О роли коллектива в нравственном воспитании учащихся кадетских корпусов
- Военная инженерно-космическая академия им.А.Ф.Можайского
Аннотация
В статье обращается внимание на то, что в современной отечественной педагогике вопрос о роли коллектива в нравственном воспитании носит дискуссионный характер. Автор критикует позицию педагогов, деструктивно отрицающих воспитательную роль коллектива, и обосновывает педагогическую целесообразность использования принципа воспитания в коллективе и через коллектив в современных условиях. При этом коллективность рассматривается как важнейшее общечеловеческое нравственное качество, обеспечивающее товарищеские взаимоотношения в воинском коллективе. Раскрывая воспитательный потенциал коллектива, автор обосновывает современные критерии коллектива как субъекта воспитания. В качестве одного из направлений реализации педагогического потенциала коллектива рассматривается организация групповых форм учебной деятельности. Обосновываются психологические преимущества групповой организации учебной деятельности по сравнению с традиционной формой организации учебного процесса. Разъясняется, каким образом эти преимущества способствуют нравственному развитию кадет.