Подать статью
Стать рецензентом
Том 160 Вып. 2
Страницы:
148-149
Скачать том:
RUS
Научная статья

Стереотипы как социокультурные маркеры речевого поведения личности

Авторы:
И. В. Шалина
Об авторах
  • Уральский государственный университет
Дата отправки:
2004-07-03
Дата принятия:
2004-08-09
Дата публикации:
2005-01-11

Аннотация

В статье рассматриваются речеповеденческие и ментальные стереотипы просторечной речевой культуры. Эти стереотипы становятся источником социокультурного знания и позволяют описать механизмы речевого взаимодействия внутри коммуникативно-культурного пространства, а также на стыке культур. Они эксплицируются в культуре вербально как слова-привычки, готовые речевые формулы, поведенческие клише, цепочки хода мысли. Будучи средством социализации личности, стереотипы маркируют принадлежность человека к определенному типу речевой культуры, позволяют моделировать речевое общение в разных типах коммуникативных ситуаций.

Область исследования:
(Архив) Речевая культура общества: языковые процессы – теория речи – «русский язык и культура речи» как учебная дисциплина
Перейти к тому 160

Литература

  1. Котюрова М.П. Многоаспектность явлений стереотипности в научных текстах // Текст: стереотип и творчество: Межвузовский сборник научных трудов. Пермь, 1998.
  2. Крейдлин Г.Е. Кинесика // С.А.Григорьева, Н.В.Григорьев, Г.Е.Крейдлин. Словарь языка русских жестов. Москва-Вена, 2001.
  3. Нещименко Г.П К постановке проблемы «Язык как средство трансляции культуры» // Язык как средство трансляции культуры. М., 2000.
  4. Николаева Т.М. Речевые, коммуникативные и ментальные стереотипы: социолингвистическая дистрибуция // Язык как средство трансляции культуры. М., 2000.
  5. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. М., 2001.

Похожие статьи

О технологии критериально-ориентированного тестирования по русскому языку и культуре речи
2005 Б. Г. Бобылев
Роль иностранного языка в интегральной подготовке специалистов неязыкового профиля
2005 Л. В. Макар
Гипертекстовый лингвистический универсум русского языка
2005 С. В. Лесников
Состояние языка – состояние нации
2005 М. В. Диваков
Объяснительная речь учителя на различных этапах урока русского языка
2005 Л. В. Хаимович
Педагогическая риторика и прагматика извинения
2005 Н. О. Егорова