Подать статью
Стать рецензентом
Том 163
Страницы:
101-104
Скачать том:

Из истории образования нового времени: философия в университетах ордена иезуитов

Авторы:
Л. В. Цыпина
Об авторах
  • Санкт-Петербургский государственный университет
Дата отправки:
2004-10-12
Дата принятия:
2004-11-26
Дата публикации:
2005-05-01

Аннотация

История образования Нового времени открывается реформой средневековой школы, осуществленной орденом иезуитов (Общество Иисуса, Societatis Jesu, 1534). Инструментом проведения реформы стал педагогический регламент – Ratio Studiorum 1599 г., который опирался на следующие принципы: универсализм образовательной модели; непрерывность средней и высшей ступеней обучения; эффективность управления образовательным процессом; единство обучения и воспитания. Целью статьи является описание содержания образования в университетах иезуитов и анализ места и роли философии как учебного предмета. Философия изучалась в иезуитских коллегиях средней ступени (Media Collegii Rationis) в течение 3 лет. Курс обучения строился на основе философии Аристотеля и богословия Фомы Аквинского и включал следующие предметы: логику, этику, физику, математику и метафизику. Философами – иезуитами коллегии искусств университета Коимбры (Мануэлем де Гоэсом, Косме де Магаланьшем, Бальтасаром Альваресом, Себастьяном де Коуто) в 1592-1606 гг. был разработан и опубликован корпус трактатов – комментариев по проблемам метафизики, этики, логики, натурфилософии. Коимбрский курс (Cursus Conimbricensis), выдержавший за четверть века 112 изданий в разных странах, существенно повлиял на систему университетского образования и дал импульс для философских открытий Нового времени.

Перейти к тому 163

Литература

  1. Бемер Г. История ордена иезуитов. Смоленск, 2002.
  2. Ratio Studiorum // Monumenta Germaniae Paedogogica, schulordnungen, schulbucher und Padagogiche Miscellaneen. Bd.2. Berlin,1887.
  3. Fitzpatrick A. St.Ignatius and the Ratio Studiorum. NY – L., 1933.

Похожие статьи

Диахронический аспект в содержании курса «Русский язык и культура речи»
2005 В. В. Кудряшова
Научные знания и научное просвещение в процессе современного образования
2005 Б. Я. Пукшанский
Традиции преподавания дисциплин горно-технологического профиля в Санкт-Петербургском горном институте
2005 О. В. Ковалев, С. П. Мозер, И. Ю. Тхориков
Студент-самоубийца: историко-культурный феномен в России начала ХХ в.
2005 А. Б. Лярский
Математическое моделирование совместного действия горного давления и взрывных волн напряжений на выработки
2005 В. В. Карпенко, А. П. Господариков, Г. А. Колтон
Преломление продольных волн слоистым пакетом упругопластических и хрупких сред
2005 В. В. Карпенко, А. В. Капренко