-
Дата отправки2004-10-03
-
Дата принятия2004-11-10
-
Дата публикации2005-05-01
Директорский корпус Горного института
- Авторы:
- В. Г. Афанасьев
Дан краткий анализ директорского корпуса Горного института за все годы его существования. Обращено внимание на средние сроки руководства Институтом 45 директоров, роль в жизни государства с указанием наиболее значимых занимаемых должностей, огромный вклад в мировую и отечественную науку. Подчеркивается, что из 45 руководителей – 26 были выпускниками Горного института и каждый из них в той или иной мере стремился принести как можно больше пользы своему родному учебному заведению.
-
Дата отправки2004-10-17
-
Дата принятия2004-11-04
-
Дата публикации2005-05-01
Вклад геологов Санкт-Петербургского университета в теорию и практику горного дела
- Авторы:
- В. Г. Афанасьев
- М. М. Дятлова
Статья посвящена развитию геологической науки в Санкт-Петербургском университете, начиная со второй половины XIX в., в период образования трех кафедр этого профиля. Особое внимание обращено на петрографическое направление, основанное первым профессором геологии Университета А.А.Иностранцевым и продолженное его учениками и последователями до настоящего времени. В статье упоминается о вкладе геологов в годы Великой Отечественной войны и об открытии выпускниками Университета крупных нефтяных месторождений, что получило высокую оценку руководства страны.
-
Дата отправки2004-10-15
-
Дата принятия2004-11-20
-
Дата публикации2005-05-01
Академик Н.М.Крылов (к 125-летию со дня рождения)
- Авторы:
- Л. В. Барбоченко
- Е. Л. Барт
- М. Ю. Сысоева
Краткий очерк жизни и творческой деятельности выдающегося советского математика академика Н.М.Крылова, составленный авторами на основе архивных и ранее опубликованных материалов к 125-летию со дня рождения ученого.
-
Дата отправки2004-10-24
-
Дата принятия2004-11-29
-
Дата публикации2005-05-01
И.П.Долбня – горный инженер, заведующий кафедрой высшей математики, директор Горного института (к 150-летию со дня рождения)
- Авторы:
- Л. В. Барбоченко
- Е. Л. Барт
- М. Ю. Сысоева
В 2003 г. исполнилось 150 лет со дня рождения видного ученого и талантливого педагога Горного института И.П.Долбни (1853-1912). В статье на основе архивных материалов, научной математической и мемуарной литературы приведены краткая биография и воспоминания о нем его современников, освещены основные направления его научных исследований.
-
Дата отправки2004-10-15
-
Дата принятия2004-11-24
-
Дата публикации2005-05-01
Горные инженеры – видные математики России конца XIX – начала XX вв.
- Авторы:
- Л. В. Барбоченко
- Е. Л. Барт
- М. Ю. Сысоева
Краткий обзор педагогической и научной деятельности выпускников Горного института: Г.А.Тиме, И.П.Долбни и Н.М.Крылова, выдающихся математиков, возглавлявших кафедру высшей математики Института в конце XIX – начале XX вв.
-
Дата отправки2004-10-04
-
Дата принятия2004-11-01
-
Дата публикации2005-05-01
Архиепископ Леонид (Краснопевков) – воспитанник Горного института
- Авторы:
- О. Н. Бондарева
Статья посвящена воспитаннику Горного кадетского корпуса, деятелю Русской Православной Церкви, выдающемуся педагогу и литератору, архиепископу Ярославскому и Ростовскому Леониду (Краснопевкову) (1817-1876). Благодаря высоконравственному воспитанию, полученному в Корпусе, а также личным качествам, он избрал для себя путь монашеского служения. Но творческое начало, заложенное в Горном кадетском корпусе, пронес и развил в своей созидательной деятельности на благо человечества. 26 апреля 1874 г. Горный институт направил преосвященнейшему Леониду поздравительный адрес в связи с пятнадцатилетием служения его в сане епископа, в котором отметил: «Праздник, устроенный в Москве в честь Вашу <…> есть вместе с тем и праздник Горного института – Вы его питомец! <…> Узы, связующие Горный институт с Вами, досточтимый архипастырь, неразрывны» [5, с.260].
-
Дата отправки2004-10-02
-
Дата принятия2004-11-25
-
Дата публикации2005-05-01
«В память трудов и попечения»
- Авторы:
- Н. В. Боровкова
В Горном музее была проведена атрибуция мраморного барельефа, который долгое время хранился в его запасниках. Этот портрет украшал Конференц-зал Горного института на протяжении 130 лет. В ходе изучения экспоната по архивным документам установили время и историю его поступления в музей Горного института в 1805 г., а также, что это портрет П.А.Соймонова – пятого директора Горного училища, сенатора, выдающегося государственного деятеля XVIII в., который внес значительный вклад в развитие Горного училища и музея.
-
Дата отправки2004-10-27
-
Дата принятия2004-11-30
-
Дата публикации2005-05-01
Культурные традиции горного института: история и современность
Ключевым элементом в процессе духовного возрождения России является культура, вобравшая в себя многовековой опыт народа, ценности, которыми он живет и которые в итоге предопределяют развитие страны. Отечественную культуру отличает огромное наследие и богатство традиций, отражающих интерес людей к гуманитарным ценностям. Создателей этих ценностей – людей с высоким творческим потенциалом – в большей степени формирует высшая школа. В истории России институт образования всегда играл выдающуюся роль, являясь важным фактором формирования нравственных ценностей, мышления и разума. Традицией российской высшей школы всегда были не только нацеленность на профессию, но и стремление расширить кругозор, широту, зрелость и свободу мышления.
-
Дата отправки2004-10-11
-
Дата принятия2004-11-16
-
Дата публикации2005-05-01
Свято-Макариевский храм Горного института в пространстве образования, науки и культуры
- Авторы:
- А. И. Воронов
Современный социолог может видеть, что количество верующих в России сейчас в три раза превышает количество жителей, поскольку один и тот же человек одновременно верит в разное. Люди готовы воспринимать любой бред, не отдавая себе отчета, какие это влечет за собой последствия. Это и есть главное искушение оккультизма. И связано это с отказом думать (и выбирать). Сегодняшний человек обречен на то, чтобы пройти всю историю религии, начиная с магии, оккультизма и шаманизма. Перед этим выбором стоит не только дилетант, но и ученый. Трудно сказать, что может подвигнуть человека к мыслительному подвигу – здравый смысл или нормальная человеческая физиология, но однажды, вослед за Осипом Мандельштамом «герой нашего времени» скажет: «Я христианства пью холодный горный воздух».
-
Дата отправки2004-10-05
-
Дата принятия2004-11-17
-
Дата публикации2005-05-01
Горный институт: вклад в социально-культурное развитие России
- Авторы:
- Л. К. Горшков
Санкт-Петербургский горный институт снискал себе славу центра развития культуры и общественных отношений в России за весь период (более 230 лет) своего существования. Статья посвящена вкладу Горного института в социально-культурную жизнь страны, роли питомцев Института, крупнейшего научно-образовательного учреждения мирового значения, в становлении русской философской науки, литературы, русского гражданского общества.
-
Дата отправки2004-10-18
-
Дата принятия2004-11-07
-
Дата публикации2005-05-01
Влияние механики на развитие горной техники до начала ХХ в.
- Авторы:
- А. П. Господариков
- С. А. Толстунов
Рассматривается становление механики как науки в ее историческом развитии до начала XX в. Особенность исторического развития механики обусловлена развитием техники. В начальный период (конец XVIII – начало XIX в.) техника опережала развитие механики, а затем с развитием дифференциального и интегрального исчислений механика начинает опережать технику и обеспечивает ее дальнейшее развитие. Приводятся этапы развития техники и механики, при этом отмечаются направления развития отдельных разделов механики. В связи с возникающими потребностями горного производства появляются и совершенствуются как простые, так и сложные машины (насосы, подъемные установки, воздуходувные машины и т.д.). С их появлением возникает необходимость их обслуживания и ремонта. Особое внимание уделено вкладу российских ученых и изобретателей в развитие техники и механики.
-
Дата отправки2004-10-15
-
Дата принятия2004-11-12
-
Дата публикации2005-05-01
Роль научных обществ в развитии математики и горных наук
- Авторы:
- А. П. Господариков
- С. А. Толстунов
Рассмотрены вопросы становления различных обществ, их влияние на развитие фундаментальных и естественно-научных дисциплин. Достаточно подробно рассматриваются некоторые аспекты развития такой фундаментальной науки, как математика с возникновения до настоящего времени.
-
Дата отправки2004-10-20
-
Дата принятия2004-11-11
-
Дата публикации2005-05-01
Средневековые университеты и формирование языка власти
- Авторы:
- О. Э. Душин
Средневековая культура обеспечила развитие многих институтов современной Западной Европы. В частности, и генезис авторитета власти относится к данной эпохе. Его становление, в свою очередь, было обусловлено деятельностью университетов. Именно выпускники юридических факультетов составили основу нарождающегося государственного чиновничества и сформировали пространство соответствующей бюрократической документации. Письменный закон стал фундаментом социальных отношений и полномочий власти в структуре средневекового общества. Университетское образование приобрело статус кода доступа к системе власти. Образованные люди, получавшие необходимые лицензии и научные степени, поддерживали и утверждали ее значение. Кроме того, в схоластической науке сложилась особая риторика власти, обусловленная политической теорией Аристотеля. Государство и полномочия короля стали рассматриваться через призму идеи «общего блага» и естественной необходимости для существования человека. Все это и определило формирование языка власти в эпоху высокого Средневековья.
-
Дата отправки2004-10-25
-
Дата принятия2004-11-17
-
Дата публикации2005-05-01
Традиции западной и русской философской антропологии и развитие системы образования
- Авторы:
- И. М. Евлампиев
Современная западная система образования, опирающаяся на философию постмодернизма, стремится полностью устранить конфликты в отношениях учителя и ученика и предоставить ученику полную свободу выбора жизненных ценностей. Российская система образования должна учитывать идеи, которые были выработаны в нашей философской традиции: признание неустранимого и плодотворного антиномизма человеческой сущности и убеждение в причастности каждого к высшей духовности. Система образования обязана сохранять базовый конфликт между учителем и учеником, а также стремление к формированию у ученика определенной системы духовных ценностей.
-
Дата отправки2004-10-06
-
Дата принятия2004-11-24
-
Дата публикации2005-05-01
Артист императорского Александринского театра В.В.Самойлов – воспитанник Петербургского Горного корпуса
- Авторы:
- Е. А. Зилотина
Драматический артист Александринского театра Василий Васильевич Самойлов (1812-1887) – ярчайший представитель знаменитой актерской династии – был одним из самых образованных актеров своего времени (закончил Петербургский горный кадетский корпус и Лесной институт), необычайно разносторонней творческой личностью. Одаренный певец и музыкант, художник, человек с глубоким аналитическим умом, он с успехом применял знания и профессиональные навыки в сценической практике. Его дом на Стремянной улице (в 1994 г. здесь был открыт мемориальный музей-квартира) по праву слыл одним из центров культурной жизни Петербурга второй половины XIX в. Самойлов был одним из первых актером подлинно реалистического направления, мастером сценических перевоплощений (его называли «Протеем русской сцены»). Актерская техника в его творчестве была доведена до небывалого совершенства. В историю Горного института Самойлов вошел как один из самых прославившихся в области искусства воспитанников.
-
Дата отправки2004-10-13
-
Дата принятия2004-11-06
-
Дата публикации2005-05-01
Горный институт в становлении и развитии высшего геологического образования в России – СССР
- Авторы:
- А. Х. Кагарманов
Рассматриваются основные черты подготовки специалистов и повышения квалификации преподавателей в Горном училище, позднее – в Горном институте в первые 150 лет с момента его создания. Указывается роль профессоров и выпускников Института в организации высшего геологического образования в ведущих горно-геологических вузах страны. Выделены основные особенности сложившейся в СССР в 50-70-е гг. XX в. государственной системы подготовки инженерно-геологических кадров, создавших минерально-сырьевую базу страны и обеспечивших основу ее экономической независимости. Подчеркивается необходимость сохранения основы сложившейся системы подготовки кадров в ходе начинающейся реформы высшей школы.
-
Дата отправки2004-10-16
-
Дата принятия2004-11-17
-
Дата публикации2005-05-01
Традиции преподавания дисциплин горно-технологического профиля в Санкт-Петербургском горном институте
- Авторы:
- О. В. Ковалев
- С. П. Мозер
- И. Ю. Тхориков
Рассмотрены вопросы развития горного образования в стенах Санкт-Петербургского горного института. Отражены основные этапы их развития: до Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., во время войны и в послевоенный период. Дана краткая характеристика этих этапов. Приведены краткие биографии ключевых фигур, способствовавших успешному становлению горного образования в Санкт-Петербургском горном институте. Выявлены традиции преподавания дисциплин горно-технологического профиля. Показано, что традиции преподавания базируются как на аналитических, так и на экспериментальных и экспериментально-аналитических знаниях преподавателей, основанных, прежде всего, на их собственном производственном и научном опыте.
-
Дата отправки2004-10-12
-
Дата принятия2004-11-09
-
Дата публикации2005-05-01
К вопросу о периодизации и динамике капиталистической модернизации России (1860-1890-е гг.)
- Авторы:
- В. Н. Кузнецов
В статье дана периодизация процесса модернизации Российской империи в ХIX в. На примере Северо-Западного района России рассматриваются основные факторы, субъекты, особенности и противоречия модернизации в экономической и социокультурной сферах общественной жизни.
-
Дата отправки2004-10-09
-
Дата принятия2004-11-23
-
Дата публикации2005-05-01
Студент-самоубийца: историко-культурный феномен в России начала ХХ в.
- Авторы:
- А. Б. Лярский
В статье рассматривается такое историческое явление, как рост в начале ХХ в. в России самоубийств среди молодежи, в том числе и студенческой. Автор полагает, что, несмотря на рост самоубийств среди студентов России в 1906-1914 гг., вряд ли это явление носило обвальный и катастрофический характер. В то же время обсуждение феномена самоубийств молодежи в печати было одним из способов критики существующего поряда. Сам же создаваемый обществом образ студента-самоубийцы носил ярко выраженный идеологический характер, позволяя, с одной стороны, говорить об осмысленности самоубийства, а с другой – уделить внимание судьбе интеллигенции в России.
-
Дата отправки2004-10-10
-
Дата принятия2004-11-29
-
Дата публикации2005-05-01
Петр I и становление горного дела в России
- Авторы:
- С. О. Никиташина
Многие историки считают Петра I великим реформатором и преобразователем России. В большой мере проводимые им реформы способствовали развитию горных промыслов, подъему мануфактурной горной промышленности. Петровская политика в области горно-заводской промышленности была направлена на освобождение страны от экономической зависимости со стороны иностранцев, на увеличение военной мощи русского государства и удовлетворение потребностей внутреннего рынка. Добыча руд, производство железа, меди и других металлов в России значительно выросли. По добыче и переработке железных руд и выплавке чугуна Россия заняла одно из первых мест в мире. При Петре I начинается подготовка специалистов по горному делу, открываются первые горные школы в Олонецкой губернии и на Урале.
-
Дата отправки2004-10-24
-
Дата принятия2004-11-14
-
Дата публикации2005-05-01
Проект преобразования учебной части горного ведомства в контексте политики правительства в области образования второй половины 20-х годов XIX в.
- Авторы:
- Т. В. Плюхина
В статье рассматриваются вопросы, связанные с организацией системы горного образования Российской империи в 20-е гг. XIX в. Разбирается суть организации сети учебных заведений, готовивших специалистов для горной и горно-заводской промышленности. Выделены особенности проводимых преобразований и указаны их причины. Подробно анализируется проект организации горного образования, составленный директором Департамента горных и соляных дел Министерства финансов Е.В.Карнеевым. Указаны причины отклонения проекта.
-
Дата отправки2004-10-29
-
Дата принятия2004-11-13
-
Дата публикации2005-05-01
Развитие системы образования в России при Николае I: к вопросу о выборе оценочного критерия
- Авторы:
- Ф. Л. Севастьянов
Статья посвящена вопросу о критериях оценки исторического опыта развития отечественной системы образования при Николае I. Обращается внимание на то, что в историографии к настоящему моменту существует набор расхожих штампованных обвинений в адрес николаевской политики в области образования и отсутствует критерий для оценки развития этой системы. Утверждается, что в качестве такого объективного критерия могут быть избраны только количественные характеристики (рост числа учебных заведений и количества обучаемых), а также эффективность системы образования в целом. Последняя может быть определена только исходя из того, насколько выпускники учебных заведений николаевской России способствовали развитию профильных для них отраслей экономики или государственного управления. Подчеркивается, что данный показатель исследован лишь для военного образования и военного дела. Отстаивается необходимость проведения подобных исследований для технического и юридического образования. Содержится указание на первоначальный опыт проведения таких исследований на кафедре истории и политологии Санкт-Петербургского горного института.
-
Дата отправки2004-10-12
-
Дата принятия2004-11-22
-
Дата публикации2005-05-01
Развитие промышленности Западной Сибири в 1920-1930-е гг. и повышение общеобразовательного уровня рабочих (историография вопроса)
- Авторы:
- С. В. Серебренников
В статье рассматривается историография вопроса повышения общеобразовательного уровня рабочих Западной Сибири в 1920-1930-е гг. в связи с бурным промышленным освоением края. Проанализированы фундаментальные труды по истории Сибири и истории рабочего класса Сибири, охватывающие период 20-30-х гг., выявлены, изучены и систематизированы многочисленные научные статьи, освещающие различные стороны изучаемого вопроса. Исследован период наиболее плодотворного изучения интересующей нас темы, даны оценки наиболее известным монографиям и статьям, выявлен вклад конкретных ученых в исследование общеобразовательного уровня западно-сибирских рабочих в связи с индустриализацией края.
-
Дата отправки2004-10-04
-
Дата принятия2004-11-13
-
Дата публикации2005-05-01
Управление горным образованием в системе высших и центральных учреждений Российской Империи (ХIХ – начало ХХ вв.)
- Авторы:
- А. Р. Соколов
Статья посвящена вопросам организации управления горным образованием в дореволюционной России. В центре внимания автора – определение ведомственной подчиненности горных учебных заведений вообще и первого высшего технического учебного заведения России – Санкт-Петербургского горного института в частности. Рассматриваются различные периоды истории российского образования в связи с проводившимися государственными реформами XIX – начала ХХ вв. Оценивается специфика положения горных учебных заведений, подчиненных Министерству финансов, в свете синхронного существования «профильного» учебного ведомства – Министерства народного просвещения. В завершение автор констатирует, что проблема выбора между двумя моделями организации образования – централизация всего учебного дела в одном ведомстве или наличие специальных учебных заведений в подчинении профильных отраслевых министерств – оставалась актуальной и в советский период.
-
Дата отправки2004-10-12
-
Дата принятия2004-11-26
-
Дата публикации2005-05-01
Из истории образования нового времени: философия в университетах ордена иезуитов
- Авторы:
- Л. В. Цыпина
История образования Нового времени открывается реформой средневековой школы, осуществленной орденом иезуитов (Общество Иисуса, Societatis Jesu, 1534). Инструментом проведения реформы стал педагогический регламент – Ratio Studiorum 1599 г., который опирался на следующие принципы: универсализм образовательной модели; непрерывность средней и высшей ступеней обучения; эффективность управления образовательным процессом; единство обучения и воспитания. Целью статьи является описание содержания образования в университетах иезуитов и анализ места и роли философии как учебного предмета. Философия изучалась в иезуитских коллегиях средней ступени (Media Collegii Rationis) в течение 3 лет. Курс обучения строился на основе философии Аристотеля и богословия Фомы Аквинского и включал следующие предметы: логику, этику, физику, математику и метафизику. Философами – иезуитами коллегии искусств университета Коимбры (Мануэлем де Гоэсом, Косме де Магаланьшем, Бальтасаром Альваресом, Себастьяном де Коуто) в 1592-1606 гг. был разработан и опубликован корпус трактатов – комментариев по проблемам метафизики, этики, логики, натурфилософии. Коимбрский курс (Cursus Conimbricensis), выдержавший за четверть века 112 изданий в разных странах, существенно повлиял на систему университетского образования и дал импульс для философских открытий Нового времени.
-
Дата отправки2004-10-17
-
Дата принятия2004-11-30
-
Дата публикации2005-05-01
Видные персонажи Российской истории конца XVIII – начала XIX вв. в их причастности к этапам развития Горного института (к 230-летию Горного института, 250-летию Павла I, 200-летию кончины М.Ф.Соймонова)
Статья посвящена персоналиям видных деятелей первого высшего технического учебного заведения России – Санкт-Петербургского государственного горного института (технического университета). В центре внимания авторов – деятельность М.Ф.Соймонова, А.А.Мусина-Пушкина, Н.А.Львова, В.В.Капниста, А.Н.Оленина, Д.И.Хвостова, Г.Р.Державина, И.И.Хемницера и других в связи с их работой в Горном институте, покровительством первому высшему техническому учебному заведению России или знакомством с воспитанниками Горного училища. В увлекательной и живой форме авторы знакомят читателя с участием видных персонажей российской истории XVIII – начала XIX вв., имевших отношение к Горному институту, в культурной и научной жизни Российской империи того времени.
-
Дата отправки2004-10-21
-
Дата принятия2004-11-13
-
Дата публикации2005-05-01
Франсиско де Виториа и Саламанкский университет (об одной удачной реформе университетского образования)
- Авторы:
- Д. В. Шмонин
Франсиско де Виториа (1492-1546), испанский теолог и философ-доминиканец, профессор первой кафедры теологии Саламанкского университета, был одним из успешных реформаторов европейской системы образования на рубеже Средних веков и Нового времени. Его реформа в обучении включала использование «Суммы теологии» Фомы Аквинского вместо «Сентенций» Петра Ломбардского, систематические лекции по различным проблемам теологии, политической и моральной философии, а также новые методы обучения. Она оказала влияние на формирование современной системы высшего образования.
-
Дата отправки2004-10-21
-
Дата принятия2004-11-03
-
Дата публикации2005-05-01
История Горного института в курсовых работах кафедры информатики и компьютерных технологий
- Авторы:
- О. Г. Быкова
Современные компьютерные технологии позволяют наглядно представлять информацию. Одним из инструментов такого представления является программа Power Point пакета Microsoft Office. С ее помощью студентами специальности «Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых» (РМ) в рамках курсовых работ по информатике созданы презентации, посвященные известным геологам, деятельность которых связана с Горным институтом. Создание любой презентации – творческий процесс, который позволяет раскрыть индивидуальность студента. Освоение компьютерных технологий в представлении материала будет полезным в дальнейшей профессиональной деятельности.
-
Дата отправки2004-10-11
-
Дата принятия2004-11-05
-
Дата публикации2005-05-01
О роли коллектива в нравственном воспитании учащихся кадетских корпусов
- Авторы:
- И. М. Дугин
В статье обращается внимание на то, что в современной отечественной педагогике вопрос о роли коллектива в нравственном воспитании носит дискуссионный характер. Автор критикует позицию педагогов, деструктивно отрицающих воспитательную роль коллектива, и обосновывает педагогическую целесообразность использования принципа воспитания в коллективе и через коллектив в современных условиях. При этом коллективность рассматривается как важнейшее общечеловеческое нравственное качество, обеспечивающее товарищеские взаимоотношения в воинском коллективе. Раскрывая воспитательный потенциал коллектива, автор обосновывает современные критерии коллектива как субъекта воспитания. В качестве одного из направлений реализации педагогического потенциала коллектива рассматривается организация групповых форм учебной деятельности. Обосновываются психологические преимущества групповой организации учебной деятельности по сравнению с традиционной формой организации учебного процесса. Разъясняется, каким образом эти преимущества способствуют нравственному развитию кадет.
-
Дата отправки2004-10-23
-
Дата принятия2004-11-17
-
Дата публикации2005-05-01
Исследование мотивации деятельности
- Авторы:
- Л. Я. Зобнина
Работа посвящена проблемам диагностики мотивации деятельности. Рассматриваются теоретические и методологические предпосылки использования проективных методик и опросников. Приведены результаты экспериментальных исследований мотивации достижения с привлечением теста Хекхаузена и опросника Элерса.
-
Дата отправки2004-10-19
-
Дата принятия2004-11-10
-
Дата публикации2005-05-01
Дыхание, несущее здоровье
- Авторы:
- В. В. Каэлло
За последнее десятилетие растет число студентов, поступающих в вуз с хроническими заболеваниями. К окончанию обучения таких студентов становится еще больше. В создавшейся ситуации возрастает роль кафедры физического воспитания, которая реально может повлиять на это положение, взяв на себя функции по профилактике и восстановлению здоровья студентов средствами и методами оздоровления, популяризировать их и всячески способствовать их освоению. Одним из таких средств являются дыхательные упражнения. Они не требуют никаких финансовых затрат и целиком находятся под нашим контролем. Нами разработан комплекс оздоровительных мероприятий, который может быть использован на занятиях со студентами как основной медицинской группы, так и специальной, а также со студентами, освобожденными от занятий физкультурой по состоянию здоровья. Основу комплекса составляет запатентованный нами способ дыхательных упражнений.
-
Дата отправки2004-10-27
-
Дата принятия2004-11-30
-
Дата публикации2005-05-01
Роль культурологии в системе образования
- Авторы:
- А. Н. Кислицина
В процессе модернизации системы российского образования происходит значительное обновление содержания образования в соответствии с требованиями времени и задачами развития страны. Выработка новых образовательных стандартов и стратегических задач образования становится особенно актуальной в современном взаимозависимом и быстро меняющемся мире. Ускоренное развитие глобальных процессов и сложная социально-культурная ситуация начала ХХI в. диктует необходимость поиска путей и средств преодоления негативных и противоречивых процессов современного общества. Главными средствами на пути преодоления кризиса выступают знание и интеллект, причем именно гуманитарная их составляющая. В этой связи повышается роль и значение культурологии как науки и учебной дисциплины в вузах страны.
-
Дата отправки2004-10-17
-
Дата принятия2004-11-26
-
Дата публикации2005-05-01
Диахронический аспект в содержании курса «Русский язык и культура речи»
- Авторы:
- В. В. Кудряшова
Статья посвящена проблеме обучения дисциплине «Русский язык и культура речи» в негуманитарном вузе. Ставится вопрос о необходимости представления научных знаний о языке в диахроническом аспекте. Широкое привлечение гуманитарного знания способствует осознанному восприятию современной языковой нормы, облегчает ее запоминание, вооружает знанием о перспективах дальнейшего развития языка.
-
Дата отправки2004-10-02
-
Дата принятия2004-11-11
-
Дата публикации2005-05-01
Этика и деловой этикет в системе общегуманитарного образования аспирантов в Горном институте
- Авторы:
- Т. А. Ларина
Деловой этикет является сложным системным прикладным знанием гуманитарного значения. Главная цель данного курса – дать аспирантам необходимые знания в области психологии и этики делового контакта как важное средство межличностного общения и адаптации личности к условиям деловой среды. Поскольку этикет и правила хорошего тона всегда являются выражением духа времени, определенной ситуации и отражают социальную структуру общества, знания делового этикета позволят будущим специалистам использовать их на практике как важное средство коммуникации, чему способствует включенный в курс этико-психологический практикум, предполагающий моделирование тех или иных этических ситуаций.
-
Дата отправки2004-10-22
-
Дата принятия2004-11-05
-
Дата публикации2005-05-01
Организация контроля и определение уровня сформированности умений аудировать иноязычный аудиоряд при обучении в техническом вузе
- Авторы:
- А. И. Михеев
Рассмотрены вопросы организации и совершенствования тестового контроля в обучении иностранным языкам. Показаны оптимальные пути организации контроля и определения уровня сформированности умений аудировать иноязычный аудиоряд при обучении в Санкт-Петербургском горном институте. Разработана и успешно применяется система упражнений, способствующая развитию у студентов аудиокультуры.
-
Дата отправки2004-10-10
-
Дата принятия2004-11-23
-
Дата публикации2005-05-01
Культура общения с молодым человеком после экстремальных ситуаций при поступлении в вуз
- Авторы:
- Е. Б. Науменко
- В. Э. Шмидт
Статья посвящена такой насущной в современной действительности проблеме, как различный подход в общении с молодыми людьми, пережившими экстремальную ситуацию при оценке адекватности их желания поступить в вуз. В своем исследовании авторы используют приемы психологического изучения и дифференциации особенностей молодых людей, переживших серьезные психологические травмы, связанные с поступлением в вуз. Предложены три группы гипотетических абитуриентов с различными исходными состояниями и мотивацией. В результате профессионального, психологически выверенного собеседования авторы предполагают возможным сделать вывод о дальнейшей целесообразности и возможности обучения данных групп молодых людей. Таким образом, авторы приходят к выводу, что выявленные психологические особенности надо непременно учитывать не только врачам, но и психологам-педагогам при общении с абитуриентами.
-
Дата отправки2004-10-17
-
Дата принятия2004-11-09
-
Дата публикации2005-05-01
Концепция психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса студентов вуза
- Авторы:
- Е. Б. Науменко
- В. Э. Шмидт
Статья посвящена исследованию важного социального явления времени – прогнозированию успешного обучения в вузе по определенной профессии. В своем исследовании авторы используют социально-психологические методы. Применяют комплексную программу концептуальной модели психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса студентов при профессиональном обучении. Авторы показывают, что при реализации концепции возможно обосновать систему социально-психологического обеспечения профессиональной подготовки молодежи в различных вузах и разработать методические рекомендации для этих мероприятий на этапах подготовки к поступлению, поступлению и обучению в вузе. Таким образом, в статье обоснована взаимосвязь концепции прогнозирования и методов диагностики на различных этапах профессионального обучения.
-
Дата отправки2004-10-21
-
Дата принятия2004-11-07
-
Дата публикации2005-05-01
Социокультурная самоидентификация личности как одна из целей гуманитарного образования в техническом вузе
- Авторы:
- А. А. Петрова
Статья посвящена актуальности проблемы социокультурной самоидентификации личности и способам ее формирования в процессе обучения в техническом вузе. Сегодняшнее студенчество – это не просто завтрашние специалисты в той или иной прикладной области экономики, это основа российской интеллигенции последующих десятилетий. От того, какие ценностные, нравственные, общекультурные позиции и ориентиры будут заложены в сознание студенчества в процессе обучения в вузе, во многом зависит их дальнейший жизненный выбор.
-
Дата отправки2004-10-27
-
Дата принятия2004-11-05
-
Дата публикации2005-05-01
Научные знания и научное просвещение в процессе современного образования
- Авторы:
- Б. Я. Пукшанский
Состояние разрухи, крушение прежних идеалов и отсутствие новых привели в России к тому, что многие люди стали надеяться лишь на чудо. Одно из «чудес» явилось в виде лженауки, представляющей собой хорошо организованное сообщество профессиональных мошенников. Другая серьезная проблема, с которой сталкивается не только Россия, но и мировая цивилизация в целом, состоит в возрождении паранормальных верований – архаичных суеверий и предрассудков магического сознания древних веков. Астрологи и экстрасенсы, оккультисты и шаманы, волшебники и колдуны, пропагандирующие мистику, магию, прорицания и гадания, широко внедрились в рынок услуг, особенно в области медицины, психологии и образовательных технологий.
-
Дата отправки2004-10-09
-
Дата принятия2004-11-07
-
Дата публикации2005-05-01
Современные проблемы теории познания в учебном курсе философии
- Авторы:
- И. Г. Ребещенкова
Теория познания является важнейшей частью философии. В последнее время ее роль усиливается в процессе обучения и воспитания специалистов в гуманитарной среде вузов. Это обусловлено прогрессом познания, связью теории познания с гуманитарной и антропологической проблематикой, формированием информационного общества. К числу современных проблем этой теории относятся проблемы эволюции познания, перспективы его дальнейшего развития. Одной из перспектив является разработка и внедрение во все сферы деятельности биокомпьютеров – новых субъектов познания, фрагментов новой реальности – биотехнической. Включение в учебный курс философии новейшей проблематики теории познания необходимо для подготовки молодого поколения к деятельности и жизни в существенно измененной среде.
-
Дата отправки2004-10-25
-
Дата принятия2004-11-16
-
Дата публикации2005-05-01
Организация научно-исследовательской работы студентов в Санкт-Петербурском горном институте
- Авторы:
- Л. С. Синьков
В Санкт-Петербургском горном институте большое внимание уделяется вопросам развития научно-исследовательской работы студентов (НИРС) как одному из важнейших направлений преемственной подготовки кадров высшей квалификации. Приводятся основные задачи и направления развития НИРС в Институте и их результат за последние пять лет. Дан анализ эффективности внедрения новых форм научно-технического творчества молодых исследователей в учебный процесс.
-
Дата отправки2004-10-08
-
Дата принятия2004-11-29
-
Дата публикации2005-05-01
Подготовка специалистов нефтегазового направления в Санкт-Петербургском горном институте
- Авторы:
- Н. И. Слюсарев
- С. П. Мозер
Рассмотрены вопросы российского нефтегазового образования, отражены исторические этапы его развития в Санкт-Петербургском горном институте. Подчеркнута востребованность выпускников Горного института – основоположников ряда научных направлений в развитии теории и практики разработки месторождений углеводородов. Проведен анализ этапов отбора и подготовки специалистов в области разработки углеводородных месторождений в условиях современного общества. Отражена взаимосвязь рынка труда и уровня образованности выпускников – молодых специалистов. Показано, что подготовка высококвалифицированных специалистов в современных условиях невозможна без тесной связи высшего учебного заведения с производственными и научными объединениями.
-
Дата отправки2004-10-24
-
Дата принятия2004-11-05
-
Дата публикации2005-05-01
Методологические аспекты сквозного нанотехнологического (химико-физического) образования в техническом университете
Рассмотрены значение, базисные принципы, методологические основы и примеры сквозного нанотехнологического образования в техническом университете. Это образование включает в себя освоение студентами фундаментальных основ нанотехнологии на занятиях по физике и химии, изучение возможностей нанотехнологии в спецкурсах и ориентированное на нанообъекты обучение лучших выпускников в аспирантуре по специальностям «Химическая физика» и «Физическая химия».
-
Дата отправки2004-10-07
-
Дата принятия2004-11-30
-
Дата публикации2005-05-01
Инновации в процессе обучения иностранным языкам студентов начальных курсов Санкт-Петербургского горного института
- Авторы:
- К. В. Федоров
В 2000-2001 учебном году в связи с необходимостью улучшения качества подготовки студентов по дисциплине «Иностранный язык» в Санкт-Петербургском горном институте была проведена реорганизация кафедры иностранных языков. Преобразования коснулись не только преподавательского состава кафедры, но и условий обучения студентов. В результате этих изменений на кафедре сложились уникальные для российских технических вузов условия подготовки специалистов. С введением нового формата обучения преподаватели кафедры столкнулись с рядом новых для них проблем, которые приходилось решать уже в процессе преобразований и в кратчайшие сроки.
-
Дата отправки2004-10-22
-
Дата принятия2004-11-12
-
Дата публикации2005-05-01
Развитие научных основ освоения тепловой энергии недр
- Авторы:
- Э. И. Богуславский
Впервые в мире создана методология экономико-математического моделирования и оптимизации параметров и показателей геотермальных технологических комплексов. Разработаны основы их проектирования и выпущены более десяти предпроектных документов и инвестиционных проектов, по которым начато строительство, построены и эксплуатируются геотермальные системы в России и ближнем зарубежье. Разработана первая в мировой практике методика геолого-экономической оценки геотермальных ресурсов и перспектив их освоения, выполнены подсчет ресурсной базы, картирование и районирование плотности и экономической целесообразности геотермальных ресурсов России (детально центральные регионы).
-
Дата отправки2004-10-29
-
Дата принятия2004-11-03
-
Дата публикации2005-05-01
Об одном методе расчета напряженного состояния массива горных пород при разработке пластовых месторождений
Разработан алгоритм (численно-аналитический) решения нелинейных задач геомеханики, основанный на комбинации вариационного метода Власова, метода линеаризации Ньютона – Канторовича и общего итерационного процесса. Физическая нелинейность процесса деформирования материала горных пород рассматривается в рамках основных гипотез малых упругопластических деформаций Генки – Ильюшина.
-
Дата отправки2004-10-17
-
Дата принятия2004-11-05
-
Дата публикации2005-05-01
Динамический подход при описании взаимодействия тяжелых ядер
- Авторы:
- А. Т. Дьяченко
Для описания образования вторичных частиц в столкновениях тяжелых ионов средних энергий использована ядерная гидродинамическая модель с учетом неравновесного уравнения состояния. Mодель использовалась для описания двойных дифференциальных сечений образования a-частиц и других фрагментов. Гидродинамическая модель с учетом термализации и образования области локального нагрева позволяет описать экспериментальные двойные дифференциальные сечения рождения подпороговых пионов, каонов и антипротонов в ядро-ядерных столкновениях. Это позволяет определять параметры эффективных ядерных сил и, в частности, модуль сжатия ядерной материи.
-
Дата отправки2004-10-27
-
Дата принятия2004-11-16
-
Дата публикации2005-05-01
Преломление продольных волн слоистым пакетом упругопластических и хрупких сред
- Авторы:
- В. В. Карпенко
- А. В. Капренко
Рассмотрено моделирование процесса преломления плоской продольной упругой волны пакетом слоисто-однородных сред. Предполагается, что фронт волны параллелен границам раздела сред. Решение задачи получено с помощью численного конечно-разностного метода.
-
Дата отправки2004-10-24
-
Дата принятия2004-11-07
-
Дата публикации2005-05-01
Математическое моделирование совместного действия горного давления и взрывных волн напряжений на выработки
Рассматривается совместное воздействие статического и динамического полей напряжений на выработки и моделируются зоны растягивающих напряжений в приконтурных областях горных выработок.
-
Дата отправки2004-10-11
-
Дата принятия2004-11-13
-
Дата публикации2005-05-01
Геосинергетические проблемы нанопространства и фазовых состояний ископаемых углей и угольного метана
- Авторы:
- В. В. Кирюков
- В. Н. Новикова
Нанопространство ископаемых углей, занимая промежуточное положение, при особой роли поверхностей разграничения атомно-молекулярного пространства с химическими процессами от микро- и макропространства с механическими имеет собственные характеристики. Метастабильность состояния открытой системы «уголь – газ», обособленность нанокомпонентов, наноструктуры и фрактальность проявляются при бифуркациях в линейно-асимптотическом типе развития. В когерентных процессах это проявляется в газодинамических явлениях внезапных выбросов, в устойчивых – в стабильном газовыделении при метаморфизме углей и метаногенерации. Горизонты прогноза, неопределенность в смыслово-понятийных представлениях, энтропийный характер процессов углеобразования – метаногенерации – это различные стороны нанопространства углей как вещественно-пространственно-временной категории.
-
Дата отправки2004-10-09
-
Дата принятия2004-11-16
-
Дата публикации2005-05-01
Параметризация функционалов от решений дифференциальных уравнений
- Авторы:
- И. А. Лебедев
Описано параметрическое представление функционалов от решения обыкновенного дифференциального уравнения первого порядка в зависимости от начального условия.
-
Дата отправки2004-10-13
-
Дата принятия2004-11-12
-
Дата публикации2005-05-01
Плазменная электроника для решения проблем энергетики
- Авторы:
- А. С. Мустафаев
Впервые в мире разработаны магнитный и зондовый методы диагностики анизотропной плазмы. Созданы современные цифровые измерительно-вычислительные комплексы, плазменные установки, приборы плазменной энергетики нового поколения и специальные математические программы для фундаментальных исследований анизотропной плазмы. Разработки СПГГИ (ТУ) используются для решения проблем плазменной энергетики.
-
Дата отправки2004-10-06
-
Дата принятия2004-11-09
-
Дата публикации2005-05-01
Методологические проблемы дистанционного исследования плазмы астрофизических объектов
- Авторы:
- А. С. Мустафаев
- А. П. Мезенцев
Исследование функции распределения электронов в анизотропной плазме выполнено с применением зондовой методики и магнитно-поляризационной техники Ханле. В гелиевом плазменно-пучковом разряде измерены моменты анизотропной функции распределения электронов, определена константа скорости разрушения выстраивания атомов гелия в состоянии 4 1 D 2 в результате столкновений с заряженными частицами. Экспериментально апробирован новый метод исследования анизотропных свойств удаленных плазменных объектов, недоступных для контактных методов диагностики. Измерены анизотропная функция распределения электронов, сечение выстраивания полных угловых моментов возбужденных атомов гелия электронным ударом и степень анизотропии электронного давления. Достоинством нового метода является прямое измерение анизотропной функции распределения электронов в удаленных плазменных объектах, оценка которой ранее осуществлялась только теоретически.
-
Дата отправки2004-10-23
-
Дата принятия2004-11-09
-
Дата публикации2005-05-01
Зондовая диагностика угловой структуры функции распределения электронов в анизотропной плазме
Создан метод реконструкции полной функции распределения электронов и ее угловых компонент в плазме с произвольной степенью анизотропии. Метод основан на измерении второй производной зондового тока плоского одностороннего зонда по потенциалу при различной его ориентации относительно оси симметрии плазмы. Определены оптимальные углы ориентации зонда для реконструкции угловых компонент функции распределения электронов заданного ранга. На примере модельного эксперимента продемонстрирована работоспособность метода в плазме с произвольной степенью анизотропии.
-
Дата отправки2004-10-07
-
Дата принятия2004-11-19
-
Дата публикации2005-05-01
Необходимость учета фундаментальных тенденций развития природы в естественно-научных исследованиях
- Авторы:
- И. А. Одесский
Во многих естественно-научных исследованиях не учитываются две взаимосвязанные тенденции развития природы – направленность и повторяемость. В связи с этим автором высказывается предположение о том, что геологические циклы должны характеризоваться направленной изменчивостью своей продолжительности. Подтверждением этого могут служить большая вариабельность продолжительности выявляемых циклов, а также анализ бореальных трансгрессий в фанерозое на территории России.
-
Дата отправки2004-10-23
-
Дата принятия2004-11-06
-
Дата публикации2005-05-01
Метод определения растворимости азота в бинарных III-V системах
- Авторы:
- И. И. Парфенова
Разработана модель для расчета растворимости азота в бинарных III-V соединениях. Модель учитывает внутренние напряжения, возникающие при релаксации атомов, и статистическую природу твердого раствора. Показано, что дисперсия длин связей в III-V-N твердых растворах играет важную роль и не может быть отброшена. Предел растворимости возрастает более чем на три порядка при релаксации атомов обеих координационных сфер на расстояния порядка шестого ближайшего соседа.
-
Дата отправки2004-10-04
-
Дата принятия2004-11-05
-
Дата публикации2005-05-01
Внутренние напряжения и структура энергетических зон в соединениях III-N
- Авторы:
- И. И. Парфенова
Мы исследовали влияние ближнего порядка на электронные свойства III-V-N растворов. В нитридосодержащих растворах кластеризация одинаковых атомов в качестве вторых соседей ведет к увеличению энергии напряжений и сильному уменьшению ширины запрещенной зоны. С другой стороны, электронные свойства GaInAs очень слабо зависят от ближнего порядка. Причиной этого является локализация волновой функции состояний краев зон вокруг определенных атомов.
-
Дата отправки2004-10-13
-
Дата принятия2004-11-03
-
Дата публикации2005-05-01
Методические особенности расчета электретных преобразователей
- Авторы:
- Н. С. Пщелко
Обсуждены методологические проблемы расчета электретных преобразователей. Показано, что капсюль электретного преобразователя является очень сложной для моделирования системой. Поэтому необходимо сделать ряд упрощающих допущений при моделировании. Например, считается, что мембрана имеет куполообразную форму. Поскольку амплитуда колебаний мембраны мала, рассматриваемый объект можно изучать в линейном приближении. Предложена методика расчета чувствительности электретного микрофона в зависимости от частоты колебаний, размеров преобразователя, натяжения и заряда электрета и т.д. Учитывается прогиб мембраны под действием электростатических сил. Показано, что использование предлагаемой методики позволяет получить сравнительно простые аналитические выражения. Использование данной методики позволяет разрабатывать способы неразрушающего контроля электретных микрофонов, оптимизировать их конструкции, использовать проектирование электретных преобразователей в учебном процессе и др.
-
Дата отправки2004-10-20
-
Дата принятия2004-11-02
-
Дата публикации2005-05-01
Методы исследования фильтрационного теплообмена в сложных горно-геологических условиях
- Авторы:
- Н. Н. Смирнова
Представлены аналитические методы исследования процессов нестационарного сопряженного теплообмена, осложненного движением границы фильтрационной области. Исследования выполнены на основе постановки и решения следующих задач: кондуктивный прогрев полубесконечного стержня при переменном тепловом потоке на движущейся с постоянной скоростью поверхности горения; конвективный теплообмен в канале газификации при увеличении его длины; фильтрационный теплообмен газа и теплоносителя в гетерогенной среде с входными условиями на движущейся границе. Представлены графики полученных зависимостей.
-
Дата отправки2004-10-03
-
Дата принятия2004-11-28
-
Дата публикации2005-05-01
О зависимости динамической вязкости разрушения от размеров трещины в материале
- Авторы:
- В. В. Тарабан
Исследуется задача об ударном нагружении материала с трещиной. При помощи структурно-временного критерия разрушения получены выражения для динамической вязкости разрушения. Установлено, что временные диаграммы динамической вязкости разрушения качественно зависят от размеров трещины.
-
Дата отправки2004-10-13
-
Дата принятия2004-11-14
-
Дата публикации2005-05-01
Функция распределения ионов по скоростям в низкотемпературной плазме
Решено кинетическое уравнение для ионов при движении в собственном газе. Показано, что распределение ионов по скоростям существенно отличается от равновесного (максвелловского). Зондовым методом исследована функция распределения ионов по скоростям в низкотемпературной плазме гелия.
-
Дата отправки2004-10-27
-
Дата принятия2004-11-18
-
Дата публикации2005-05-01
Диалектическая взаимосвязь между межмолекулярными силами и их влияние на состояние воды
- Авторы:
- З. З. Шарафутдинов
Дисперсионные силы находятся в антагонистических отношениях с химическими, которые, в свою очередь, могут находиться в синергетических или в антагонистических отношениях с силами электрической природы. Вследствие борьбы и единства этих сил в природе существуют соединения включения (растворы внедрения, клатраты). Наиболее ярко проявление диалектической взаимосвязи трех сил реализуется в воде. Вода существует в атомном, ионном, молекулярном и металлическом состоянии. В жидком виде вода существует в виде динамического раствора внедрения, который постоянно образуется и постоянно разрушается.
-
Дата отправки2004-10-05
-
Дата принятия2004-11-15
-
Дата публикации2005-05-01
Роль экономического мировоззрения в развитии человеческого общества
- Авторы:
- В. Н. Волович
Раскрыто содержание и основные виды экономического мировоззрения, исследованы исторические этапы эволюции экономического мировоззрения, проанализированы основные пути и формы влияния экономического мировоззрения на развитие человеческого общества.
-
Дата отправки2004-10-02
-
Дата принятия2004-11-22
-
Дата публикации2005-05-01
Речевой портрет и средства его создания (на материале прозы Сергея Довлатова)
- Авторы:
- Н. А. Егоренкова
Статья посвящена анализу языковых средств создания речевого портрета в произведениях С.Довлатова. Сделана попытка описать такие приемы, как антитеза, ирония. Проанализирована лексика, характеризующая речь героев. Предлагается классификация диалогов, дающая представление о взаимоотношениях персонажей.
-
Дата отправки2004-10-25
-
Дата принятия2004-11-02
-
Дата публикации2005-05-01
Местное самоуправление в системе современной демократии
- Авторы:
- В. Н. Завражин
Местное самоуправление – одна из важнейших институциональных основ современной демократии. Местное самоуправление выступает в двуединстве своей природы: будучи специфической властной структурой, оно в то же время является базовым элементом гражданского общества, универсальной формой самоорганизации граждан. Как органичная составляющая демократической системы современное местное самоуправление сформировалось на основе взаимодействия и синтеза, прежде всего, либеральных и социал-демократических принципов и ценностных ориентаций. Наиболее сложной и актуальной (как в теоретическом, так и практическом отношениях) остается проблема взаимодействия государства и местного самоуправления в жизнеобеспечении современной демократии.
-
Дата отправки2004-10-30
-
Дата принятия2004-11-06
-
Дата публикации2005-05-01
Зарубежный опыт формирования гендерной симметрии: целесообразность его применения в российских условиях
- Авторы:
- Н. А. Иванова
Обоснована актуальность проблемы «женщины и политика», «женщины в парламентах». Представлен краткий хронологический обзор истории получения женщинами активного и пассивного избирательного права. Проведен сравнительный анализ количественного представительства женщин в высших законодательных органах власти различных стран. Предложено определение категории «гендерная асимметрия». Определены факторы, способствующие увеличению женского представительства. Проанализированы степень и характер влияния уровня социально-экономического развития страны и определенного типа избирательной системы на политическое участие женщин, а также эффективность использования метода «гендерных квот» в зарубежных странах и возможность его применения в российских условиях.
-
Дата отправки2004-10-12
-
Дата принятия2004-11-21
-
Дата публикации2005-05-01
«Вначале было слово»: (русское) слово в концептосфере повести В.Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана»
- Авторы:
- А. Г. Костина
Анализируется экспликация концепта (русское) слово в последней повести В.Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана». В концептосфере этого произведения толкование «слова» преломляется через призму лингвокультурологического и теоантропокосмического подходов к интерпретации данного концепта и рассматривается как Слово-Логос, т.е. первоисточник всего сущего, истинного и значимого (духовного). В интересе к (русскому) слову, в возращении к нему мыслится обращение к созидательной деятельности и, как результат, возрождение русской земли.
-
Дата отправки2004-10-01
-
Дата принятия2004-11-29
-
Дата публикации2005-05-01
Элементы техники речи в процессе обучения риторике
- Авторы:
- Т. М. Синельникова
Показателем общего культурного уровня современного оратора является владение литературными нормами языка и элементами техники речи. Но не только голос, дикция, темп, умение держать паузу – составляющие успешного выступления. Каждая фраза в речи должна иметь определенный смысл, ради которого она произносится. И в этом может помочь знание законов логического чтения и определения ударных слов в тексте.
-
Дата отправки2004-10-26
-
Дата принятия2004-11-22
-
Дата публикации2005-05-01
Коррупция как социально-политическое явление и объект исследования
- Авторы:
- С. И. Сорокин
Рассмотрены теоретико-методологические проблемы коррупции в сфере государственного управления. Дана формулировка объекта и предмета исследования. Выявлены социально-экономические, политические и идейно-нравственные предпосылки устойчивости коррупции как социально-политического явления, области и виды ее проявления. Особое внимание уделяется изучению этого феномена в контексте модернизации современного российского общества. Рассмотрены возможности моделирования коррупции на основе обобщения международного опыта антикоррупционной деятельности. Обоснованы основные направления деятельности государственных учреждений и институтов гражданского общества по сокращению масштабов и искоренению порождающих коррупцию причин.
-
Дата отправки2004-10-10
-
Дата принятия2004-11-20
-
Дата публикации2005-05-01
Нефть: политика и образование
- Авторы:
- Л. Т. Станкевич
- Н. В. Горбатова
В статье исследуются социально-политические процессы России и ее геополитическое положение. Подчеркивается зависимость политического курса страны от объема сырьевых (нефтяных) запасов и их рационального использования. Раскрываются причины кризиса образования как кризиса современной цивилизации. Делается вывод о необходимости перехода России от сырьевой экономики к экономике знаний как условию стабильного и устойчивого развития.
-
Дата отправки2004-10-01
-
Дата принятия2004-11-05
-
Дата публикации2005-05-01
Мифология в современном кино: визуальное искусство в курсе «Культурология»
- Авторы:
- И. В. Трофимова
Статья посвящена проблеме отражения в мультипликационном фильме «Король-Лев», созданном на студии Уолта Диснея, традиционного мифологического сюжета. Его элементы: чудесное рождение героя, обретение магической неуязвимости, подвиги и испытания, временная смерть и возрождение в новом качестве, мудрое правление и таинственная гибель героя. Сюжет мультфильма развивается по модели космогонического мифа и героического посвящения. Иерархия основных персонажей и их сюжетные функции восходят к египетскому мифу об Осирисе. Кульминация фильма – поединок главного героя и его противника. Он строится по модели эсхатологического мифа. Художественное пространство мультфильма, его героика отражают некоторые аспекты мифологического мышления.
-
Дата отправки2004-10-03
-
Дата принятия2004-11-24
-
Дата публикации2005-05-01
Эколого-политический потенциал высшей школы как института гражданского общества
- Авторы:
- Л. Н. Харченко
Рассматривается один из аспектов высшей школы – формирование эколого-политического потенциала российского общества в новых условиях. Высшая школа является важнейшим каналом развития экологической культуры, научного экологического мировоззрения и профессиональных навыков рационального природопользования, ресурсосбережения и обеспечения экологической безопасности у специалистов, и в конечном счете успешного решения экологических проблем. Происходящие либерально-демократические преобразования в нашей стране привели к существенным изменениям в системе высшего профессионального образования. В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г. высшая школа должна стать институтом гражданского общества, важнейшим фактором формирования новых жизненных установок личности. Для этого необходимо внести изменения в процесс подготовки кадров высшей квалификации.
-
Дата отправки2004-10-14
-
Дата принятия2004-11-13
-
Дата публикации2005-05-01
Музейная педагогика как стратегия преподавания культурологии в технических вузах
- Авторы:
- О. В. Беззубова
Статья посвящена некоторым аспектам преподавания культурологии в технических вузах, в частности, проблеме неэффективности традиционных методов обучения и возможности альтернативных подходов. Наиболее очевидные трудности связаны с негативным отношением студентов к предмету гуманитарных наук и традиционным методам их преподавания. В качестве одного из перспективных подходов предлагается рассмотреть теорию музейной коммуникации и музейной педагогики, понимаемых в широком смысле как активное использование в процессе обучения средств визуальной коммуникации, поскольку возможности, предоставляемые электронными носителями информации, позволяют применять основные приемы музейной педагогики и без непосредственного посещения музеев.
-
Дата отправки2004-10-29
-
Дата принятия2004-11-23
-
Дата публикации2005-05-01
Культурадигма студента и образовательная модель
- Авторы:
- Е. М. Гашкова
Рассматриваются современные особенности преподавания культурологии в технических вузах. Особое внимание уделяется диалогу «преподаватель – студент», формированию нового информационного пространства, а также преемственности ценностей. Вводится понятие «культурадигма». Под культурадигмой мы понимаем само отношение к культуре, избираемые ценности культуры, а также способность ко включенности в культуру. Приводится классификация культурадигм с точки зрения проблем и методов преподавания: унифицированно-традиционная, романтико-индивидуальная и индифферентно-цивилизационная. В заключение предлагается образовательная модель и тип общения со студентами каждой из культурадигм.
-
Дата отправки2004-10-11
-
Дата принятия2004-11-14
-
Дата публикации2005-05-01
Тема «Архаическая культура» в курсе культурологии для студентов технических вузов
- Авторы:
- С. А. Кириленко
Статья посвящена методическим принципам подбора и компоновки материала по теме «Архаическая культура» в курсе культурологии для студентов технических вузов. Важность данной темы обусловлена ее местом в структуре курса: на стыке философско-культурологического и историко-культурологического блоков. Соответственно, именно в ходе изучения архаической культуры преподавателю предстоит наглядно продемонстрировать студентам значение усвоенных ими ранее общетеоретических положений для осмысления реалий конкретной культуры. Мы считаем целесообразным руководствоваться при отборе лекционного материала позицией антрополога П.Радина, по мнению которого для архаической ментальности характерны, в первую очередь, прагматизм и реализм и только во вторую – религиозно-магическое мышление. Опираясь на эту концепцию, мы располагаем лекционный материал в рамках темы «Архаическая культура» по оси практика – мировоззрение, начиная с защитно-адаптивной функции культуры и заканчивая функцией сигнификации.
-
Дата отправки2004-10-28
-
Дата принятия2004-11-02
-
Дата публикации2005-05-01
Особенности преподавания истории мировой культуры в рамках курса «Культурология» в Санкт-Петербургском государственном технологическом институте (на примере истории античной культуры)
- Авторы:
- А. И. Климин
В статье рассматривается структура и методика преподавания курса «Культурология» в Санкт-Петербургском государственном технологическом институте (техническом университете). Особое внимание уделяется специфике преподавания истории мировой культуры в рамках указанного курса, в частности истории культуры Древней Греции и Рима. Предлагаемая в статье методика подачи материала позволяет, с одной стороны, сосредоточить внимание студентов на наиболее важных характеристиках греко-римской цивилизации с учетом ее неповторимости и своеобразия, с другой – проследить историко-культурную преемственность в развитии европейской цивилизации в целом. Кроме того, главным оказывается не столько изложение общетеоретических положений, подкрепленных соответствующими фактическими данными, сколько попытка понимания чужой, в данном случае античной, культуры через раскрытие ее сущностных и оригинальных черт.
-
Дата отправки2004-10-15
-
Дата принятия2004-11-28
-
Дата публикации2005-05-01
Культурология в технических вузах: ненужная роскошь или насущная необходимость?
- Авторы:
- Л. К. Круглова
В условиях научно-технического прогресса растет значение выработанных культурой механизмов социальной саморегуляции. Основная роль принадлежит нравственным ценностям, ибо мораль играет по отношению к культуре в целом ту же роль, что и культура по отношению к обществу: роль структуры, программирующей все состояние системы. Для технических вузов значение культурологии возрастает во много раз, поскольку невиданное техническое могущество современного человека может быть использовано как во благо, так и во зло самому же человеку. Отличить добро от зла может только человек, культивированный, прежде всего, в плане умения жить в обществе, имеющий гуманистические ценностные ориентации. Именно поэтому мы полагаем изучение культурологии насущно необходимым для студентов технических вузов.
-
Дата отправки2004-10-24
-
Дата принятия2004-11-13
-
Дата публикации2005-05-01
О специфике проведения семинарских занятий по курсу «Культурология»
- Авторы:
- О. В. Сапенок
В статье раскрываются истоки формирования и принципы естественно-научной и гуманитарной образовательных традиций. Культурология рассматривается в качестве звена, позволяющего снять противоречие между естественно-научной и гуманитарной традициями в образовании, объединить обучение и воспитание. Семинар по курсу «Культурология» это прежде всего диалог обучаемых с различными культурными традициями и ценностными ориентациями. Приобщение к мировым культурным традициям понимается как важнейшее условие формирования творческой личности, способной вступать в диалог с различными типами мышления и ценностей.
-
Дата отправки2004-10-12
-
Дата принятия2004-11-09
-
Дата публикации2005-05-01
Применение информационных технологий в преподавании культурологии
- Авторы:
- Н. Н. Фомина
- И. И. Толстикова
Выработаны научные принципы применения информационных технологий в курсе культурологии. Созданы электронные учебно-методические материалы: аттестационные тесты, электронный учебно-методический комплекс, которые активно используются в учебном процессе. Разработаны рекомендации по их созданию и применению в учебном процессе.
-
Дата отправки2004-10-19
-
Дата принятия2004-11-05
-
Дата публикации2005-05-01
К вопросу о специфике преподавания культурологии и значении культурных традиций петербургской высшей школы для формирования личности будущего специалиста
- Авторы:
- А. И. Черняк
В условиях сложной духовной ситуации, сложившейся в общественной жизни нашей страны, все преобразования и нововведения могут иметь оправдание только в своей соотнесенности с человеком, когда гуманизм будет превалировать над рыночным технократизмом. Задачи гуманитаризации образования как одной из важнейших предпосылок гуманистического возрождения современного общества не могут быть решены только через расширение блока гуманитарных дисциплин. Изучение особенностей образовательной системы в морских учебных заведениях, а также опыт преподавания культурологии и организации выставочной деятельности в стенах ГМА им. адм. С.О.Макарова позволили сделать выводы о необходимости возрождения и сохранения лучших культурных традиций петербургской высшей школы в целях комплексного решения проблем обучения и воспитания, развития умения обучаемых самостоятельно и творчески мыслить, формирования личности, обладающей широким кругозором и высокими нравственно-эстетическими качествами.