Подать статью
Стать рецензентом
Том 160 № 2
Страницы:
25-27
Скачать том:

О некоторых особенностях объяснительного диалога как жанра учебной речи

Авторы:
Т. И. Вострикова
Об авторах
  • Астраханский государственный университет
Дата отправки:
2004-07-25
Дата принятия:
2004-08-09
Дата публикации:
2005-02-01

Аннотация

Объяснительный диалог – это жанр учебной речи, который дает слушателям новое знание, отражает его рождение. В таком диалоге должны быть учтены экстралингвистические факторы (ситуация общения, функции и отношения участников, стиль общения), которые предопределяют действие лингвистических факторов. Движущая сила объяснительного диалога – вопрос, причем вопрос не только со стороны педагога, но и со стороны обучаемого. Важными элементами диалога являются словесные повторы, продуманное чередование информативного и избыточного, различные средства выразительности. Безусловно, объяснительный диалог – один из самых сложных жанров учебной речи, однако именно он способствует оптимальному решению задач обучения.

Перейти к тому 160

Литература

  1. Голубева-Монаткина Н.И. Проблема классификации вопросов и ответов диалогической речи: Автореф. дис. … докт. филол. наук. М., 1990.
  2. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М., 1989.
  3. Михальская А.К. Педагогическая риторика: История и теория. М.,1998.
  4. Одинцов В.В. Речевые формы популяризации. М.,1982.
  5. Рождественский Ю.В. Риторика публичной лекции. М.,1989.
  6. Славгородская Л.В. Научный диалог (лингвистические проблемы). Л.,1986.

Похожие статьи

Риторические навыки как элемент профессиограммы современного специалиста
2005 Р. А. Валеева
Риторическая грамотность учителя: мечта и реальность
2005 С. И. Тихонов, Е. Б. Тихонова
Состояние языка – состояние нации
2005 М. В. Диваков
К вопросу об этическом аспекте культуры речи
2005 Е. Е. Молчанова
Направления в обучении риторике в гимназии
2005 Е. С. Симакова
Роль обращения в организации акта коммуникации
2005 И. В. Мальцев