуре речи для студентов-нефилологов. Разработанные тесты позволяют обеспечить дифференцированное измерение учебных достижений студентов. Задания тестов, отличающиеся разнообразием форм и целей, полностью охватывают предметное содержание дисциплины «Русский язык и культура речи». Проведена апробация тестов, которая свидетельствует об их учебной эффективности.

Как цитировать: Бобылев Б.Г. О технологии критериально-ориентированного тестирования по русскому языку и культуре речи // Записки Горного института. 2005. Т. № 2 160. С. 95-97.

Специфика непринужденности в жанре поздравления

Читать аннотацию

В статье обосновывается необходимость изменения к жанру поздравления в повседневной коммуникации. Автор формулирует определение поздравления, а также приводит его жанровые особенности. Кроме того, поздравление рассматривается как разновидность непринужденной речи. В статье представлены характеристики уровней непринужденности: высокий (речевая раскованность, энергичность, психологическая комфортность, эмоциональность и тому подобное); средний (повышенное волнение, речевая напряженность и прочее); низкий (психологическая скованность, паузы, сбивчивость; частые речевые ошибки и недочеты). Данные разновидности непринужденной речи рассматриваются через такие факторы, как психологическая подготовка к произнесению непринужденной речи; способы речевой подготовки, которые наиболее характерны для определенной разновидности; содержание, форма, реакция публики.

Как цитировать: Бочарова Т.И. Специфика непринужденности в жанре поздравления // Записки Горного института. 2005. Т. № 2 160. С. 98-99.

Поле лексической окказиональности: к проблеме функционально-семантического описания

Читать аннотацию

В современной лингвистике большое распространение получила полевая модель системы языка. В настоящей статье предлагается один из возможных вариантов построения экспрессивного поля лексической окказиональности. Лексическая окказиональность представлена, на наш взгляд, тремя основными типами окказионализмов: 1) собственно лексические: перестрой щик , реклам ист ы; 2) лексико-словообразовательными: фальш ак , подсознан к а; 3) семантическими: иглоукалывание – «вышивание», пошарить – «поиграть в шары». Окказионализмы выполняют две основные функции: экспрессивную (окказионализмы-экспрессивы) и номинативную (окказионализмы-номинативы). Экспрессивная функция представлена двумя разновидностями: образно-характеристической и эмоционально-оценочной функциями. Первая из них находится в ядре поля, она свойственна семантическим окказионализмам, вторая – на ближайшей периферии, она характерна для собственно лексических и лексико-словообразовательных окказионализмов. Номинативную функцию выполняет небольшое количество собственно лексических окказионализмов. Считаем целесообразным рассмотрение в рамках теории поля лексических окказионализмов других типов и окказионализмов других языковых уровней.

Как цитировать: Грищева Е.С. Поле лексической окказиональности: к проблеме функционально-семантического описания // Записки Горного института. 2005. Т. № 2 160. С. 100-102.

Состояние языка – состояние нации

Читать аннотацию

В статье говорится о важной роли изучения курса «Культура речи» как составляющей национальной культуры в целом. Одновременно ставятся вопросы: востребована ли языковая культура нашим обществом? Где может использовать свои знания выпускник? Почему мы сейчас наблюдаем нигилистическое отношение к стилистике языка? Автор говорит о необходимости воссоздания культуры русской речи как о национально-государственном приоритете.

Как цитировать: Диваков М.В. Состояние языка – состояние нации // Записки Горного института. 2005. Т. № 2 160. С. 103-104.

Актуальные проблемы культуры речи в СМИ

Читать аннотацию

В статье рассматриваются актуальные вопросы культуры речи в СМИ. Существование многих проблем обусловлено тем, что в российских СМИ появились новые типы изданий, к стилевым концепциям которых общество еще не выработало своего отношения.

Как цитировать: Коньков В.И. Актуальные проблемы культуры речи в СМИ // Записки Горного института. 2005. Т. № 2 160. С. 105-107.

Культура речи и фольклорное слово: обучение иностранцев языку русского фольклора

Читать аннотацию

Анализируется специфика фольклорного слова как представляющего собой: 1) концепт ментальности, 2) лингвострановедчески ценную единицу лексики и 3) прецедентный текст. Выдвигается тезис, что для развития у иностранного студента уверенного и компетентного владения языком и культурой речи на уровне носителя языка необходимо сознательное, последовательное и постоянное обучение фольклорному слову, которое может осуществляться уже на самых первых ступенях изучения русского языка как иностранного. Далее тезис иллюстрируется на примерах.

Как цитировать: Костина А.Г. Культура речи и фольклорное слово: обучение иностранцев языку русского фольклора // Записки Горного института. 2005. Т. № 2 160. С. 108-109.

Вопросы обучения культуре письменной научной речи

Читать аннотацию

Обсуждаются теоретические и прикладные вопросы обучения студентов культуре (культурности) речи в разных областях науки. Даются рекомендации для подготовки студентов к творческой работе по созданию устных и письменных научных текстов.

Как цитировать: Лейчик В.М. Вопросы обучения культуре письменной научной речи // Записки Горного института. 2005. Т. № 2 160. С. 110-112.

Гипертекстовый лингвистический универсум русского языка

Читать аннотацию

Данная статья посвящена вопросу рассмотрения современного русского языка с точки зрения гипертекстового лингвистического универсума. Дается история вопроса, указывающая первые попытки машинной обработки лексических единиц литературных памятников. Говорится о необходимости конструирования лингвистического универсума русского языка в нелинейной форме.

Как цитировать: Лесников С.В. Гипертекстовый лингвистический универсум русского языка // Записки Горного института. 2005. Т. № 2 160. С. 113-115.

Роль обращения в организации акта коммуникации

Читать аннотацию

Обращение является периферийной единицей языка и речи, тем не менее, его роль в организации акта коммуникации далеко не маловажна. Обращение представляет собой класс разнообразных единиц, объединенных теми или иными общими для них качественными и коммуникативными признаками. Материалом для образования обращений служат самые разнообразные языковые средства, представленные единицами разных языковых уровней: отдельные лексические единицы, словосочетания, предложения. Обращение понимается как самостоятельная единица высказывания, используемая с определенным прагматическим заданием. Выбор обращения требует от участника коммуникативного акта особой аккуратности и хорошего знания основ речевой культуры.

Как цитировать: Мальцев И.В. Роль обращения в организации акта коммуникации // Записки Горного института. 2005. Т. № 2 160. С. 116-117.

Учебник по культуре русской речи: принцип сочетания культурно-речевой и риторической составляющих

Читать аннотацию

Грань между теоретическими и практическими дисциплинами, как культура речи и риторика как неопределенна и подвижна. Различие объекта и расхождение традиций риторики, ортологии и теории коммуникативных качеств речи обостряет проблему создания учебников. Культура речи как учебный предмет в настоящее время нацелена не на продуцирование текста обучаемым, а на запоминание образцовых единиц, их списков и моделей образцового речевого пользования, что существенно снижает результативность дисциплины.

Как цитировать: Матвеева Т.В. Учебник по культуре русской речи: принцип сочетания культурно-речевой и риторической составляющих // Записки Горного института. 2005. Т. № 2 160. С. 118-120.

К вопросу об этическом аспекте культуры речи

Читать аннотацию

Негативные изменения в области языкового сознания и речевого поведения индивидуумов, обусловленные экстралингвистическими факторами, тесным образом связаны с этическим аспектом культуры речи. Языковая компетенция необходима человеку как личности для установления, поддержания и успешного завершения вербального общения. Прагматика современной словесной коммуникации свидетельствует о невнимании участников общения друг к другу, неучете важнейших личностных характеристик, без чего не представляется возможным оптимально строить диалог. Это находит выражение или в упрощении, или в усложнении речевого поведения, что приводит к ущемлению прав каждого из коммуникантов и выражается в коммуникативной неудаче. Уважающая адресата языковая личность прежде всего заявляет о себе посредством речи, основанной на владении литературно-языковыми нормами.

Как цитировать: Молчанова Е.Е. К вопросу об этическом аспекте культуры речи // Записки Горного института. 2005. Т. № 2 160. С. 121-122.

Речевой этикет как одна из составных частей имиджа делового человека

Читать аннотацию

Риторика – филологическая дисциплина, изучающая отношение мысли к слову. Для делового человека немаловажным является умение говорить, убеждать, выступать перед публикой. В нашем вузе уже более 15 лет мы читаем лекции по дисциплине «Деловой протокол и этикет», где мы уделяем большое внимание культуре общения, речевому этикету. Мы учим студентов умению держаться перед публикой, увлечь аудиторию своим выступлением, учим определять с чего начать свое выступление и как его закончить, как готовиться к выступлению, роль мимики, жестов, одежды при выступлении, рассказывая о видах речевого этикета. В конце курса студенты анонимно пишут свои отзывы по данной дисциплине и дают нам понять, что данная дисциплина ими востребована.

Как цитировать: Мусагулова Р.Э. Речевой этикет как одна из составных частей имиджа делового человека // Записки Горного института. 2005. Т. № 2 160. С. 123-124.

Риторика, культура речи и динамика языковой нормы

Читать аннотацию

В статье рассматриваются вопросы культуры речи во взаимосвязи с понятием языковой нормы и ее динамикой в период с ХIХ по ХХI в. Автор анализирует фрагменты произведений А.С.Пушкина и выявляет специфику изменений на лексическом, морфологическом, словообразовательном и синтаксическом уровнях. Делается вывод о том, что наиболее существенные изменения происходят в области семантики. Автор отмечает, что для повышения культуры речи школьников необходимо изучение классической литературы ХIХ в., однако учителю важно уметь прояснить возможные «темные места» и прокомментировать «необычные» для носителей современного русского языка случаи использования лексем, сочетания слов, синтаксических конструкций.

Как цитировать: Никифирова Е.Б. Риторика, культура речи и динамика языковой нормы // Записки Горного института. 2005. Т. № 2 160. С. 125-126.

Проблемы риторической грамотности и культуры речи тюменской молодежи

Читать аннотацию

В статье рассматривается проблема риторической грамотности и культуры речи тюменской молодежи. В настоящее время литературный язык просто захлестнула волна заимствований, сленга, ненормативной лексики. Из числа абитуриентов и студентов вузов только немногие умеют грамотно и правильно формулировать и выражать собственные мысли. Поэтому перед вузами стоит глобальная задача: повышение речевой грамотности студентов, в том числе культуры профессиональной речи.

Как цитировать: Пономерова Т.Л. Проблемы риторической грамотности и культуры речи тюменской молодежи // Записки Горного института. 2005. Т. № 2 160. С. 127-128.

Взаимосвязь языка и культуры

Читать аннотацию

Язык любого народа – это его историческая память, воплощенная в слове. Именно в языке и через язык выявляются такие важнейшие особенности и черты, как национальная психология, характер народа, склад его мышления, самобытная неповторимость художественного творчества, нравственное состояние и духовность. И потому культура языка может и должна быть осмыслена в собственно экологическом аспекте – как часть здоровой окружающей «речевой среды существования».

Как цитировать: Прохоцкая С.А. Взаимосвязь языка и культуры // Записки Горного института. 2005. Т. № 2 160. С. 129-132.

Вариативность этического компонента речи

Читать аннотацию

Знаком культуры речевого взаимодействия является паритетность интереса говорящего и его ответственности перед собеседником. В речевой действительности соотношение этих двух компонентов вариативно. Характер этого взаимодействия зависит от нескольких факторов: интерес говорящего, обязанность говорящего, норма, оценка говорящим речевой ситуации, одобрение, стереотипность речевого поведения. При анализе реального речевого поведения становится очевидным, что говорящий реализует в речи прежде всего свои интересы. Разные языковые личности реализуют свой интерес в речи различными способами: прямым, отстаивая свою точку зрения, и косвенным , сохраняя состояние психологического комфорта. Основная обязанность говорящего состоит в необходимости учитывать в общении интересы собеседника.

Как цитировать: Рисинзон С.А. Вариативность этического компонента речи // Записки Горного института. 2005. Т. № 2 160. С. 133-134.

Речевая ошибка как моделируемое «отклонение»

Читать аннотацию

В статье рассматриваются особенности отклонений от речевого стандарта и определение особенностей индивидуальной рецепции студента при изучении дисциплины «русская речевая культура». Студент моделирует в каждом случае феномен «ошибки» и вырабатывает собственную типологию так называемых речевых неправильностей. Выделяются нарушения безвариантные, вариантные, оговорки, окказионализмы, интенциональные ошибки, просторечия, сленг, ложные ошибки. Подобная методика, ориентированная на живую речевую культуру, способствует развитию у студентов чувства языковой ответственности и вкуса, позволяет задуматься над тем, что происходит в языке, дать понимание принципиальной динамичности нормы – ее историчности и стабильности, избежать одностороннего и безапелляционного осуждения речевого факта.

Как цитировать: Сидоренко К.П. Речевая ошибка как моделируемое «отклонение» // Записки Горного института. 2005. Т. № 2 160. С. 135-137.

Самостоятельная работа студентов в курсе «Русский язык и культура речи» и ее риторическая составляющая

Читать аннотацию

Рассматриваются проблемы организации самостоятельной работы студентов-нефилологов, изучающих курс «Русский язык и культура речи» (содержание – форма – контроль). Содержание самостоятельной работы определяется задачей повышения творческого потенциала студентов; форма призвана повысить академическую активность студентов и направляется их профессиональными интересами; контроль предполагает оценивание и анализ результатов деятельности преподавателя и студента.

Как цитировать: Соколов А.И. Самостоятельная работа студентов в курсе «Русский язык и культура речи» и ее риторическая составляющая // Записки Горного института. 2005. Т. № 2 160. С. 138-139.

Традиционные и информационные технологии в практике преподавания курса «Русский язык и культура речи»

Читать аннотацию

Повышение общей культуры студентов, развитие их коммуникативных способностей – задача курса «Русский язык и культура речи». В статье рассматриваются вопросы, связанные с преподаванием этой дисциплины в экономическом вузе. Перспективными в настоящее время являются такие педагогические технологии, которые ориентируются на личность обучающегося, его интересы и способности. Практика работы показывает, что необходима гибкая модель обучения, сочетание традиционных и информационных технологий. Анализируется опыт применения информационно-компьютерных технологий при обучении культуре речи, в частности, рассматривается использование ИОС «Прометей» (тестирование, виртуальная дискуссия и другие).

Как цитировать: Табулдинова А.Р. Традиционные и информационные технологии в практике преподавания курса «Русский язык и культура речи» // Записки Горного института. 2005. Т. № 2 160. С. 140-141.

Речь в межличностном общении

Читать аннотацию

В статье рассматривается методический аспект проблемы взаимодействия литературного языка и внелитературных языковых явлений (жаргон, просторечие, диалекты). В современном литературном русском языке происходит интенсивное сближение традиционных книжно-письменных и устных средств с обиходно-разговорным стилем речи, городским просторечием, социальными и профессиональными диалектами. Исходя из данного положения, в курсе «Русский язык и культура речи» читается лекция «Речь в межличностном общении».

Как цитировать: Усанова О.Г. Речь в межличностном общении // Записки Горного института. 2005. Т. № 2 160. С. 142-143.

Тема «Вариантность и изменение норм современного русского литературного языка» в вузовском курсе «Основы стилистики и риторики»

Читать аннотацию

Статья посвящена рассмотрению соотношения вариантности и динамики норм современного русского литературного языка. В ней представлен план и краткий конспект лекции на тему «Вариантность и изменение норм современного русского литературного языка» в вузовском курсе «Основы стилистики и риторики». Охарактеризованы базовые понятия –термины: вариантность, источники и причины вариантности, «колебания» нормы, диапазон варьирования и конкуренция вариантов. Разграничены вариантность как свойство одной и той же языковой единицы и синонимия как свойство разных языковых единиц. Вариантность есть этап в развитии нормы.

Как цитировать: Харченко Н.П. Тема «Вариантность и изменение норм современного русского литературного языка» в вузовском курсе «Основы стилистики и риторики» // Записки Горного института. 2005. Т. № 2 160. С. 144-145.

Коммуникативное поведение и культура речи

Читать аннотацию

В статье рассматриваются некоторые особенности и проблемы коммуникативного поведения современной языковой личности. Проблема культуры речи сегодня отнюдь не утрачивает своей актуальности. Спонтанные публичные речевые коммуникации демонстрируют неконтролируемое и неоправданное смешение книжно-письменных и устно-разговорных особенностей. Включение в речь ненормативной, жаргонной и просторечной лексики стало модным и престижным. Именно поэтому работа по формированию художественно-эстетического вкуса и языковой рефлексии представляется своевременной и значимой.

Как цитировать: Чеботникова Т.А. Коммуникативное поведение и культура речи // Записки Горного института. 2005. Т. № 2 160. С. 146-147.

Стереотипы как социокультурные маркеры речевого поведения личности

Читать аннотацию

В статье рассматриваются речеповеденческие и ментальные стереотипы просторечной речевой культуры. Эти стереотипы становятся источником социокультурного знания и позволяют описать механизмы речевого взаимодействия внутри коммуникативно-культурного пространства, а также на стыке культур. Они эксплицируются в культуре вербально как слова-привычки, готовые речевые формулы, поведенческие клише, цепочки хода мысли. Будучи средством социализации личности, стереотипы маркируют принадлежность человека к определенному типу речевой культуры, позволяют моделировать речевое общение в разных типах коммуникативных ситуаций.

Как цитировать: Шалина И.В. Стереотипы как социокультурные маркеры речевого поведения личности // Записки Горного института. 2005. Т. № 2 160. С. 148-149.

О некоторых формах оптимизации преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи»

Читать аннотацию

В статье рассматриваются проблемы оптимизации преподавания русского языка и культуры речи в вузе негуманитарного профиля через дифференциацию и индивидуализацию обучения, использование на занятиях учебного диалога, заданий поискового и исследовательского характера, через организацию самостоятельной работы студентов.

Как цитировать: Шульгина Н.П. О некоторых формах оптимизации преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи» // Записки Горного института. 2005. Т. № 2 160. С. 150-151.

Точность словоупотребления – важное качество культуры речи

Читать аннотацию

В статье представлены типы нарушений точности словоупотребления. Особое внимание в связи с этой проблемой уделено анализу политического дискурса.

Как цитировать: Ярославцева Т.А. Точность словоупотребления – важное качество культуры речи // Записки Горного института. 2005. Т. № 2 160. С. 152-154.
Риторика и культура общения в школе: предмет – методика – учебники
  • Дата отправки
    2004-07-11
  • Дата принятия
    2004-08-16
  • Дата публикации
    2005-02-01

Элементы риторизации как фактор повышения активности образовательной деятельности при обучении английскому языку

Читать аннотацию

В наше время очень много говорят о путях риторизации образовательно-воспитательной деятельности в школе. Одна из главных целей английского языка как средства общения – сделать это общения более ярким и эффективным. Использование риторических жанров на уроках поможет реализовать эту цель. Стоит добавить, что на уроках английского языка это еще и средство, повышающее мотивацию и совершенствующее речемыслительную деятельность на занятии. Таким образом, занятия по иностранному языку – это замечательный шанс использования, шлифовки и создания новых жанровых форм, так как обучение иностранному языку – это обучение общению, прежде всего. Хотя, как показала практика, использование разнообразных жанровых форм также дает огромный потенциал для освоения грамматических форм, автоматизации лексических единиц, обучения чтению и письму. В статье приведены лишь некоторые жанровые формы, которые мы используем на уроках. Конечно, в нашем арсенале есть и другие риторические жанры. Девизом каждого учителя должно быть: ТВОРИ! ПРОБУЙ! ИЗОБРЕТАЙ! ОТКРЫВАЙ!

Как цитировать: Бочкарева С.В. Элементы риторизации как фактор повышения активности образовательной деятельности при обучении английскому языку // Записки Горного института. 2005. Т. № 2 160. С. 155-157.
Риторика и культура общения в школе: предмет – методика – учебники
  • Дата отправки
    2004-07-11
  • Дата принятия
    2004-08-09
  • Дата публикации
    2005-02-01

Речевой автопортрет школьников в системе жанровых разновидностей портретной характеристики

Читать аннотацию

В последнее время в связи с развитием современных технологий, с широким внедрением компьютеров в различные области человеческой деятельности стала возникать актуальная проблема коммуникации, имеющая особое проявление в школьном возрасте, когда дети чувствуют себя одинокими, лишенными общения с людьми, когда снижается их личностная самооценка, так как они не способны анализировать свою речевую деятельность. Решить данные проблемы можно, на наш взгляд, обучая школьников приемам создания речевого автопортрета. Жанр речевого автопортрета является сложным видом текста, который требует глубокого лингвистического анализа, методических разработок, знания возрастной психологии школьного возраста, и в дальнейшем должен занять особое место в функционально-смысловой разновидности речи школьников, помочь ученикам раскрыть себя как личность, умеющую плодотворно общаться с людьми в любой жизненной ситуации.

Как цитировать: Волченкова П.Б. Речевой автопортрет школьников в системе жанровых разновидностей портретной характеристики // Записки Горного института. 2005. Т. № 2 160. С. 158-160.
Риторика и культура общения в школе: предмет – методика – учебники
  • Дата отправки
    2004-07-22
  • Дата принятия
    2004-08-26
  • Дата публикации
    2005-02-01

Специфика учебного диалога в школьной аудитории

Читать аннотацию

В последнее время диалог как метод обучения вызывает интерес методистов в области образования. Учебный (школьный) диалог имеет свою психолого-ситуативную и языковую специфику. Эта специфика заключается в следующем: в основе школьного диалога должен находиться интересный и доступный предмет обсуждения; условием возникновения диалога в классе является проблемная ситуация, положительное отношение партнеров друг к другу и признание общих правил взаимодействия; результатом учебного диалога может быть или решение проблемы, или определение перспективы работы над проблемой; учебный диалог имеет характерные только для него мотивационные схемы; существенной особенностью учебного диалога, определяющей его грамматический строй, является его ситуативность; для речи учебного диалога характерно широкое использование внеязыковых компонентов общения.

Как цитировать: Горбич О.И. Специфика учебного диалога в школьной аудитории // Записки Горного института. 2005. Т. № 2 160. С. 161-162.
Риторика и культура общения в школе: предмет – методика – учебники
  • Дата отправки
    2004-07-14
  • Дата принятия
    2004-08-12
  • Дата публикации
    2005-02-01

Молчание как риторический прием косвенного педагогического воздействия

Читать аннотацию

В данной статье рассматриваются возможности использования молчания как риторического приема косвенного педагогического воздействия. Предлагается определение педагогического молчания как отсутствия речевых действий в коммуникативно обязывающей ситуации с целью воздействия на собеседника (ученика). Осуществляется попытка определить речевую интенцию (намерение) и основные виды значимого молчания учителя, а также условия, необходимые для эффективного применения данного приема. Делаются предположения о перспективах изучения молчания и обучения названному приему.

Как цитировать: Ефимова О.Ю. Молчание как риторический прием косвенного педагогического воздействия // Записки Горного института. 2005. Т. № 2 160. С. 163-165.
Риторика и культура общения в школе: предмет – методика – учебники
  • Дата отправки
    2004-07-04
  • Дата принятия
    2004-08-14
  • Дата публикации
    2005-02-01

Риторический турнир как форма внеклассной работы

Читать аннотацию

Речь на риторическом турнире построена по законам жанра, выбранного учащимися (жанров, в которых может реализовать себя учащийся, мы насчитываем уже более ста), и проведение этого конкурса становится общешкольным событием. В ходе подготовки идет речемыслительная деятельность в аспекте соотношения предложенной темы с личностными возможностями, каждый ищет свою нишу в предложенном в качестве темы понятии (или ряде понятий). А данное (как понятие) должно перейти в новое, то есть должно быть сформулировано в виде тезиса. Идет построение текста по модели избранного жанра, отбор речевых средств – совершенствуется речь. В данном конкурсе предоставляется равная возможность для всех учащихся, чувства успешности и риторические умения не могут не влиять на изучение других школьных дисциплин, и, конечно, эта деятельность имеет и воспитательный аспект: происходит раскрытие положительных личностных черт, появляется желание не только совершенствовать свою речь, но и самим совершенствоваться.

Как цитировать: Жилевская Л.В. Риторический турнир как форма внеклассной работы // Записки Горного института. 2005. Т. № 2 160. С. 166-169.
Риторика и культура общения в школе: предмет – методика – учебники
  • Дата отправки
    2004-07-08
  • Дата принятия
    2004-08-03
  • Дата публикации
    2005-02-01

Исторический компонент на уроках русского языка как путь формирования риторического мышления

Читать аннотацию

В статье рассмотрены проблемы формирования риторического мышления на уроках русского языка в средней школе с использованием исторического компонента. Определены условия диалогичности текста как дидактической единицы. Названы различные виды деятельности учащихся, способствующие развитию риторического мышления. Даны рекомендации по отбору текстов с исторической составляющей. Автор статьи делает вывод о необходимости воспитания у школьников ценностного отношения к русскому языку в процессе его изучения.

Как цитировать: Зайцева О.Н. Исторический компонент на уроках русского языка как путь формирования риторического мышления // Записки Горного института. 2005. Т. № 2 160. С. 170-171.
Риторика и культура общения в школе: предмет – методика – учебники
  • Дата отправки
    2004-07-28
  • Дата принятия
    2004-08-01
  • Дата публикации
    2005-02-01

Проблемы использования современных технических средств в школьном курсе риторики

Читать аннотацию

Предлагаемая статья раскрывает содержание работы, реализованной в школьном курсе риторики, по использованию современных технических средств при обучении общению.

Как цитировать: Ладыженская Н.В. Проблемы использования современных технических средств в школьном курсе риторики // Записки Горного института. 2005. Т. № 2 160. С. 172-173.
Риторика и культура общения в школе: предмет – методика – учебники
  • Дата отправки
    2004-07-26
  • Дата принятия
    2004-08-27
  • Дата публикации
    2005-02-01

Риторические основы жанровых форм современных уроков русского языка и литературы

Читать аннотацию

Статья посвящена вопросам изучения риторических основ жанровых форм современных уроков русского языка и литературы. В настоящее время падает интерес учащихся к урокам русского языка и литературы. В статье даются некоторые рекомендации по активизации интереса учащихся к этим дисциплинам.

Как цитировать: Прошлецов Е.Н. Риторические основы жанровых форм современных уроков русского языка и литературы // Записки Горного института. 2005. Т. № 2 160. С. 174-174.
Риторика и культура общения в школе: предмет – методика – учебники
  • Дата отправки
    2004-07-17
  • Дата принятия
    2004-08-12
  • Дата публикации
    2005-02-01

Русский язык, литература и риторика в школе

Читать аннотацию

На основании анализа построения системы филологического образования в русской дореволюционной педагогике делаются выводы о возможном построении этого предмета в современной школе. Разграничиваются и соотносятся учебные дисциплины «Русский язык», «Литература», «Риторика».

Как цитировать: Санджи-Гаряева З.С. Русский язык, литература и риторика в школе // Записки Горного института. 2005. Т. № 2 160. С. 175-176.
Риторика и культура общения в школе: предмет – методика – учебники
  • Дата отправки
    2004-07-05
  • Дата принятия
    2004-08-08
  • Дата публикации
    2005-02-01

Направления в обучении риторике в гимназии

Читать аннотацию

Многоаспектность риторики и разделение ее на общую и частную обусловливает актуальность вопроса об отборе содержания риторического образования в школах разного типа. Гимназия как школа повышенного уровня ставит перед собой задачу дать учащимся широкое гуманитарное образование и коммуникативно-когнитивное развитие. В связи с этим необходимо включать в учебные планы гимназий риторику. Несмотря на различие в содержании риторического образования гимназических классов разного профиля (экономический, юридический, педагогический и другие), в целом можно выделить следующие направления обучения риторике в гимназии: 1) изучение теоретического материала; 2) тренировка произносительных навыков учащихся; 3) изучение норм литературного языка; 4) чтение, аудирование и анализ риторических образцов; 5) изучение практических средств риторики, в том числе речевых жанров; 6) создание учащимися собственных текстов на основе изученных риторических средств; 7) применение полученных знаний в ходе развивающих игр и тренингов; 8) свободное речевое творчество учащихся.

Как цитировать: Симакова Е.С. Направления в обучении риторике в гимназии // Записки Горного института. 2005. Т. № 2 160. С. 177-179.
Риторика и культура общения в школе: предмет – методика – учебники
  • Дата отправки
    2004-07-02
  • Дата принятия
    2004-08-05
  • Дата публикации
    2005-02-01

Ключевые слова в профессионально значимых прецедентных текстах

Читать аннотацию

В статье рассматриваются группы лексики, которые представляют собой ключевые слова русского менталитета. Слово является наиболее полным и универсальным знаком. Рассматривается, какие лексико-грамматические средства представляют языковые идеи в школьных учебниках русского языка.

Как цитировать: Сметнева Н.А. Ключевые слова в профессионально значимых прецедентных текстах // Записки Горного института. 2005. Т. № 2 160. С. 180-183.
Риторика и культура общения в школе: предмет – методика – учебники
  • Дата отправки
    2004-07-24
  • Дата принятия
    2004-08-27
  • Дата публикации
    2005-02-01

Предисловие и послесловие в детской речевой практике

Читать аннотацию

В статье рассматривается проблема обучения предисловию и послесловию на школьных уроках риторики и развития речи. Автор обосновывает актуальность обращения к данным жанрам: эффективное использование справочного аппарата книги в детской речевой практике. Дает сравнительную характеристику предисловия и послесловия, выявляя общие и отличительные признаки на основе жанрообразующих факторов (цель, место в книге, структура, формальная организация, коммуниканты, характер оценки первоисточника) и жанроопределяющих особенностей, включая примеры структурных компонентов. Описывает методику обучения: основные коммуникативные умения, дидактическую базу, краткое содержание уроков, образцы заданий.

Как цитировать: Тенекова А.М. Предисловие и послесловие в детской речевой практике // Записки Горного института. 2005. Т. № 2 160. С. 184-186.
Риторика и культура общения в школе: предмет – методика – учебники
  • Дата отправки
    2004-07-22
  • Дата принятия
    2004-08-03
  • Дата публикации
    2005-02-01

Школа и общение: размышление об образовании в будущем и в настоящем

Читать аннотацию

Наиболее важная цель образования сегодня – научение способам действия с опорой на последовательно предлагаемые жизненно необходимые знания. В связи с этим, какова роль общения в образовании (в том числе – учении и научении)? Учение, по мнению С.А.Минеевой, – это, прежде всего, общение. Образовывать необходимо в действовании, посредством заинтересованной развивающей деятельности в предлагаемых обстоятельствах равных субъектов современного и своевременного образования. Подобный характер деятельности возможен только в реальном диалоге. Именно такой диалог может в значительной степени помочь выстраивать риторика как учебный предмет, способствующий развитию и совершенствованию риторической (шире – речемыслительной) деятельности учащихся. Сегодня во многих случаях истинного диалога в учении пока, к сожалению, не получается. Известно, что каждый ребенок – это целый мир. Учитель созидает Миры. Чтобы слышать Голоса друг друга, необходимо быть в Диалоге. Можно утверждать, что в ХХI веке (в том числе в период модернизации образования) иначе нельзя. Школа будущего рождается сегодня. Ее ростки в диалогическом настоящем, которое хранит и использует опыт и традиции российского образования. Как верно заметил пермский философ И.И.Чурилов: « Вне общения нет образования ».

Как цитировать: Тихонов С.Е. Школа и общение: размышление об образовании в будущем и в настоящем // Записки Горного института. 2005. Т. № 2 160. С. 187-189.
Риторика и культура общения в школе: предмет – методика – учебники
  • Дата отправки
    2004-07-11
  • Дата принятия
    2004-08-21
  • Дата публикации
    2005-02-01

Объяснительная речь учителя на различных этапах урока русского языка

Читать аннотацию

Статья посвящена изучению особенностей функционирования объяснительной речи учителя на различных этапах урока, в различных учебно-речевых ситуациях. Подчеркивается, что использование объяснительной речи не ограничено этапом объяснения нового материала, она возникает в различных учебных ситуациях урока в тех случаях, когда необходимо ввести дополнительную информацию, устранить случаи непонимания или незнания. Содержание и форма подобных высказываний зависит от конкретных условий урока. Актуализация оптимальных форм передачи информации, неоднократное обращение к изучаемому явлению обеспечивает более эффективное усвоение школьниками новой информации.

Как цитировать: Хаимович Л.В. Объяснительная речь учителя на различных этапах урока русского языка // Записки Горного института. 2005. Т. № 2 160. С. 190-191.
Риторика и культура общения в школе: предмет – методика – учебники
  • Дата отправки
    2004-07-19
  • Дата принятия
    2004-08-05
  • Дата публикации
    2005-02-01

О риторическом подходе к характеристике героя художественной литературы

Читать аннотацию

В статье рассматривается вопрос о развитии коммуникативных технологий в ходе анализе художественного образа человека в литературе. Автор обосновывает актуальность и необходимость создания характеристики героя художественного произведения в риторическом аспекте. В статье речь идет о том, что традиционная схема характеристики героя литературного произведения не соответствует основной коммуникативно-методической задаче школы: подготовке учащихся к успешному общению в актуальных для них сферах деятельности. Анализ образа человека на современном уроке словесности перспективно производить с опорой на коммуникативную составляющую личности героя. Также отмечается, что именно герой драмы наиболее наглядно и достоверно воплощает риторический идеал современности. В заключение автор подчеркивает, что подобного рода работа явится попыткой соединить уроки литературы и риторики. Изучив и описав риторический идеал, воплощенный в литературе, учащиеся смогут повысить уровень своей речевой культуры, а впоследствии выработают «технологию» создания собственного имиджа.

Как цитировать: Хлебникова М.С. О риторическом подходе к характеристике героя художественной литературы // Записки Горного института. 2005. Т. № 2 160. С. 192-194.
Риторика и культура общения в школе: предмет – методика – учебники
  • Дата отправки
    2004-07-30
  • Дата принятия
    2004-08-24
  • Дата публикации
    2005-02-01

К вопросу изучения стиля русской элегической школы как «характернейшего образца устойчивого, замкнутого стиля»

Читать аннотацию

Понятие «риторика» включает теорию речи и ораторское мастерство, то есть технику речи говорящего. К сожалению, этим искусством владеют лишь избранные. Причина, видимо, в том, что риторика как искусство речи в школах не изучается. Данная наука является древнейшей из отраслей лингвистики. Академик Д.С.Лихачев отмечал, что «самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять… во всей многозначительности этого факта». Язык человека – это его мировоззрение и его поведение. Формировать умение составлять речь выразительную и грамотную – основа современного преподавания; один из способов – работа с образцами классической русской литературы с точки зрения лингвокультурологического анализа.

Как цитировать: Шаталова О.В. К вопросу изучения стиля русской элегической школы как «характернейшего образца устойчивого, замкнутого стиля» // Записки Горного института. 2005. Т. № 2 160. С. 195-197.
Риторика и культура общения в школе: предмет – методика – учебники
  • Дата отправки
    2004-07-01
  • Дата принятия
    2004-08-12
  • Дата публикации
    2005-02-01

Этикетные речевые жанры в повседневном общении и в художественной литературе и их изучение в вузе и школе

Читать аннотацию

В статье анализируются этикетные речевые жанры повседневного общения и примеры этикетных жанров из художественных произведений, обращается внимание на их отличие.

Как цитировать: Шевченко Н.В. Этикетные речевые жанры в повседневном общении и в художественной литературе и их изучение в вузе и школе // Записки Горного института. 2005. Т. № 2 160. С. 198-199.
Риторика и культура общения в школе: предмет – методика – учебники
  • Дата отправки
    2004-07-06
  • Дата принятия
    2004-08-18
  • Дата публикации
    2005-02-01

Асистемность как результат аналогии и как следствие контаминации

Читать аннотацию

Действие процессов по аналогии может влиять по-разному на языковую систему. I. Аналогия как факт языка может преобразовать его систему изнутри, проходя через фазу асистемности и конструируя новую системность, resp. антисистемность. II. Аналогия как факт речи может остаться на уровне асистемного факта, которого следует избегать. В результате действия принципа контаминации также может возникнуть асистемное словоупотребление. Асистемность как результат аналогии и как следствие контаминации выявляется и в устном научном тексте.

Как цитировать: Стоянова Р.С. Асистемность как результат аналогии и как следствие контаминации // Записки Горного института. 2005. Т. № 2 160. С. 200-201.