Подать статью
Стать рецензентом
Том 160 № 2
Страницы:
148-149
Скачать том:
RUS

Стереотипы как социокультурные маркеры речевого поведения личности

Авторы:
И. В. Шалина
Об авторах
  • Уральский государственный университет
Дата отправки:
2004-07-03
Дата принятия:
2004-08-09
Дата публикации:
2005-02-01

Аннотация

В статье рассматриваются речеповеденческие и ментальные стереотипы просторечной речевой культуры. Эти стереотипы становятся источником социокультурного знания и позволяют описать механизмы речевого взаимодействия внутри коммуникативно-культурного пространства, а также на стыке культур. Они эксплицируются в культуре вербально как слова-привычки, готовые речевые формулы, поведенческие клише, цепочки хода мысли. Будучи средством социализации личности, стереотипы маркируют принадлежность человека к определенному типу речевой культуры, позволяют моделировать речевое общение в разных типах коммуникативных ситуаций.

Перейти к тому 160

Литература

  1. Котюрова М.П. Многоаспектность явлений стереотипности в научных текстах // Текст: стереотип и творчество: Межвузовский сборник научных трудов. Пермь, 1998.
  2. Крейдлин Г.Е. Кинесика // С.А.Григорьева, Н.В.Григорьев, Г.Е.Крейдлин. Словарь языка русских жестов. Москва-Вена, 2001.
  3. Нещименко Г.П К постановке проблемы «Язык как средство трансляции культуры» // Язык как средство трансляции культуры. М., 2000.
  4. Николаева Т.М. Речевые, коммуникативные и ментальные стереотипы: социолингвистическая дистрибуция // Язык как средство трансляции культуры. М., 2000.
  5. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. М., 2001.

Похожие статьи

Объяснительная речь учителя на различных этапах урока русского языка
2005 Л. В. Хаимович
Тема «Вариантность и изменение норм современного русского литературного языка» в вузовском курсе «Основы стилистики и риторики»
2005 Н. П. Харченко
Точность словоупотребления – важное качество культуры речи
2005 Т. А. Ярославцева
Речь в межличностном общении
2005 О. Г. Усанова
Судебная риторика как компонент профессионального образования юристов: к вопросу о целях и методах обучения
2005 Н. В. Отургашева
О некоторых особенностях объяснительного диалога как жанра учебной речи
2005 Т. И. Вострикова