-
Дата отправки2007-08-07
-
Дата принятия2007-10-18
-
Дата публикации2008-02-01
Этноязыковая синергетика культурного концепта
- Авторы:
- Н. Ф. Алефиренко
Сущность этнокультурного концепта обусловливается коннотативным содержанием языкового знака, а этнокультурная специфика образного слова формируется и выражается в процессе дискурсивной вербализации ассоциативных и эмоционально-оценочных смыслов культурного концепта.
-
Дата отправки2007-08-06
-
Дата принятия2007-10-28
-
Дата публикации2008-02-01
Наивная картина мира и ее отражение в горной терминологии
- Авторы:
- П. В. Борисова
Значительное количество терминов, относящихся к горному делу в немецком, французском и особенно в английском языках отражают наивную картину мира. Антропоморфная природа рассмотренных горных терминов отражает архетипы, свойственные рассматриваемым языкам.
-
Дата отправки2007-08-06
-
Дата принятия2007-10-25
-
Дата публикации2008-02-01
Имя личное как функциональный лингвистический знак
- Авторы:
- С. И. Гарагуля
В статье рассматривается вариативность английского имени личного в планах выражения и содержания с тем, чтобы выяснить, насколько реализуется принцип соотношения этих планов в имени личном, и показать, что оно является функциональным лингвистическим знаком.
-
Дата отправки2007-08-14
-
Дата принятия2007-10-09
-
Дата публикации2008-02-01
Элегия, гимн, ода в системе поэтических жанров (на материале свободных ритмов И.Ф.Клопштока, Ф.Гельдерлина, Р.-М.Рильке)
- Авторы:
- М. В. Гончарова
Автор статьи сравнивает жанры элегии, оды и гимна в диахроническом развитии и выделяет наиболее релевантные признаки, присущие типам текста элегии, оды и гимна. Данные жанровые формы рассматриваются от момента их возникновения в эпоху античности и до наших дней.
-
Дата отправки2007-08-20
-
Дата принятия2007-10-01
-
Дата публикации2008-02-01
Идиоматическое моделирование понятия «движение» в американской картине мира
- Авторы:
- А. В. Гринько
В концептуальной картине мира США понятие «движение» – это когнитивная структура, отмеченная особенностями становления американского менталитета под воздействием социокультурных факторов. Представленная работа посвящена анализу идиом, эксплицирующих понятие движение в культурных моделях американской картины мира.
-
Дата отправки2007-08-29
-
Дата принятия2007-10-08
-
Дата публикации2008-02-01
Методика анализа фразеологических агнонимов
- Авторы:
- А. В. Гриценко
На материале русской фразеологии рассматриваются некоторые проблемы агнонимии. В работе предложена методика анализа фразеологических агнонимов, продемонстрирована возможность внутреннего градуирования этого явления, указаны причины возникновения фразеологических агнонимов. В целом работа выполнена в рамках антропоцентрической парадигмы.
-
Дата отправки2007-08-22
-
Дата принятия2007-10-05
-
Дата публикации2008-02-01
Литературные баллады Э.Ч.Суинберна как реализация фольклорной англо-шотладской традиции
- Авторы:
- Е. Г. Дмитриева
В статье рассматривается проблема идеостиля Э.Ч. Суинберна на примере его балладных имитаций и других произведений из сборников «Поэмы и баллады» (1866, 1889).
-
Дата отправки2007-08-24
-
Дата принятия2007-10-29
-
Дата публикации2008-02-01
Словарные дефиниции как отражение процесса формирования научного знания
- Авторы:
- Е. П. Иванова
В статье предлагается рассмотреть две модели семантической категоризации (разбиение на классы через выделение совокупности необходимых и достаточных условий в рамках традиционной семантики, или с использованием понятия «подобия» или «схожести» в рамках прототипной семантики) с точки зрения их коррелирования с полным и неполным типами индуктивных обобщений.
-
Дата отправки2007-08-23
-
Дата принятия2007-10-12
-
Дата публикации2008-02-01
Интерпретационная программа литературно-критического эссе как основа его регулятивности (на примере эссе Дж.Юдженидес "«Портрет женщины» Генри Джеймса")
- Авторы:
- А. С. Кирьякова
Совокупность маркеров адресованности, обнаруживаемая в ткани текста, характеризует его программу интерпретации и те конкретные стратегии и тактики, которые использует автор при программировании специфики общения с читателем.
-
Дата отправки2007-08-12
-
Дата принятия2007-10-04
-
Дата публикации2008-02-01
Сопоставительный анализ компаративных фразеологических единиц в немецком, английском и русском языках
- Авторы:
- И. В. Климова
Статья посвящена сопоставительному анализу компаративных фразеологических единиц в немецком, английском и русском языках.
-
Дата отправки2007-08-20
-
Дата принятия2007-10-10
-
Дата публикации2008-02-01
Стратегии речевого поведения языковой личности
- Авторы:
- Т. С. Комисарова
В статье рассматриваются лингвистические маркеры стратегий, применяющиеся в политической речевой практике языковой личности, позволяющие понять ее языковое сознание и особенности культуры.
-
Дата отправки2007-08-05
-
Дата принятия2007-10-10
-
Дата публикации2008-02-01
Стилистические особенности языка французской печатной рекламы (на материале прессы)
- Авторы:
- Е. М. Набиуллина
В статье освещается вопрос об особенностях языка французской печатной рекламы, выявленных на стилистическом, грамматическом и лексическом уровнях.
-
Дата отправки2007-08-23
-
Дата принятия2007-10-19
-
Дата публикации2008-02-01
«Душа» и «soul» как пример концептуальных различий ключевых слов в русской и английской культурах
- Авторы:
- А. Л. Онянов
В статье рассматривается взаимосвязь языка и культуры в качестве главного аспекта перевода. Статья содержит определения таким понятиям, как концепт, ключевые слова культуры, и анализ слов «душа» и «soul», а также особенности их перевода.
-
Дата отправки2007-08-09
-
Дата принятия2007-10-03
-
Дата публикации2008-02-01
Конфликтный текст и языковая личность
- Авторы:
- Н. В. Осколкова
В статье раскрываются два основных направления в осмыслении понятия «конфликтный текст». Первое направление определяет конфликтный текст, противопоставляя его неконфликтному тексту. Второе направление основывается на сопоставлении конфликтного и спорного текстов.
-
Дата отправки2007-08-08
-
Дата принятия2007-10-18
-
Дата публикации2008-02-01
Лингвосоциокультурный аспект компьютерного жаргона
- Авторы:
- С. В. Полозова
Современный подход к исследованию социальных диалектов связан с реконструкцией языковой картины мира, т.е. ориентирован на выявление особенностей мировосприятия представителей конкретных социальных групп. Компьютерный жаргон, рассматриваемый в данной статье, уникален, так как представляет собой не просто профессиональный жаргон.
-
Дата отправки2007-08-12
-
Дата принятия2007-10-20
-
Дата публикации2008-02-01
Художественные приемы очеловечивания вещного мира в рассказе В.Брюсова «Бемоль»
- Авторы:
- А. Р. Попова
Статья посвящена анализу лексических, семантических и грамматических средств языка, выражающих человеческие свойства неодушевленных предметов в сознании героини рассказа.
-
Дата отправки2007-08-04
-
Дата принятия2007-10-16
-
Дата публикации2008-02-01
Особенности стиля Дж.Р.Р.Толкиена
- Авторы:
- С. Н. Попова
В работе сделана попытка охарактеризовать некоторые черты стиля трилогии «Властелин колец». К наиболее ярким фонетическим, семантическим и синтаксическим приёмам относятся поэтическая и разговорная лексика, словотворчество, слова с ингерентной коннотацией, знаки препинания, стихотворная форма, графические приёмы, внимание к деталям, инверсия, двойное отрицание, фактологическое и поэтическое описание и т.д.
-
Дата отправки2007-08-14
-
Дата принятия2007-10-21
-
Дата публикации2008-02-01
Отражение жизни крестьян на Амуре (XIX-XX вв.) в «Словаре русских говоров Приамурья»
- Авторы:
- И. А. Сергеева
В статье сообщается о подготовке к изданию нового Словаря, о путях углубления описания ряда слов, характеризующих жизнь крестьян на Амуре (XIX-XX вв.), с целью отражения наиболее полной народной картины мира, увеличения информативной емкости Словаря.
-
Дата отправки2007-08-26
-
Дата принятия2007-10-27
-
Дата публикации2008-02-01
Средства реализации авторской перспективы в публицистических текстах (на примере текстов Карла Крауза)
- Авторы:
- Ю. М. Сищук
В газетно-публицистическом стиле автор имеет широкие возможности для выражения собственной индивидуальности, так как публицистические тексты предполагают не только объективное отражение событий и общественных явлений, но и оценку, эксплицитное выражение отношения к ним. Актуализация адресанта в публицистическом тексте осуществляются комплексом разноуровневых средств. На грамматическом уровне актуализация субъекта речи связана с категорией лица, и здесь мы выделяем личное местоимение 1 л.ед.ч. как основное средство авторизации.
-
Дата отправки2007-08-27
-
Дата принятия2007-10-11
-
Дата публикации2008-02-01
Адаптирование заимствований административно-правовых терминов в русском языке XVIII века
- Авторы:
- Н. В. Смирнова
В статье раскрываются истоки заимствований в русском языке, исследуются причины заимствований терминов в русскую юриспруденцию, выявляются преемственность и новации в употреблении терминов юриспруденции.
-
Дата отправки2007-08-26
-
Дата принятия2007-10-04
-
Дата публикации2008-02-01
Прием стилизации как топологическая константа в произведениях Редъярда Киплинга
- Авторы:
- Т. В. Сурганова
В статье анализируется авторский прием, имеющий ключевое значение для понимания его творчества. В статье утверждается мысль о том, что стилизация как диалогическое двуединство «авторской речи» и «чужой речи» является одной из топологических доминант авторской манеры Р.Киплинга.
-
Дата отправки2007-08-18
-
Дата принятия2007-10-15
-
Дата публикации2008-02-01
Автор, вертикальный контекст и переводчик в переводе романа Г.Уэллса «The invisible man»
- Авторы:
- Р. А. Татаринов
Вертикальный контекст – это способ взглянуть на мир так, как воспринимает окружающую его действительность автор. В результате фрагмент действительности, заключенный в языковые знаки, доходит до читателя уже в искаженном виде, что и показано на материале романа Г.Уэллса «Человек-невидимка».
-
Дата отправки2007-08-14
-
Дата принятия2007-10-03
-
Дата публикации2008-02-01
Специфика и структура содержания знания об окружающем мире в слове
- Авторы:
- Ю. И. Тимофеева
В статье предлагается новый подход к изучению проблемы значения. Рассматривается образ структурирования знания об окружающем мире в слове.
-
Дата отправки2007-08-17
-
Дата принятия2007-10-30
-
Дата публикации2008-02-01
Использование прецедентных имен литературного происхождения как аксиологический механизм (на материале печатных средств массовой информации)
- Авторы:
- О. В. Фокина
В статье исследуется функционирование прецедентных имен (ПИ) литературного происхождения и их дериватов в печатных СМИ, предлагается классификация ПИ в аксиологическом аспекте.
-
Дата отправки2007-08-09
-
Дата принятия2007-10-19
-
Дата публикации2008-02-01
Идиостили судей верховнго суда США: лексико-стилистический анализ
- Авторы:
- Л. Н. Шевырдяева
Судьи Верховного суда США как представители социального института ограничены в своем речевом поведении. В таких условиях особый интерес вызывают средства проявления языковой личности в рамках судебного дискурса.
-
Дата отправки2007-08-26
-
Дата принятия2007-10-07
-
Дата публикации2008-02-01
Антропоцентрический подход к анализу художественного текста
- Авторы:
- Д. А. Щукина
Человек представлен в науке и искусстве как феномен бытия, как субъект и объект познания. Антропоцентрический подход к художественному тексту позволяет соединить представление о его структурной и смысловой организации с интерпретацией текста.
-
Дата отправки2007-08-11
-
Дата принятия2007-10-05
-
Дата публикации2008-02-01
Языковой механизм «коммуникативного сбоя» как тактика речевого воздействия (на материале рекламных текстов)
- Авторы:
- И. А. Ярушина
В статье на материале рекламных текстов показано, как действует языковой механизм речевой тактики коммуникативного сбоя (КС) и как при этом значительно улучшается эффективность воздействия данных текстов на читателя. Так, в центре внимания оказались рекламные слоганы и в целом рекламные тексты, созданные при помощи тактики КС.
-
Дата отправки2007-08-09
-
Дата принятия2007-10-02
-
Дата публикации2008-02-01
Новейшие технологии и профессионально-личностное развитие студентов в рамках курса ESP
- Авторы:
- Л. Е. Алексеева
Использование на занятиях по иностранным языкам элементов проблемного обучения, рефлексивного обучения и технологии развития критического мышления способствует формированию личности будущих специалистов и развитию у них критического мышления как компонента профессиональной культуры.
-
Дата отправки2007-08-10
-
Дата принятия2007-10-28
-
Дата публикации2008-02-01
Интегрированное обучение языку и специальности как способ формирования профессионального компонента в структуре языковой личности
- Авторы:
- Н. В. Багрецова
Профессионально ориентированное обучение иностранным языкам сфокусировано на проблемах формирования данного компонента, выраженного средствами иноязычной номинации. В качестве предпосылки его целостности рассматривается интегрированное обучение языку и будущей специальности студента. Апробация методики на материале английского языка для нефтегазовой промышленности ведется в Архангельском государственном техническом университете.
-
Дата отправки2007-08-22
-
Дата принятия2007-10-11
-
Дата публикации2008-02-01
Обучение студентов неязыковых факультетов иностранному языку на основе межпредметной интеграции
- Авторы:
- Е. С. Бессемельцева
В статье межпредметная интеграция рассматривается как основополагающий методический принцип, опора на который позволяет сменить у студентов приоритет с усвоения готовых знаний на самостоятельную активную познавательную деятельность.
-
Дата отправки2007-08-21
-
Дата принятия2007-10-02
-
Дата публикации2008-02-01
Методика подачи языкового материала в процессе профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам
- Авторы:
- Ю. М. Бобрицкая
В статье предлагается новая методика подачи языкового материала в неязыковом вузе. Отправной точкой при работе со специализированными текстами должен служить внешний контекст.
-
Дата отправки2007-08-09
-
Дата принятия2007-10-04
-
Дата публикации2008-02-01
Новые образовательные тенденции в сфере обучения профессионально-ориентированному переводу в техническом вузе
- Авторы:
- П. А. Васильева
В статье рассматриваются новые образовательные тенденции в области профессионально-ориентированного обучения иностранному языку в условиях технического вуза, проводится взаимосвязь между профессиональной коммуникацией и основами обучения специальному переводу.
-
Дата отправки2007-08-10
-
Дата принятия2007-10-15
-
Дата публикации2008-02-01
О дифференцированном подходе к языковому материалу при обучении профессионально-ориентированному чтению на иностранном языке
- Авторы:
- Н. В. Васькина
В статье рассматриваются некоторые из причин непонимания студентами читаемого. В качестве основной причины отсутствия умений зрелого чтения на иностранном языке у обучаемых выдвигается положение об отсутствии дифференцированного подхода к организации усвоения различных групп лексико-грамматического материала для рецептивных целей.
-
Дата отправки2007-08-24
-
Дата принятия2007-10-04
-
Дата публикации2008-02-01
К вопросу об обучении профессионально-ориентированной лексике в неязыковых вузах
- Авторы:
- Н. В. Воробьева
В статье рассматриваются проблемы обучения профессионально-ориентированной лексике студентов неязыкового вуза. Работая с текстами по специальности, студентам приходится сталкиваться с большим количеством незнакомых слов, которые представляют трудность для запоминания, поскольку в таких текстах встречается огромное количество терминов, производных слов, фразеологизмов, сокращений. Поэтому преподавателю приходится вводить новые лексические единицы разными способами семантизации, такими как объяснение значение слова по контексту, при помощи синонимов, антонимов и словообразовательных признаков, а также при помощи перевода на родной язык.
-
Дата отправки2007-08-30
-
Дата принятия2007-10-02
-
Дата публикации2008-02-01
Межкультурная компетенция как неотъемлемая составляющая языковой личности в контексте обучения профессионально-ориентированному общению на горном и геолого-разведочном факультетах
- Авторы:
- И. Г. Герасимова
- М. А. Перфилова
Рассматривается проблема формирования межкультурной компетенции как важного аспекта при обучении профессионально ориентированному общению на иностранном языке. Анализируется специфика технического вуза, в частности Горного института, в контексте использования иностранного языка при прохождении зарубежной практики.
-
Дата отправки2007-08-18
-
Дата принятия2007-10-27
-
Дата публикации2008-02-01
Использование лексикографических источников в области туризма в самостоятельной работе студентов
- Авторы:
- В. В. Гончарова
Формирование профессиональных качеств в вузе находится в прямой зависимости от владения информацией о лексикографических ресурсах.
-
Дата отправки2007-08-01
-
Дата принятия2007-10-10
-
Дата публикации2008-02-01
Формирование языковой картины мира на основе семантических полей
- Авторы:
- Ю. Г. Давыдова
В статье освещаются методические основы использования семантических полей на занятиях по практике устной и письменной речи в языковых вузах. С целью совершенствования лексических навыков студентов, формирования специфичной языковой картины мира предлагается использовать «обучающие модели семантических полей», выступающих в качестве единицы организации лексического материала.
-
Дата отправки2007-08-07
-
Дата принятия2007-10-28
-
Дата публикации2008-02-01
Об организации и управлении самостоятельной работой студентов с использованием модульной технологии обучения иностранным языкам
- Авторы:
- М. А. Иванова
- И. С. Лебедева
В статье рассматриваются проблемы, связанные с организацией и управлением самостоятельной работой студентов при обучении иностранным языкам. Одной из самых эффективных форм организации является модульная технология обучения иностранным языка. Рассмотрены преимущества и недостатки модульной технологии.
-
Дата отправки2007-08-03
-
Дата принятия2007-10-18
-
Дата публикации2008-02-01
Проблемы отбора терминологической лексики при обучении иноязычному деловому общению
- Авторы:
- С. В. Колядко
При отборе терминов следует принимать во внимание также и качественные принципы отбора, к которым относятся принцип системности и семантический принцип, учитывающий наличие парадигматических, синтагматических и деривационных отношений внутри семантических систем.
-
Дата отправки2007-08-24
-
Дата принятия2007-10-06
-
Дата публикации2008-02-01
Возможности использования прецедентных текстов в процессе обучения межкультурному общению
- Авторы:
- С. В. Колядко
Формирование способности распознавать мотивы и ценностные ориентации носителя иной лингвокультурной общности при сохранении своей национальной и культурной идентичности составляет новое содержание вторичной языковой личности, формирование которой является основной целью обучения иностранным языкам на современном этапе.
-
Дата отправки2007-08-20
-
Дата принятия2007-10-04
-
Дата публикации2008-02-01
К проблеме контроля уровней владения иностранным языком студентами неязыковых факультетов
- Авторы:
- Н. П. Королькович
Статья рассматривает проблему контроля уровней владения иностранным языком студентами неязыковых факультетов. Вузовский курс иностранного языка для студентов неязыковых специальностей носит коммуникативно-ориентированный и профессионально направленный характер, что вызывает необходимость выделения разных уровней коммуникативной компетенции, выступающих в качестве объектов контроля.
-
Дата отправки2007-08-25
-
Дата принятия2007-10-03
-
Дата публикации2008-02-01
Некоторые проблемы формирования гражданской позиции языковой личности
- Авторы:
- И. С. Лебедева
- М. А. Иванова
В статье рассматриваются проблемы, с которыми сталкивается система отечественного высшего образования. В России меняется экономическая формация, национальные ориентиры, складывается гражданское общество и правовое государство. Одним из основных условий этого процесса является формирование гражданской позиции подрастающего поколения.
-
Дата отправки2007-08-08
-
Дата принятия2007-10-03
-
Дата публикации2008-02-01
К проблеме формирования переводческой компетенции у студентов неязыкового вуза на примере языковых несоответствий в русском и английском языках
- Авторы:
- В. Н. Лебедик
- П. А. Васильева
В статье рассматриваются наиболее распространенные случаи несовпадения лексических единиц, грамматических конструкций, а также социокультурных реалий английского и русского языков, вызывающие определённую трудность у студентов при переводе с одного языка на другой.
-
Дата отправки2007-08-24
-
Дата принятия2007-10-04
-
Дата публикации2008-02-01
Обучение навыкам семантико-грамматического анализа в ходе смысловой информационной обработки иноязычного научного текста
- Авторы:
- В. В. Махова
- С. Э. Харзеева
В рамках формирования «языковой личности» на основании концепции адаптивно-развивающего обучения С.Э.Харзеевой, рассматриваются результаты научно-педагогического эксперимента по обучению семантико-грамматическому анализу в рамках формирования умений смысловой информационной обработки иноязычного научного текста как основ лингвопрофессиональной компетенции у студентов начальных курсов технических вузов.
-
Дата отправки2007-08-04
-
Дата принятия2007-10-10
-
Дата публикации2008-02-01
Иноязычное образование как фактор воспитания «нового человека» в России эпохи Просвещения
- Авторы:
- Д. С. Николаева
Автор в поисках истоков проблемы иноязычного образования обращается к эпохе Просвещения. Для России это период коренных преобразований, обращение к Европе как к школе мастерства и науки. Приобщение к культуре общечеловеческих ценностей невозможно без знаний иностранного языка, о чем говорят просветители России XVIII века.
-
Дата отправки2007-08-07
-
Дата принятия2007-10-10
-
Дата публикации2008-02-01
Профессионально-ориентированное обучение переводу английских фразовых глаголов
- Авторы:
- М. С. Перевёрткина
В статье мы рассмотрели трудности, которые могут возникнуть при овладении студентами фразовыми глаголами. Данные о трудностях овладения фразовыми глаголами были подтверждены результатами анкетирования студентов переводческого отделения, проведённого с целью выявления причин, вызывающих у студентов затруднения в понимании, запоминании, переводе и употреблении фразовых глаголов.
-
Дата отправки2007-08-24
-
Дата принятия2007-10-20
-
Дата публикации2008-02-01
Проблемы внедрения современных технологий обучения иностранным языкам в учебный процесс вузов
- Авторы:
- М. А. Перфилова
- И. Г. Герасимова
В статье рассмотрены проблемы внедрения современных технологий обучения иностранным языкам в высшей школе. Особое внимание уделено психологическим аспектам взаимодействия преподавателей и студентов на занятиях. Отдельно выделяется проблема создания соответствующего методического обеспечения учебного процесса.
-
Дата отправки2007-08-09
-
Дата принятия2007-10-09
-
Дата публикации2008-02-01
О специфике лексических трудностей при переводе научных текстов в профессионально-ориентированном обучении иностранным языкам (на материале немецкого языка)
- Авторы:
- Т. В. Попова
- О. И. Трубицина
Статья посвящена рассмотрению лексических трудностей, возникающих у студентов при переводе научных текстов по специальности «Лесное хозяйство». Авторы рассматривают наиболее частотные лексические явления, к которым относятся устойчивые словосочетания, терминологические словосочетания, трансформации.
-
Дата отправки2007-08-30
-
Дата принятия2007-10-14
-
Дата публикации2008-02-01
Использование компьютерных программ и мультимедийных технологий в профессионально-ориентированном обучении (на примере японского языка)
- Авторы:
- Н. В. Раздорская
В качестве учебного материала для работы с общественно-политическими текстами может быть рекомендована мультимедийная программа, составленная на основе информационных телевизионных сюжетов определённой тематики. Программа рассматривается как подготовительный этап к профессиональной деятельности будущих специалистов.
-
Дата отправки2007-08-05
-
Дата принятия2007-10-14
-
Дата публикации2008-02-01
Формирование знаний у студентов 1 курса языкового вуза на практических занятиях по английскому языку как необходимое условие развития их языковой личности
- Авторы:
- И. Ф. Савельева
В статье рассматриваются роль знаний в процессе формирования языковой картины мира, их функции в структуре вторичной языковой личности. Обосновывается необходимость целенаправленного формирования знаний на практических занятиях по иностранному языку у студентов 1 курса языкового вуза. Определяются основные лингводидактические проблемы разработки методической системы формирования этих знаний. Предлагаются пути преодоления этих трудностей.
-
Дата отправки2007-08-25
-
Дата принятия2007-10-29
-
Дата публикации2008-02-01
Формирование лексического компонента языковой компетенции на английском языке у слушателей ФПК
- Авторы:
- Т. В. Смит
Статья посвящена вопросу формирования лексического компонента языковой компетенции на английском языке у слушателей факультета повышения квалификации.
-
Дата отправки2007-08-20
-
Дата принятия2007-10-09
-
Дата публикации2008-02-01
Гуманизация образовательного процесса как системно-образовательный фактор становления квалифицированного специалиста в области лингвистики
- Авторы:
- О. Ю. Строгая
Статья рассматривает различные аспекты гуманизации образовательного процесса, в частности системно-образовательный фактор становления квалифицированного специалиста в области лингвистки.
-
Дата отправки2007-08-22
-
Дата принятия2007-10-18
-
Дата публикации2008-02-01
Методика преподавания русского языка и современные речевые технологии
- Авторы:
- С. О. Тананайко
- Л. А. Васильева
В статье рассматриваются возможности применения новейших компьютерных технологий и полученных с их помощью научных данных для преподавания русского языка как родного и как иностранного в высшей школе.
-
Дата отправки2007-08-22
-
Дата принятия2007-10-03
-
Дата публикации2008-02-01
К вопросу об организации и управлении самостоятельной работой студентов технического вуза
- Авторы:
- В. Н. Тарабукина
В статье рассматриваются некоторые вопросы организации и управления самостоятельной работой студентов технического вуза. Эти проблемы требуют детального изучения.
-
Дата отправки2007-08-11
-
Дата принятия2007-10-20
-
Дата публикации2008-02-01
Применение фоносемантического подхода в обучении китайской аудитории английскому произношению
- Авторы:
- Е. К. Тимофеева
Произносительные трудности китайских студентов, изучающих английский язык, являются серьезным препятствием на пути овладения этими учащимися английским языком. В статье мы пытаемся исследовать как лингвистические, так и психологические причины возникновения этих проблем и найти методы их решения.
-
Дата отправки2007-08-19
-
Дата принятия2007-10-30
-
Дата публикации2008-02-01
Использование видеоматериалов на уроке иностранного языка
- Авторы:
- С. В. Федорова
- Н. В. Фукс
Авторы рассматривают вопрос рациональности использования видеоматериалов на уроках иностранного языка. Эффективность использования видеоматериала при обучении речи зависит не только от его места в системе обучения, но и от того, насколько рационально организованы видеозанятия, как согласованы учебные возможности видеофильма с задачами обучения устной речи.
-
Дата отправки2007-08-30
-
Дата принятия2007-10-01
-
Дата публикации2008-02-01
Формирование стратегий обучения иностранному языку на базе технологий системы качества для организации, управления и контроля за самостоятельной работой студентов вуза
- Авторы:
- Н. И. Цветкова
В статье рассматривается применение одной из технологий системы качества для формирования стратегий обучения иностранному языку при организации, управлении и контроле самостоятельной работы студентов вуза.
-
Дата отправки2007-08-04
-
Дата принятия2007-10-04
-
Дата публикации2008-02-01
Специфика обучения иностранному языку как средству межкультурного общения студентов неязыковых специальностей
- Авторы:
- К. С. Штыхина
Статья посвящена специфике обучения иностранному языку (ИЯ) как средству МКО студентов неязыковых специальностей, где изучение ИЯ затрудняется ограничением учебного времени (2-4 часа в неделю) и мотивация учебной деятельности по ИЯ имеет особое значение.
-
Дата отправки2007-08-19
-
Дата принятия2007-10-17
-
Дата публикации2008-02-01
Формирование межкультурной компетенции языковой личности в контексте диалога культур
- Авторы:
- А. Ш. Богданова
В статье дается краткое обоснование актуальности межкультурной компетенции в связи с обучением иностранным языкам, разъясняется концепция языковой личности с позиции овладения межкультурной компетенцией.
-
Дата отправки2007-08-24
-
Дата принятия2007-10-12
-
Дата публикации2008-02-01
История денотативного класса лес сквозь призму словарей
- Авторы:
- А. Г. Бондарева
В работе рассматриваются возможные пути выявления истоков формирования и основных тенденций в развитии класса слов, денотативно ориентированных на значимый для русского сознания объект действительности – <лес>.
-
Дата отправки2007-08-01
-
Дата принятия2007-10-09
-
Дата публикации2008-02-01
Атрибутивные характеристики личности (на материале политического дискурса русского и немецкого языков)
- Авторы:
- Т. Г. Ковалева
В статье представлена попытка классификации атрибутивных сочетаний на материале политического дискурса русского и немецкого языков.
-
Дата отправки2007-08-25
-
Дата принятия2007-10-08
-
Дата публикации2008-02-01
Существительные pluralia tantum в обрядовой лексике смоленских говоров
- Авторы:
- В. А. Королькова
Существительные pluralia tantum как наименования сложных процессов, складывающихся из многих актов, имеют в смоленских говорах богатое лексическое наполнение. Семантическое пространство существительных pluralia tantum в рамках территориально ограниченной лексики характеризуется системностью мотивирующих признаков.
-
Дата отправки2007-08-30
-
Дата принятия2007-10-12
-
Дата публикации2008-02-01
Формирование языковой культуры в процессе пиджинизации и креолизации
- Авторы:
- И. А. Крылова
Изучение пиджинов и креольских языков сегодня является одной из актуальных проблем языкознания. Формирование пиджинов в результате редукции языка-лексификатора является социальным процессом, так как угнетенные в социальном плане носители разных языков не имеют возможности поддерживать и развивать свою языковую культуру и вынуждены приспосабливать язык доминантной группы для общения между собой.
-
Дата отправки2007-08-14
-
Дата принятия2007-10-05
-
Дата публикации2008-02-01
О некоторых принципах формирования языковой личности в вузовском образовании
- Авторы:
- Е. В. Линченко
Рассматриваются некоторые принципы формирования языковой личности в условиях вузовского образования.
-
Дата отправки2007-08-11
-
Дата принятия2007-10-19
-
Дата публикации2008-02-01
Логико-семантические аспекты анализа предложений
- Авторы:
- О. Р. Лихолетова
В японском языке синтаксическая организация субстантивных конструкций и изъяснительных придаточных предложений в составе сложноподчиненного предложения зависит от фактивности содержания зависимой части.
-
Дата отправки2007-08-12
-
Дата принятия2007-10-20
-
Дата публикации2008-02-01
Обучение иностранным языкам в домашних условиях в России XIX – начала XX веков
- Авторы:
- О. А. Лященко
Рассмотрены проблемы обучения иностранным языкам в домашних условиях в России XIX – начала XX веков. Особое внимание обращается на роль государства в управлении домашним обучением, а также контингент преподавателей и приемы их работы.
-
Дата отправки2007-08-26
-
Дата принятия2007-10-10
-
Дата публикации2008-02-01
Путешествие к антиподам: аллегорическое изображение Британской империи в морской трилогии У.Голдинга
- Авторы:
- И. С. Макарова
В статье речь идет о романах морской трилогии У. Голдинга «На край света», создававшейся в период с 1980 по 1989 год. Аспект, затронутый в данном исследовании, связан с аллегорическим изображением Британской империи в морской трилогии.
-
Дата отправки2007-08-02
-
Дата принятия2007-10-21
-
Дата публикации2008-02-01
Оппозиция «свой» и «чужой» на материале лексики эвенкийского языка
- Авторы:
- Е. В. Мерекина
В статье затрагивается лингвистический аспект существования таких констант культуры, как «свой» и «чужой» в маргинальном миноритарном эвенкийском языке.
-
Дата отправки2007-08-22
-
Дата принятия2007-10-17
-
Дата публикации2008-02-01
Интерсемиотический аспект газетного заголовка как признак изменения функционального стиля речи
- Авторы:
- М. А. Орел
В последнее время западная культура и английский язык оказывают все более интенсивное влияние на русский язык и культуру, видоизменяя их. Изменения затрагивают все уровни языковой системы, все аспекты речи и приводят порой даже к перерождению функциональных стилей. Яркий пример этому – газетный заголовок как неотъемлемая принадлежность газетного функционального стиля.
-
Дата отправки2007-08-15
-
Дата принятия2007-10-18
-
Дата публикации2008-02-01
Социокультурная самоидентификация как основа формирования языковой личности
- Авторы:
- А. А. Петрова
Статья посвящена роли социокультурной самоидентификации в процессе формирования языковой личности. Языковая личность рассматривается как единство «первичной» и «вторичной» языковой личности. Термин «языковая личность» рассматривается как междисциплинарный, включающий философские, социологические и психологические аспекты.
-
Дата отправки2007-08-07
-
Дата принятия2007-10-11
-
Дата публикации2008-02-01
Место и роль метафоры в образовании английских нефтегазовых терминов
- Авторы:
- И. С. Рогова
Целью статьи является рассмотрение метафорической номинации в историческом и культурном аспектах, а также определение места и роли метафорического переноса в образовании английских нефтегазовых терминов.
-
Дата отправки2007-08-21
-
Дата принятия2007-10-01
-
Дата публикации2008-02-01
Концепт «детство» в городской прозе Ю.В. Трифонова
- Авторы:
- М. В. Селеменева
В статье освещаются социокультурные и философские аспекты оценки детского мировосприятия Ю.В. Трифоновым, а также поэтика воплощения идей и образов, формирующих семантическое поле концепта «детство» в его творчестве (рассказах, «московских» повестях и итоговых романах).
-
Дата отправки2007-08-22
-
Дата принятия2007-10-29
-
Дата публикации2008-02-01
Роль Мишеля Де Монтеня в становлении национального французского языка
- Авторы:
- М. И. Слепнева
Среди тех, кто внес наиболее весомый вклад в развитие лексики французского языка XVI века, неизменно упоминают Мишеля де Монтеня. В статье сделан вывод о том, что словарь писателя очень богат, он содержит большое количество обиходных, разговорных выражений.
-
Дата отправки2007-08-18
-
Дата принятия2007-10-24
-
Дата публикации2008-02-01
Сила слова
- Авторы:
- О. Ю. Смирнова
На иллюстративном материале, представляющем собой образцы художественной литературы на английском и русском языках, рассматриваются адъективные классификаторы лексем word (англ.) и слово (рус.), в семантике которых актуализируются архаичные представления о силе слова.
-
Дата отправки2007-08-23
-
Дата принятия2007-10-02
-
Дата публикации2008-02-01
Лингвострановедческий аспект в преподавании иностранных языков
- Авторы:
- Л. С. Стокрацкая
В настоящее время, когда стираются границы между государствами, а знание двух и даже трех иностранных языков воспринимается уже как должное, большое внимание уделяется проблеме преподавания иностранных языков, целью которого было бы воспитание языковой личности, приспособленной к жизни и успешному общению в иноязычной среде и формирование языковой компетенции.
-
Дата отправки2007-08-30
-
Дата принятия2007-10-26
-
Дата публикации2008-02-01
Особенности передачи реалий русскоязычной культуры средствами иностранного языка
- Авторы:
- К. В. Федоров
Рассматривается проблема использования иностранного (английского) языка как средства межкультурной коммуникации с точки зрения передачи элементов русской культуры средствами этого языка. Предпринята попытка классификации сложностей, возникающих при вербализации культурных реалий, в соответствии с их языковым уровнем, а также даются методические рекомендации по преодолению этих сложностей.
-
Дата отправки2007-08-19
-
Дата принятия2007-10-06
-
Дата публикации2008-02-01
Религиозно-философское постижение мира в английской женской прозе второй половины ХХ века (на примере анализа романа Маргарет Дреббл «Жернов»)
- Авторы:
- Т. В. Филимонова
Маргарет Дрэббл – известный английский писатель, критик и исследователь литературы. В основе творчества романистки не столько чисто женская проблематика, сколько «взгляд современной женщины» на «вечные вопросы» и наиболее актуальные проблемы современности.
-
Дата отправки2007-08-08
-
Дата принятия2007-10-11
-
Дата публикации2008-02-01
Формирование коммуникативно-речевой компетенции как один из аспектов профессиональной подготовки аспирантов технического вуза
- Авторы:
- Е. В. Атаева
В статье излагается содержание коммуникативно ориентированного обучения аспирантов научному стилю речи как средству профессионального общения. Методика обучения базируется на функционально-семантическом принципе описания языкового материала на уровне предложения и текста с учетом актуальных смыслов научной речи. Рассматриваются стадии формирования речевых навыков и виды тренировочных упражнений, необходимых для выработки языковой и операционной готовности к самостоятельному продуцированию специального текста в его жанровых разновидностях.
-
Дата отправки2007-08-10
-
Дата принятия2007-10-08
-
Дата публикации2008-02-01
О некоторых принципах риторического воздействия
- Авторы:
- Т. Т. Баева
Настоящая статья посвящена рассмотрению видов речевого воздействия в коммуникации.
-
Дата отправки2007-08-24
-
Дата принятия2007-10-05
-
Дата публикации2008-02-01
Деловое общение как социально-психологический механизм взаимодействия в профессиональной сфере деятельности
- Авторы:
- Е. Ю. Барруэло Гонзалез
В статье рассматривается деловая коммуникация как социально-психологический механизм взаимодействия в профессиональной деятельности. Раскрываются основные формы и методы работы со студентами, способствующие формированию профессиональной культуры будущего специалиста в процессе его профессиональной подготовки.
-
Дата отправки2007-08-03
-
Дата принятия2007-10-02
-
Дата публикации2008-02-01
Речевые ошибки при создании языковых средств выразительности и пути их предупреждения
- Авторы:
- О. Е. Беспалова
В статье рассматриваются способы предупреждения речевых ошибок, вызванных нарушением правил использования средств речевой экспрессии.
-
Дата отправки2007-08-30
-
Дата принятия2007-10-22
-
Дата публикации2008-02-01
Некоторые аспекты речевой подготовки будущих инженеров
- Авторы:
- И. М. Дохопова
Знакомство с основными понятиями языка, совершенствование разнообразных речевых умений способствуют расширению кругозора студентов, развитию их познавательных способностей, самостоятельности мышления. Занятия по русскому языку и культуре речи должны воспитывать языковой вкус, развивать чувство языка – все это улучшает уровень подготовки инженерных кадров. Активные формы обучения: семинарские и практические занятия, дискуссии – позволяют решать данные задачи.
-
Дата отправки2007-08-22
-
Дата принятия2007-10-16
-
Дата публикации2008-02-01
Риторические жанры в современном научном дискурсе
- Авторы:
- Н. А. Егоренкова
Рассмотрен вопрос о профессиональной коммуникативной подготовке специалиста, выпускника технического вуза. Анализируется опыт работы с жанрами письменной и устной форм научной речи.
-
Дата отправки2007-08-20
-
Дата принятия2007-10-13
-
Дата публикации2008-02-01
К проблеме создания учебных пособий и тестовых материалов по дисциплине «Деловой русский как иностранный» для студентов экономических специальностей
- Авторы:
- Е. А. Колесова
Анализируется проблема создания современных пособий для иностранных студентов и стажеров экономических специальностей. Предложена система тестовых заданий для итогового контроля знаний студентов по дисциплине «Деловой русский как иностранный».
-
Дата отправки2007-08-02
-
Дата принятия2007-10-16
-
Дата публикации2008-02-01
Интеграция в курсе «Русский язык и культура речи» как способ обогащения профессионального тезауруса выпускника технического вуза
- Авторы:
- А. В. Коренева
В статье раскрываются особенности реализации принципа интеграции в курсе «Русский язык и культура речи» в техническом вузе. Рассматриваются методические аспекты обогащения профессионального тезауруса будущего специалиста.
-
Дата отправки2007-08-11
-
Дата принятия2007-10-12
-
Дата публикации2008-02-01
Возможности формирования культуры делового общения в образовательном пространстве технического вуза
- Авторы:
- Л. П. Лунева
- С. В. Лунева
В учебные планы многих вузов, в систему повышения квалификации стали вводиться новые специализированные курсы: «Современная деловая риторика», «Культура делового общения», «Речевой имидж профессионала», «Служебный речевой этикет», «Деловое письмо» и др., ориентирующие слушателей как на овладение фундаментальными знаниями по деловой риторике, составляющими основу теории и практики общения, так и на усвоение на уровне практических навыков самых современных технологий эффективного убеждения словом. Именно такую тематику специализированных и элективных курсов разрабатывает и уже реализует созданная в СамГУПС кафедра инженерной педагогики и культуры делового общения.
-
Дата отправки2007-08-19
-
Дата принятия2007-10-12
-
Дата публикации2008-02-01
Реализация лингводидактических возможностей организационно-деловых игр в учебном процессе вуза
- Авторы:
- З. М. Магиярова
- Л. З. Рязапова
Выдвижение на первый план профессионально-коммуникативной компетенции предполагает создание в лингводидактике вуза моделей обучения языкам как составляющих системы подготовки специалистов технологической сферы. Главный итог изысканий – это осуществление перехода к коммуникативному обучению русскому языку с профессионально-ориентированным содержанием.
-
Дата отправки2007-08-01
-
Дата принятия2007-10-22
-
Дата публикации2008-02-01
Методология составления и использования теста
- Авторы:
- А. И. Михеев
В статье рассматриваются особенности составления и использования технологического теста и тестовых заданий с целью выявления качества обучения иностранному языку.
-
Дата отправки2007-08-06
-
Дата принятия2007-10-16
-
Дата публикации2008-02-01
Нормативный аспект в практике обучения деловому общению
- Авторы:
- Г. Д. Новикова
При обучении деловому общению как одному из компонентов профессиональной подготовки студентов возникают определенные трудности, связанные с соблюдением норм литературного языка. Рассмотрены типичные ошибки, которые встречаются в устной и письменной речи. Для их классификации условно выделены следующие блоки: 1) нарушение орфоэпических норм; 2) нарушение лексических норм; 3) нарушение грамматических норм. Предложены контрольные задания.
-
Дата отправки2007-08-29
-
Дата принятия2007-10-10
-
Дата публикации2008-02-01
Основные типы ошибок, допускаемых студентами-медиками в письменной речи
- Авторы:
- Е. В. Орлова
В статье приводится типология ошибок, допускаемых студентами-медиками в письменной речи, в частности, сочинениях. Работа над ошибками позволяет сделать занятия по культуре речи, орфографии и пунктуации более актуальными.
-
Дата отправки2007-08-05
-
Дата принятия2007-10-05
-
Дата публикации2008-02-01
Культура речевого общения: обучение коммуникативным стратегиям и тактикам
- Авторы:
- Н. А. Паршакова
Постоянное повышение требований к деятельности инженеров настоятельно указывает на необходимость пересмотра содержания образования, улучшения его качества, широкого внедрения инновационных форм и средств обучения. Выпускник технического университета должен быть подготовлен к производственно-технологической, административно-управленческой и научно-исследовательской деятельности. Профессионально значимой для будущего инженера является сформированная коммуникативная компетенция. Доклад посвящен проблемам изучения коммуникативных стратегий и тактик в техническом вузе, описываются технологии обучения.
-
Дата отправки2007-08-29
-
Дата принятия2007-10-23
-
Дата публикации2008-02-01
Логическое чтение и логическая пауза как элементы выразительности речи
- Авторы:
- Т. М. Синельникова
Знание правил логического чтения и логических пауз как элементов выразительности речи является составляющей успешного выступления. Каждая фраза в речи должна иметь определенный смысл, ради которого она произносится. Найти смысл фразы – значит выяснить, какие слова являются главными. Паузы помогают избавиться от монотонности речи, влияют на её эмоциональность, они бывают логическими и психологическими.
-
Дата отправки2007-08-09
-
Дата принятия2007-10-07
-
Дата публикации2008-02-01
Обучение культуре речи как важный фактор формирования профессиональной личности
- Авторы:
- А. К. Сулейманова
- Н. Г. Сабитова
Анализируется связь культуры речи с реализацией, самоутверждением индивида как личности. Определяется зависимость уровня культуры профессиональной речи и уровня образованности и общей культуры профессионала. Определяются основные задачи, стоящие перед преподавателями дисциплины «Русский язык и культура речи».
-
Дата отправки2007-08-15
-
Дата принятия2007-10-29
-
Дата публикации2008-02-01
Коммуникативный аспект культуры речи: формы практической работы в студенческой аудитории
- Авторы:
- Е. В. Терентьева
Статья посвящена роли коммуникативной составляющей курса «Русский язык. Культура речи». Приводятся примеры заданий, повышающих мотивацию студентов в изучении данного курса.
-
Дата отправки2007-08-20
-
Дата принятия2007-10-02
-
Дата публикации2008-02-01
Исторический комментарий к изучению культуры речи
- Авторы:
- А. С. Туманова
В статье описываются фрагменты преподавания культуры речи с привлечением данных истории языка. Причиной вариантности окончаний имён существительных в современном русском языке является результат взаимодействия древнерусских типов склонения или влияние утраченной со временем в языке формы двойственного числа. Студентам предлагается проанализировать флексии существительных мужского рода. Рассмотрены вариативные окончания родительного и предложного падежа единственного числа, а также именительного и родительного падежа множественного числа. Все эти словоформы могут быть равноправными, а могут иметь семантические или стилистические различия.
-
Дата отправки2007-08-24
-
Дата принятия2007-10-12
-
Дата публикации2008-02-01
Употребление местоименно-субстантивных аппроксиматоров в художественном тексте
- Авторы:
- Р. А. Арчакова
В современном русском языке послепушкинского периода активизировалось употребление номинационных единиц аналитического типа, в том числе местоименно-субстантиватных сочетаний типа «что-то странное», которые восполняют индивидуально ощущаемую словарную недостаточность аппроксимационного характера. Подобные номинации являются производными номинационно-синтаксического семиозиса, когда обозначение образуется на базе синтаксических отрезков текста. Наиболее ярко употребление этих аналитем проявляется в языке художественной литературы, где они выступают идиостилевым маркером. Аппроксимация как номинация приблизительности играет важную роль в формировании языковой картины мира. Кроме того, она показательна для концептосферы русского языка и адекватно характеризует ментальность его носителя.
-
Дата отправки2007-08-29
-
Дата принятия2007-10-24
-
Дата публикации2008-02-01
Профессиональная ситуация и структурная модель предложения
- Авторы:
- Т. С. Борщевская
Сегодня в практике преподавания широко применяется моделирование – процесс представления учебного материала в виде структурно-семантических схем (моделей). Всякая модель представляет собой определенное обобщение, получающее жизнь лишь при соответствующем наполнении. Существенное методическое свойство модели – способность служить базой для употребления по аналогии с ней другого языкового материала.
-
Дата отправки2007-08-12
-
Дата принятия2007-10-21
-
Дата публикации2008-02-01
К вопросу о номинационной картине мира русского языка
- Авторы:
- А. А. Буров
Под номинационной картиной мира русского языка понимается словарь речевого пространства языка, осознаваемый как когниолингвистическая система единиц наименования. Структура номинативных единиц при этом определяется спецификой синтаксической организации высказывания, которая отражает особенности топики и отношений между объектами когниции. Для русской языковой картины мира характерно частое обращение не только к нестандартным номинациям, но и к обозначениям, формирующимся непосредственно в тексте на основе синтаксических отрезков коммуникативной речевой цепи. Номинационно-синтаксический семиозис открывает возможность увидеть «зазор» между референцией и номинацией, определяющей появление этноментальных оттенков смысла, которые представляют интерес в плане диалога лингвокультур.
-
Дата отправки2007-08-04
-
Дата принятия2007-10-06
-
Дата публикации2008-02-01
Особенности номинации лечебного сырья в фармацевтическом дискурсе
- Авторы:
- Г. П. Бурова
Фармацевтический дискурс представляет собой особый культурный код, организующий когниолингвистическое пространство, которое связано с производством и потреблением лекарственных препаратов. Одним из объектов номинации в этом коде выступает лечебное сырье, в основном – травы. В их обозначении соединяются два начала – понятийное и образное, взаимодействуя в процессе эволюции словесных символов. Поэтическое слово мифов и легенд подмечает и фиксирует наиболее важные для человека объекты и явления природы, свойства растений, их целебное и эстетическое воздействие. Сбор, изготовление лекарств, лечение всегда сопровождаются в истории магическими приемами и заклинаниями. Эти экстралингвистические факторы фиксируются в языке.
-
Дата отправки2007-08-11
-
Дата принятия2007-10-25
-
Дата публикации2008-02-01
Лингвокультурологический потенциал топонимической лексики
- Авторы:
- А. С. Гальцова
Топонимы активно включаются в межкультурную коммуникацию и обладают большим лингвокультурологическим потенциалом. В связи с этим встает вопрос о способах выявления подобной информации и приемах анализа семантики топонимов. В данной статье на примере анализа семантических компонентов значений «Петербург», «Рига», зафиксированных в виде речевых реализаций информантов, выявляются и сопоставляются языковые единицы, которые входят в оформление образа города у представителей России и Латвии. Особенно этот вопрос интересен с точки зрения формирования юбилейного дискурса городов.
-
Дата отправки2007-08-14
-
Дата принятия2007-10-16
-
Дата публикации2008-02-01
Обучение выражению вопросительности на начальном этапе курса русского языка как иностранного
- Авторы:
- Э. М. Гирфанова
В статье рассматривается возможность более эффективного обучения иностранных студентов выражению семантики вопросительности на начальном этапе обучения русскому языку как иностранному. Для реализации этой цели предлагается использовать принципы функциональной грамматики, представляющей язык как систему функционально-семантических полей, и делается попытка адаптации поля вопросительности (которое является частью функционально-семантического поля коммуникативной установки) для начального этапа обучения. В статье также подчеркивается важность правильной интонации для выражения и понимания вопроса.
-
Дата отправки2007-08-07
-
Дата принятия2007-10-03
-
Дата публикации2008-02-01
Аббревиатуры в составе современной лексико-семантической системы аграрной сферы
- Авторы:
- Т. Н. Данькова
В статье рассмотрены особенности функционирования новых аббревиатур в лексико-семантической системе аграрной сферы. Сложносокращенные слова сельскохозяйственной тематики распределены по тематическим группам; выявлены способы образования исследуемых лексических единиц. Подчеркнута значимость рассматриваемых аббревиатур как лексем, способствующих расширению терминологической базы сельскохозяйственных наук.
-
Дата отправки2007-08-20
-
Дата принятия2007-10-30
-
Дата публикации2008-02-01
Роль концепта «тело» в формировании профессионального образа мира на уроках русского языка как иностранного для студентов-медиков
- Авторы:
- Е. А. Иванова
Уникальность человека проявляется в особенностях строения его тела. Концепт «тело» является основополагающим в современной картине мира. С одной стороны, «тело» выступает в качестве объекта изучения и включается в профессиональную компетенцию студентов-медиков. Тело и его составные части свидетельствуют о состоянии здоровья человека и функционировании внутренних органов. С другой стороны, концепт «тело» является важнейшей составляющей картины мира и реализуется в вербальной и невербальной коммуникации.
-
Дата отправки2007-08-21
-
Дата принятия2007-10-17
-
Дата публикации2008-02-01
Работа с иноязычной лексикой как важный компонент преподавания культуры речи
- Авторы:
- И. В. Мальцев
В статье рассматривается вопрос о работе с иноязычной лексикой на лекционных и практических занятиях в рамках дисциплины «Русский язык и культура речи» с учащимися негуманитарных специальностей. Большое внимание отводится сознательному разделению учащимися заимствований на устоявшиеся и на перегружающие язык и речь. Вновь поднимается вопрос о пуризме и отношению к нему.
-
Дата отправки2007-08-14
-
Дата принятия2007-10-26
-
Дата публикации2008-02-01
О некоторых видах трансформации фразеологизмов в языке современной прессы
- Авторы:
- С. Ю. Павлова
В статье рассматриваются вопросы трансформации фразеологизмов, используемых в современных газетных материалах. Анализируются различные пути структурных и семантических изменений.
-
Дата отправки2007-08-07
-
Дата принятия2007-10-16
-
Дата публикации2008-02-01
«Половина – должны войти в пословицу» (интертекстовая динамика слова Грибоедова)
- Авторы:
- К. П. Сидоренко
В статье рассматриваются некоторые аспекты изучения интертекстовых связей комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума», оказавшей огромное влияние на формирование выразительных средств русского языка и русской языковой нормы.
-
Дата отправки2007-08-24
-
Дата принятия2007-10-05
-
Дата публикации2008-02-01
Словосочетания в составе «компьютерного» языка
- Авторы:
- Е. А. Смирнова
Рассматриваются некоторые семантические и структурные особенности словосочетаний специальной компьютерной лексики. Отмечается, что именные словосочетания являются наиболее продуктивными в данной лексике и соответствуют моделям образования терминологических словосочетаний современного русского литературного языка.
-
Дата отправки2007-08-06
-
Дата принятия2007-10-06
-
Дата публикации2008-02-01
Имена собственные и их производные в химической терминологии
- Авторы:
- А. И. Соколов
Рассматриваются имена собственные и их производные в русской химической терминологии, где они используются для именования химических элементов, соединений и веществ, физико-химических постоянных, величин и единиц измерения, химических процессов, приборов и аппаратов.
-
Дата отправки2007-08-20
-
Дата принятия2007-10-15
-
Дата публикации2008-02-01
Немецкие заимствования XVIII-XX веков в русском языке
- Авторы:
- Л. С. Стокрацкая
Заимствованная лексика является одним из наиболее важных средств пополнения словарного состава любого языка. Ни один язык не может существовать без некоторого процента заимствований. Заимствования из западноевропейских языков образуют одну из наиболее многочисленных групп лексики, вошедших в состав русского языка. Заметную роль в развитии русского языка XVIII-XX веков. (сначала в связи с реформами Петра I, затем вследствие расширяющихся политических, экономических, культурных, военных контактов) сыграли слова из германских языков (немецкого, английского, голландского), а также из романских языков (французского, итальянского, испанского). Настоящая работа посвящена немецким заимствованиям в русском языке в указанный период.
-
Дата отправки2007-08-22
-
Дата принятия2007-10-24
-
Дата публикации2008-02-01
Особенности функционирования языка на современном этапе национального социокультурного развития
- Авторы:
- Н. Ю. Томилина
В статье рассматриваются некоторые особенности функционирования языка на современном этапе развития России. К ним относятся процессы демократизации языка, отчуждение от национальных языковых особенностей, снижение нормативности языка, упрощение устной и письменной речи. Перечисленные особенности отражают реально существующие в обществе социальные, экономические и политические отношения, характеризуют переживаемый этап развития культуры. Выявлено, что самыми активными распространителями языковых изменений являются СМИ, влияние которых не регулируются законодательными актами. Даны рекомендации по сохранению и поддержанию русского языка на государственном уровне.
-
Дата отправки2007-08-17
-
Дата принятия2007-10-16
-
Дата публикации2008-02-01
Особенности пропуска единиц номинации смысла в устном дискурсе на темы науки
- Авторы:
- О. В. Туркова
Статья содержит некоторые выводы об особенностях устной научной речи, сделанные на материале исследования, проведенного среди преподавателей и студентов медицинского вуза. Для устной разновидности научного стиля характерно стремление говорящего быть экономным, которое ведет к пропуску им языковых единиц в своей речи. Закон экономии языковых средств при его реализации говорящим в устном дискурсе на научные темы может привести к осложнению или вообще непониманию слушающим сообщаемой ему информации.
-
Дата отправки2007-08-18
-
Дата принятия2007-10-08
-
Дата публикации2008-02-01
Современная лексикография и речевая культура
- Авторы:
- В. Д. Черняк
В статье рассматривается ряд вопросов, относящихся к языковой компетенции в среде русской речевой культуры. Особое место уделяется лексикографическому аспекту языкового поведения, а также адекватному восприятию текстов классической русской литературы.
-
Дата отправки2007-08-08
-
Дата принятия2007-10-23
-
Дата публикации2008-02-01
Лингвокультурологический подход к преподаванию гуманитарных дисциплин в техническом вузе
- Авторы:
- Д. А. Щукина
Вопрос о преподавании гуманитарных дисциплин в техническом вузе рассматривается с точки зрения лингвокультурологии. На примере образа горный институт демонстрируются возможности использования данного подхода в практике преподавания гуманитарных дисциплин.
-
Дата отправки2007-08-15
-
Дата принятия2007-10-29
-
Дата публикации2008-02-01
Внеаудиторная работа как фактор повышения мотивации изучения иностранных языков
- Авторы:
- И. И. Галимзянова
Внеаудиторная работа по иностранному языку предоставляет студентам неязыковых специальностей возможность более глубокого ознакомления с литературой, историей, культурой народа, язык которого они изучают. Снимая психологические барьеры, внеаудиторная работа делает трудоемкий процесс изучения иностранного языка интересным и радостным, расширяя общий и филологический кругозор студентов, способствуя билингвистическому и бикультурному развитию личности будущего специалиста.
-
Дата отправки2007-08-23
-
Дата принятия2007-10-16
-
Дата публикации2008-02-01
Мультимедиа на занятиях по риторике
- Авторы:
- О. Г. Згурская
В статье рассмотрена одна из возможностей применения мультимедийных технологий в практике преподавания риторики.
-
Дата отправки2007-08-09
-
Дата принятия2007-10-20
-
Дата публикации2008-02-01
Содержательные модули в структуре курса «Русский язык и культура речи» в технических вузах
Статья посвящена проблемам содержательной структуры дисциплины «Русский язык и культура речи», особенностям ее преподавания в технических вузах. Выделяются базовые содержательные модули, цель которых – дать представление о языке и речи как инструменте эффективного общения, и интегративные содержательные модули, обеспечивающие развитие речевых навыков, актуальных для профессиональной деятельности будущих специалистов.
-
Дата отправки2007-08-03
-
Дата принятия2007-10-25
-
Дата публикации2008-02-01
Инновационные технологии в практике преподавания русского языка как иностранного в техническом университете
- Авторы:
- Л. А. Прийма
Рассматриваются актуальные методы исследования, (педагогической инноватики), обучающие возможности современных инновационных технологий через призму общей теории преподавания русского языка.
-
Дата отправки2007-08-21
-
Дата принятия2007-10-03
-
Дата публикации2008-02-01
Методика создания и оформления мультимедийных презентаций
- Авторы:
- Н. И. Саттарова
Современные компьютерные технологии позволяют наглядно представлять информацию. Одним из инструментов такого представления является программа Power Point пакета Microsoft Office.
-
Дата отправки2007-08-02
-
Дата принятия2007-10-29
-
Дата публикации2008-02-01
Основные направления формирования патриотических позиций студенческой молодежи
- Авторы:
- С. И. Сорокин
Формирование новой образовательной стратегии высшей школы с одной стороны, связано с высоким образовательным статусом, с другой – с развитием личности молодого человека, возможностью его идентификации с большим социумом в процессе патриотического воспитания.
-
Дата отправки2007-08-09
-
Дата принятия2007-10-14
-
Дата публикации2008-02-01
Использование интернет-ресурсов в преподавании иностранных языков (на примере немецкого языка)
- Авторы:
- Л. С. Стокрацкая
Одним из основных признаков современного общества является стремительное развитие компьютерных информационных технологий и систем телекоммуникаций. В частности, Интернет стал новым слоем повседневной реальности и сферой жизнедеятельности огромного числа людей, что не может не привести к интеграции его в учебный процесс в целом и в процесс обучения иностранным языкам в частности. Настоящий доклад посвящен методике применения материалов Интернета в преподавании иностранного языка в вузе (на примере немецкого языка).
-
Дата отправки2007-08-08
-
Дата принятия2007-10-14
-
Дата публикации2008-02-01
К вопросу об обучении представлению доклада на иностранном языке
- Авторы:
- К. В. Федоров
В статье обосновывается целесообразность развития экстралингвистических навыков, необходимых для успешного представления научных докладов на иностранном языке, а также представлен краткий обзор учебной литературы по теме.
-
Дата отправки2007-08-13
-
Дата принятия2007-10-26
-
Дата публикации2008-02-01
Значение биографики в воспитании толерантности студентов технического вуза
- Авторы:
- О. Н. Бондарева
Статья посвящена опыту воспитания толерантности у студентов Санкт-Петербургского государственного горного института (технического университета), осуществляемого, благодаря введению в курс культурологии биографического материала, посвященного жизни и деятельности выдающихся воспитанников и выпускников вуза.
-
Дата отправки2007-08-10
-
Дата принятия2007-10-27
-
Дата публикации2008-02-01
Электронные журналы издательского дома «Руда и металлы»
- Авторы:
- А. Г. Воробьев
- И. Н. Белоглазов
В данной статье рассматривается вопросы информационного обеспечения научно-технической литературой, издаваемой Издательским домом «Руда и металлы».
-
Дата отправки2007-08-13
-
Дата принятия2007-10-28
-
Дата публикации2008-02-01
Культурология в вузе: вопросы преподавания
- Авторы:
- А. И. Воронов
«Han pasado!» Статья посвящена проблемам преподавания культурологии в мире деградирующих культурных доминант и насаждаемой маргинальной масскультуры. Культурология, как дисциплина, становится фактором противостояния – «No pasaran!». Однако само преподавание связано с непростыми проблемами адекватной передачи материалов культуры от педагога к слушателю, от сердца к сердцу.
-
Дата отправки2007-08-01
-
Дата принятия2007-10-29
-
Дата публикации2008-02-01
Современные приоритеты языковой подготовки студента технического вуза как развития интеллектуального потенциала
- Авторы:
- С. В. Вьюгина
В статье рассматривается роль языковой подготовки студентов, раскрывается роль национально-регионального компонента стандарта как средства модернизации гуманитарной подготовки студентов технического вуза. Изучение государственного языка является ключом к культуре татарского народа. Владение государственными языками Республики Татарстан можно квалифицировать как компонент общей культуры будущего специалиста, с помощью которого он приобщается к мировой культуре, при этом идет интенсивное развитие интеллектуального потенциала.
-
Дата отправки2007-08-27
-
Дата принятия2007-10-30
-
Дата публикации2008-02-01
Формирование профессиональной мобильности специалиста средствами иностранного языка в техническом вузе
- Авторы:
- Ю. Н. Зиятдинова
- Э. Э. Валеева
Профессиональная мобильность рассматривается как широкая образованность, способность гибко перестраивать направление и содержание своей деятельности в связи со сменой внешних обстоятельств. Именно она определяет успех современного специалиста в условиях постоянного огромного потока информации, в котором необходимо уметь выделить и практически применить самые важные знания. Владение иностранным языком позволяет получить самую свежую информацию из иноязычных источников, что особенно актуально для технических специальностей, и является важным компонентом профессиональной мобильности в современном глобальном мире.
-
Дата отправки2007-08-13
-
Дата принятия2007-10-02
-
Дата публикации2008-02-01
Педагогика высшей школы в учебных программах подготовки магистров в техническом университете
- Авторы:
- Г. А. Козлакова
В статье представлен опыт научно-образовательной деятельности кафедры психологии и педагогики Киевского политехнического института, а именно особенности преподавания дисциплины «Педагогика высшей школы». Проанализировано отношение студентов к наиболее интересным темам данной дисциплины. Обсуждаются перспективы подготовки педагогических кадров для технического университета.
-
Дата отправки2007-08-11
-
Дата принятия2007-10-10
-
Дата публикации2008-02-01
Гуманитаризация как фактор высшего технического образования
- Авторы:
- Т. А. Ларина
Гуманитаризация высшего технического образования является важнейшей проблемой в плане общекультурного роста будущего специалиста. Гуманитаризация образования представляет собой процесс олицетворения идей и ценностей гуманизма в мировоззрении людей, в их социальном бытии.
-
Дата отправки2007-08-15
-
Дата принятия2007-10-11
-
Дата публикации2008-02-01
Вопросы освещения культурного наследия в геологии, горном деле и металлургии в журнальных и книжных публикациях издательского дома «Руда и металлы»
В статье рассматривается вопросы информационного обеспечения художественной литературой, издаваемой издательским домом «Руда и металлы».
-
Дата отправки2007-08-13
-
Дата принятия2007-10-27
-
Дата публикации2008-02-01
«Средняя культура» в учебном изложении
- Авторы:
- М. И. Микешин
На примерах текстов из Интернета показана разница между пониманием термина средняя культура в учебных текстах и в современных дискуссиях о политике и культуре.
-
Дата отправки2007-08-21
-
Дата принятия2007-10-13
-
Дата публикации2008-02-01
Тенденции осовременивания гуманитарного образования в высшей школе Украины
- Авторы:
- А В. Онкович
Сегодня высшая школа Украины ориентирована на утверждение новой системы ценностей в контексте общей модернизации системы высшего образования. Внимание к проблемам гуманитарного образования подтверждает необходимость органического соединения в общеобразовательном процессе национальных и общечеловеческих начал. Это связано с тем, что гуманитарные науки становятся фундаментом для решения глобальных проблем человечества, обеспечения его стойкого развития и построения общества знаний.
-
Дата отправки2007-08-05
-
Дата принятия2007-10-12
-
Дата публикации2008-02-01
К вопросу о специфике «научности» литературоведения и филологии
- Авторы:
- Б. Я. Пукшанский
Рассмотрены основные взаимоотношения науки и вненаучных факторов в содержании литературоведческих и филологических наук, специфика научности в этих областях гуманитарного знания.
-
Дата отправки2007-08-21
-
Дата принятия2007-10-19
-
Дата публикации2008-02-01
Коммуникативная парадигма современности: культурологический аспект
- Авторы:
- С. А. Рассадина
Вниманию читателей предлагается краткий культурологический обзор коммуникативных реалий современности. Показательной особенностью современной культуры является преобладание субъект-объектных отношений, типологических для общества потребления. Определяющая роль стратегий потребления в формировании культурной идентичности побуждает культуролога обратить пристальное внимание на перспективную тенденцию маркетинговых исследований, согласно которым все виды человеческой активности могут быть описаны в терминах потребления: не только товаров или услуг, но также эмоций, ценностей, идей и т.п. Налицо возможность экстраполяции принципов эффективной коммуникации, выработанных в сфере маркетинга, на широкое поле культурных интеракций, соответствующих габитусу современного человека.
-
Дата отправки2007-08-28
-
Дата принятия2007-10-28
-
Дата публикации2008-02-01
Концепция культуры как живой системы К.Лоренца
- Авторы:
- И. Г. Ребещенкова
Представлены взгляды на культуру известного австрийского ученого и мыслителя К.Лоренца. Отмечена главная особенность его взглядов и его метода – натурализация культуры и ее развития, включающая в себя поиск аналогий между органическими и культурными системами. Показано то, что такого рода поиск связан с решением актуальной задачи современности по сохранению природы и культуры в их преемственности и взаимодействии.
-
Дата отправки2007-08-19
-
Дата принятия2007-10-22
-
Дата публикации2008-02-01
Постмодерн – культурологическая парадигма современности
- Авторы:
- А. В. Рыбчак
Проведён компаративный анализ понятий модерн и постмодерн, даны различные интерпретации этих категорий. Продемонстрирована логика апологетов и критиков постмодерна. Указаны персоналии и доктрины, стоящие по разные стороны критики постмодерна. Обозначены основные проблемы постмодернистского дискурса.
-
Дата отправки2007-08-11
-
Дата принятия2007-10-28
-
Дата публикации2008-02-01
Вопросы методологии истории в общем историческом курсе для студентов технических специальностей
- Авторы:
- Ф. Л. Севастьянов
Статья посвящена роли и месту методологических вопросов исторической науки в преподавании общего курса «Отечественная история» студентам неисторических специальностей. Высказывается мысль, что именно этот компонент общей исторической подготовки делает специалиста с высшим образованием защищенным от разного рода фальсификаций истории, направленных в том числе на очернение исторического образа России.
-
Дата отправки2007-08-27
-
Дата принятия2007-10-14
-
Дата публикации2008-02-01
«Кто виноват в том, что их идеал так уродлив?...»
- Авторы:
- Г. В. Токарева
В статье рассматривается проблема восприятия прецедентных феноменов студентами технического вуза (на материале популярных молодежных журналов).
-
Дата отправки2007-08-11
-
Дата принятия2007-10-16
-
Дата публикации2008-02-01
Проблема героя в советском кинематографе тридцатых годов XX века
- Авторы:
- И. В. Трофимова
Статья посвящена проблеме героя в кинематографе эпохи зарождающегося тоталитаризма. Анализируется концепция и способы ее визуального воплощения в фильмах «Строгий юноша» А.Роома и «Олимпии» Л.Рифеншталь.
-
Дата отправки2007-08-05
-
Дата принятия2007-10-07
-
Дата публикации2008-02-01
Читательские предпочтения современного homo legens (человека читающего)
- Авторы:
- Н. В. Углова
Статья посвящена исследованию предпочтения современного так называемого человека читающего (homo legens) при выборе литературных произведений. Исследуется проблема духовного кризиса культуры нынешнего поколения, детально рассматриваются тенденции в радикальном изменении читательской ориентации.
-
Дата отправки2007-08-21
-
Дата принятия2007-10-15
-
Дата публикации2008-02-01
Формирование культуроведческой компетенции студентов с учетом регионального компонента
- Авторы:
- Н. П. Шульгина
Формированию культуроведческой компетенции студентов, созданию на занятиях по русскому языку и культуре речи культурного фона и развивающей речевой среды способствует использование регионального материала. Мотивацией учебной деятельности на основе регионального материала является желание студентов ближе познакомиться с произведениями курских поэтов и писателей, потребность в изучении истории, культуры своего народа, родного края. В учебный процесс региональный материал включается фрагментарно, тематическими блоками или систематически в соответствии с целями вузовского курса русского языка и культуры речи или задачами воспитательной работы. Основным критерием отбора текстов является насыщенность культурологическими сведениями, эстетичность содержания, структуры и лексики.