Школа и общение: размышление об образовании в будущем и в настоящем
- Ямало-Ненецкий окружной институт повышения квалификации работников образования
Аннотация
Наиболее важная цель образования сегодня – научение способам действия с опорой на последовательно предлагаемые жизненно необходимые знания. В связи с этим, какова роль общения в образовании (в том числе – учении и научении)? Учение, по мнению С.А.Минеевой, – это, прежде всего, общение. Образовывать необходимо в действовании, посредством заинтересованной развивающей деятельности в предлагаемых обстоятельствах равных субъектов современного и своевременного образования. Подобный характер деятельности возможен только в реальном диалоге. Именно такой диалог может в значительной степени помочь выстраивать риторика как учебный предмет, способствующий развитию и совершенствованию риторической (шире – речемыслительной) деятельности учащихся. Сегодня во многих случаях истинного диалога в учении пока, к сожалению, не получается. Известно, что каждый ребенок – это целый мир. Учитель созидает Миры. Чтобы слышать Голоса друг друга, необходимо быть в Диалоге. Можно утверждать, что в ХХI веке (в том числе в период модернизации образования) иначе нельзя. Школа будущего рождается сегодня. Ее ростки в диалогическом настоящем, которое хранит и использует опыт и традиции российского образования. Как верно заметил пермский философ И.И.Чурилов: « Вне общения нет образования ».
Литература
- Риторический текст как инструмент диагностики предметных знаний и личностного развития учащихся. Пермь: ЗУУНЦ, 2001.
- Чурилов И.И. Основы развития научно-гуманистической системы образования: Курс лекций на I сессии II Школы развивающего обучения ГКОН-ЗУУНЦ. Пермь: ЗУУНЦ, 2001.
- Чурилов И.И. Путь в диалогическую культуру в развивающем образовании // Риторика диалога в становлении научно-гуманистической системы образования: проблемы исследования и преподавания: Материалы ХI научно-практической конференции. 10-11 ноября 2002. Пермь, 2002.