Подать статью
Стать рецензентом
Том 163
Страницы:
89-92
Скачать том:

Развитие системы образования в России при Николае I: к вопросу о выборе оценочного критерия

Авторы:
Ф. Л. Севастьянов
Об авторах
  • Санкт-Петербургский государственный горный институт имени Г.В. Плеханова
Дата отправки:
2004-10-29
Дата принятия:
2004-11-13
Дата публикации:
2005-05-01

Аннотация

Статья посвящена вопросу о критериях оценки исторического опыта развития отечественной системы образования при Николае I. Обращается внимание на то, что в историографии к настоящему моменту существует набор расхожих штампованных обвинений в адрес николаевской политики в области образования и отсутствует критерий для оценки развития этой системы. Утверждается, что в качестве такого объективного критерия могут быть избраны только количественные характеристики (рост числа учебных заведений и количества обучаемых), а также эффективность системы образования в целом. Последняя может быть определена только исходя из того, насколько выпускники учебных заведений николаевской России способствовали развитию профильных для них отраслей экономики или государственного управления. Подчеркивается, что данный показатель исследован лишь для военного образования и военного дела. Отстаивается необходимость проведения подобных исследований для технического и юридического образования. Содержится указание на первоначальный опыт проведения таких исследований на кафедре истории и политологии Санкт-Петербургского горного института.

Перейти к тому 163

Литература

  1. Бескровный Л.Г. Военное образование в России в XIX веке. М., 1970.
  2. История России с древнейших времен до 1861 года: Учеб. для вузов / Под ред. Н.И.Павленко. М., 1998.
  3. История России с древнейших времен до наших дней: Пособие для поступающих в вузы / Под ред. М.Н.Зуева. М., 1996.
  4. История СССР. Т.2. Россия в XIX веке / Под ред. проф. М.В.Нечкиной. М., 1949.
  5. Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М., 1993.
  6. Лалаев М.С. Император Николай I, зиждитель русской школы: Исторический очерк. СПб, 1896.
  7. Лалаев М.С. Исторический очерк военно-учебных заведений, подведомственных Главному их управлению. СПб, 1880. Ч.2.
  8. ПСЗ. Собрание 2-е. Т.1-2, 9, отд.2. СПб, 1827-1828, 1834.
  9. Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. М., 1992.
  10. Шевченко М.М. Конец одного величия: Власть, образование и печатное слово в Императорской России на пороге освободительных реформ. М., 2003.
  11. Шильдер Н.К. Император Александр I, его жизнь и царствование. СПб, 1904. Т.4.

Похожие статьи

Музейная педагогика как стратегия преподавания культурологии в технических вузах
2005 О. В. Беззубова
Современные проблемы теории познания в учебном курсе философии
2005 И. Г. Ребещенкова
Инновации в процессе обучения иностранным языкам студентов начальных курсов Санкт-Петербургского горного института
2005 К. В. Федоров
«В память трудов и попечения»
2005 Н. В. Боровкова
Методологические проблемы дистанционного исследования плазмы астрофизических объектов
2005 А. С. Мустафаев, А. П. Мезенцев
Организация научно-исследовательской работы студентов в Санкт-Петербурском горном институте
2005 Л. С. Синьков