Подать статью
Стать рецензентом
JOURNAL IMPACT FACTOR
2.4
WEB OF SCIENCE (ESCI)
citescore
7.5
scopus

Том 193

Предыдущий
Том 192

От культуры речи к академической риторике: 55 лет кафедре русского языка и литературы СПГГУ

Читать аннотацию

В статье обобщается опыт преподавания речеведческих дисциплин в первом техническом высшем учебном заведении России. Учебная, организационно-методическая и воспитательная деятельность кафедры русского языка  и литературы СПГГУ соотносится с проблематикой научно-исследовательской работы, направленной на оптимизацию и интенсификацию профессионально  ориентированного риторического образования.

Как цитировать: Щукина Д.А. От культуры речи к академической риторике: 55 лет кафедре русского языка и литературы СПГГУ // Записки Горного института. 2011. Т. 193. С. 11.

Знания о современном мире в речи молодого человека

Читать аннотацию

Статья посвящается рассмотрению взаимосвязи между актуальными ситуациями повседневности и средствами их языкового выражения, формирующей типовые контексты, характерные для речи современного молодого человека.

Как цитировать: Рогова К.А. Знания о современном мире в речи молодого человека // Записки Горного института. 2011. Т. 193. С. 16.

Динамические тенденции в современном русском языке

Читать аннотацию

В статье анализируются динамические процессы в современном русском языке. Они обусловлены экстралингвистическими факторами, но обладают своей собственно языковой спецификой. Эти процессы функционируют в виде лексико-фразеологических доминант, отражающих самые активные изменения в системе современного русского языка. Автор предлагает анализ этих  доминант.

Как цитировать: Мокиенко В.М. Динамические тенденции в современном русском языке // Записки Горного института. 2011. Т. 193. С. 21.

Язык молодежной субкультуры в речевой практике СМИ

Читать аннотацию

В статье представление языка молодёжной субкультуры в средствах массовой информации связывается с функционированием специальных изданий и рассматривается на примере журнала «Птюч», который издавался с 1994 по 2003 г. Автор демонстрирует, как в сфере СМИ формируется речевая субкультура, достаточно своеобразная в лексическом отношении.

Как цитировать: Коньков В.В. Язык молодежной субкультуры в речевой практике СМИ // Записки Горного института. 2011. Т. 193. С. 25.

Речевой портрет молодежи в современной беллетристике

Читать аннотацию

В статье на основе анализа отечественной беллетристики моделируется речевой портрет современной молодежи. Подчеркивается, что массовая литература адаптируется к изменяющимся условиям функционирования, к социальным трансформациям и технологическим новациям. Продемонстрирована отчетливая ориентация лексикона носителя  языка, задаваемая авторами детективов, в сторону негативного  полюса.

Как цитировать: Черняк В.Д. Речевой портрет молодежи в современной беллетристике // Записки Горного института. 2011. Т. 193. С. 29.

«Блажен, кто смолоду был молод, блажен, кто вовремя созрел…»

Читать аннотацию

Определяющий фактор речи молодёжи – возрастная психология, которая предполагает протестное речевое поведение, стремление к динамичности и развлекательности, креативности и подражательности. Все эти качества реализуются в жаргоне. Пристрастие к молодёжному жаргону в зрелом возрасте – признак незрелости  личности.

Как цитировать: Химик В.В. «Блажен, кто смолоду был молод, блажен, кто вовремя созрел…» // Записки Горного института. 2011. Т. 193. С. 33.

Русская языковая личность: орфография молодого поколения

Читать аннотацию

В русле теории языковой личности в статье рассматриваются некоторые проблемы, связанные с особенностями выявления и описания орфографии молодого поколения.  Кратко описываются основные результаты анкетирования, проведенного среди студентов технического вуза, определяются характерные черты современной письменной практики, сформированной в новых социальных условиях, влияние на нее орфографических норм виртуальной коммуникации.

Как цитировать: Иванова Н.К. Русская языковая личность: орфография молодого поколения // Записки Горного института. 2011. Т. 193. С. 37.

Вопросы взаимодействия языка и культуры в современной методике обучения РКИ*

Читать аннотацию

В статье рассматриваются вопросы взаимодействия языка и культуры при обучении русскому языку как иностранному, обсуждаемые на XII Конгрессе МАПРЯЛ.  Выделяются методические понятия и направления, получившие развитие со времени работы предыдущих конгрессов: межкультурное образование, диалог культур, лингвокультурология, методика обучения русскому языку в поликультурной школе  России.

Как цитировать: Лысакова И.П. Вопросы взаимодействия языка и культуры в современной методике обучения РКИ* // Записки Горного института. 2011. Т. 193. С. 41.
Современная языковая ситуация и вопросы культуры речи
  • Дата отправки
    2010-11-14
  • Дата принятия
    2011-01-15
  • Дата публикации
    2011-05-01

Ошибки и опечатки, Связанные с лексической сочетаемостью (к вопросу о необходимости изучения норм письменной речи в техническом вузе)

Читать аннотацию

Статья посвящена  изучению  орфографических  норм  в  техническом  вузе,  ошибкам и опечаткам, связанным с лексической сочетаемостью  слов.

Как цитировать: Артамонов В.Н. Ошибки и опечатки, Связанные с лексической сочетаемостью (к вопросу о необходимости изучения норм письменной речи в техническом вузе) // Записки Горного института. 2011. Т. 193. С. 45.
Современная языковая ситуация и вопросы культуры речи
  • Дата отправки
    2010-11-22
  • Дата принятия
    2011-01-24
  • Дата публикации
    2011-05-01

Лингвофилософская проблема тождеств и различий: опыт функционально-семантического анализа служебных слов современного русского языка

Читать аннотацию

Статья посвящена  проблеме  функционально-семантического  анализа  служебных слов современного русского языка в свете лингвофилософской теории тождеств и различий. Слова-частицы представлены как актуализаторы данных отношений – особые семантические объекты, несущие информацию о важнейших принципах устройства языковой системы и деятельности познающего сознания.

Как цитировать: Атаева Е.В. Лингвофилософская проблема тождеств и различий: опыт функционально-семантического анализа служебных слов современного русского языка // Записки Горного института. 2011. Т. 193. С. 48.
Современная языковая ситуация и вопросы культуры речи
  • Дата отправки
    2010-11-09
  • Дата принятия
    2011-01-17
  • Дата публикации
    2011-05-01

Использование прозы В.В. Набокова в качестве дидактического материала в процессе формирования культурно-речевой компетенции студентов

Читать аннотацию

В статье обосновывается необходимость использования в курсе «Русский язык и культура речи» в качестве дидактического материала классических образцов русской прозы ХХ века, в частности прозы В.В.Набокова, и предлагается система упражнений и заданий, направленная на формирование общекультурных, собственно языковых и речевых компетенций.

Как цитировать: Большакова Г.Н. Использование прозы В.В. Набокова в качестве дидактического материала в процессе формирования культурно-речевой компетенции студентов // Записки Горного института. 2011. Т. 193. С. 52.
Современная языковая ситуация и вопросы культуры речи
  • Дата отправки
    2010-11-06
  • Дата принятия
    2011-01-12
  • Дата публикации
    2011-05-01

Речевые ошибки и динамика языковой нормы

Читать аннотацию

Опасной тенденцией развития русского языка на современном этапе является размывание языковой нормы. Ошибка может со временем приобрести статус нормативности, если явление вписывается в языковую систему, не противоречит ей. Неочевидные, трудно фиксируемые микронарушения на различных языковых уровнях, а также в сфере заимствования (расширение и сужение значения) незначительно искажают норму и не сразу распознаются в качестве ошибок.

Как цитировать: Вакулова Е.Н. Речевые ошибки и динамика языковой нормы // Записки Горного института. 2011. Т. 193. С. 56.
Современная языковая ситуация и вопросы культуры речи
  • Дата отправки
    2010-11-02
  • Дата принятия
    2011-01-06
  • Дата публикации
    2011-05-01

Трансформация фразеологических единиц в языке прессы. «советизмы»-клише «акула империализма» и «акула капитализма»

Читать аннотацию

Статья посвящена таким двухкомпонентным фразеологическим единицам, как советизмы-клише, на примерах ФЕ (фразеологических единиц) «акула империализма» и «акула капитализма» и их трансформации в языке прессы и Интернета. Мониторинг прессы показывает, что эти единицы и их трансформации по-прежнему активно используются и – в рамках «языковой игры» – надолго пережили «породивший» их государственный  строй.

Как цитировать: Вербицкая В.В. Трансформация фразеологических единиц в языке прессы. «советизмы»-клише «акула империализма» и «акула капитализма» // Записки Горного института. 2011. Т. 193. С. 60.
Современная языковая ситуация и вопросы культуры речи
  • Дата отправки
    2010-11-24
  • Дата принятия
    2011-01-27
  • Дата публикации
    2011-05-01

Стратегия убеждения в гендерном аспекте на материале форума сайта студентов СПБГУ spbgu.org

Читать аннотацию

Статья посвящена стратегии убеждения и средствам ее воплощения в ситуации неофициального общения на интернет-форуме студентов СПбГУ. Анализируются вспомогательные стратегии и тактики, которыми предпочитают пользоваться студенты, при этом выбор стратегии убеждения соотносится с гендерной принадлежностью коммуникантов.

Как цитировать: Гатиева М.В. Стратегия убеждения в гендерном аспекте на материале форума сайта студентов СПБГУ spbgu.org // Записки Горного института. 2011. Т. 193. С. 64.
Современная языковая ситуация и вопросы культуры речи
  • Дата отправки
    2010-11-22
  • Дата принятия
    2011-01-23
  • Дата публикации
    2011-05-01

Особенности полемического научного дискурса (к вопросу о схематичности конфликта)

Читать аннотацию

Статья посвящена изучению дискурса полемики в современной научной среде. Ситуация спора, представленная в виде сценария, является универсальной для большинства европейских культур и дискурсов, тогда как языковое наполнение и особенности построения данного сценария специфичны. В статье проводится сравнение языкового поведения носителей русского языка в ситуации полемики в телевизионном и научном дискурсе.

Как цитировать: Глушкова М.С. Особенности полемического научного дискурса (к вопросу о схематичности конфликта) // Записки Горного института. 2011. Т. 193. С. 68.
Современная языковая ситуация и вопросы культуры речи
  • Дата отправки
    2010-11-06
  • Дата принятия
    2011-01-07
  • Дата публикации
    2011-05-01

Академическая речь студенчества в лингвокультурной среде региона

Читать аннотацию

В статье обоснована необходимость изучения академической речи студентов как практически не исследованной, малоизученной области языка. Описаны результаты наблюдений над использованием заимствованных слов, фразеологизмов, а также некоторых вариантов произношения и ударения слов в речевой практике  студентов.

Как цитировать: Здорикова Ю.Н. Академическая речь студенчества в лингвокультурной среде региона // Записки Горного института. 2011. Т. 193. С. 72.
Современная языковая ситуация и вопросы культуры речи
  • Дата отправки
    2010-11-24
  • Дата принятия
    2011-01-22
  • Дата публикации
    2011-05-01

Современная женщина в зеркале языка (на материале феминизмов конца XX – начала XXI вв.)

Читать аннотацию

В статье на основе феминизмов последних десятилетий описывается образ современной женщины в русской языковой картине мира. В качестве материала исследования используются номинации, зафиксированные в современных лексикографических  источниках.

Как цитировать: Морозова И.А. Современная женщина в зеркале языка (на материале феминизмов конца XX – начала XXI вв.) // Записки Горного института. 2011. Т. 193. С. 76.
Современная языковая ситуация и вопросы культуры речи
  • Дата отправки
    2010-11-14
  • Дата принятия
    2011-01-01
  • Дата публикации
    2011-05-01

Воздух и газ как термины в русской химической терминологии XVIII – начала XIX вв.

Читать аннотацию

Анализируются особенности функционирования терминов воздух и газ в ряду других номинаций, обозначающих «воздухообразные жидкости», в оригинальной и переводной химической литературе XVIII – начала XIX  вв.

Как цитировать: Соколов А.И. Воздух и газ как термины в русской химической терминологии XVIII – начала XIX вв. // Записки Горного института. 2011. Т. 193. С. 79.
Современная языковая ситуация и вопросы культуры речи
  • Дата отправки
    2010-11-25
  • Дата принятия
    2011-01-26
  • Дата публикации
    2011-05-01

Аксиологическая характеристика личности современного студента университета

Читать аннотацию

В статье рассматривается аксиологическая составляющая современного высшего образования, анализируются личностные характеристики студента высшей  школы с позиции его социокультурных ожиданий и речевых  потенций.

Как цитировать: Фалина В.А., Баделина М.В. Аксиологическая характеристика личности современного студента университета // Записки Горного института. 2011. Т. 193. С. 83.
Современная языковая ситуация и вопросы культуры речи
  • Дата отправки
    2010-11-23
  • Дата принятия
    2011-01-09
  • Дата публикации
    2011-05-01

Полиязычие и русский язык в Казахстане (на примере творчества Ш.Уалиханова и О.Султаньяева)

Читать аннотацию

В статье рассматриваются культура русской речи в многоязычном казахстанском обществе, а также полилингвизм и индивидивидуально-авторское использование слов в трудах казахстанских ученых Ш. Уалиханова и О. Султаньяева.

Как цитировать: Шаймерденова Н.Ж. Полиязычие и русский язык в Казахстане (на примере творчества Ш.Уалиханова и О.Султаньяева) // Записки Горного института. 2011. Т. 193. С. 87.
Инновационные технологии в практике преподавания гуманитарных дисциплин в техническом вузе
  • Дата отправки
    2010-11-12
  • Дата принятия
    2011-01-26
  • Дата публикации
    2011-05-01

Аспекты семантики и валентности, актуальные для лексикографирования

Читать аннотацию

Данная статья посвящена исследованию актуального на современном этапе развития лингвистики понятия «валентность». При изучении этого вопроса выявлены основные аспекты семантики и валентности, необходимые в лексикографии.

Как цитировать: Астратова Ю.В. Аспекты семантики и валентности, актуальные для лексикографирования // Записки Горного института. 2011. Т. 193. С. 90.
Инновационные технологии в практике преподавания гуманитарных дисциплин в техническом вузе
  • Дата отправки
    2010-11-17
  • Дата принятия
    2011-01-14
  • Дата публикации
    2011-05-01

Роль научных школ в развитии инновационных процессов преподавания гуманитарных наук в технических вузах

Читать аннотацию

В статье рассматривается роль научной школы в развитии инновационных процессов по координации преподавания гуманитарных наук в техническом вузе.

Как цитировать: Афанасьев В.Г. Роль научных школ в развитии инновационных процессов преподавания гуманитарных наук в технических вузах // Записки Горного института. 2011. Т. 193. С. 94.
Инновационные технологии в практике преподавания гуманитарных дисциплин в техническом вузе
  • Дата отправки
    2010-11-20
  • Дата принятия
    2011-01-21
  • Дата публикации
    2011-05-01

«Тематический портфолио» как современный приём обучения студентов в вузе

Читать аннотацию

В статье анализируются подходы к определению дидактических понятий «портфолио», «тематический портфолио», приводится свое понимание. Дается приблизительная модель составления «тематического портфолио».

Как цитировать: Баёва Ю.В. «Тематический портфолио» как современный приём обучения студентов в вузе // Записки Горного института. 2011. Т. 193. С. 97.
Инновационные технологии в практике преподавания гуманитарных дисциплин в техническом вузе
  • Дата отправки
    2010-11-18
  • Дата принятия
    2011-01-01
  • Дата публикации
    2011-05-01

Информационно-коммуникационные технологии в образовании студентов юридических специальностей

Читать аннотацию

В статье рассматриваются особенности образования студентов юридических специальностей информационно-коммуникационным технологиям.

Как цитировать: Баймулдина Н.С. Информационно-коммуникационные технологии в образовании студентов юридических специальностей // Записки Горного института. 2011. Т. 193. С. 101.
Инновационные технологии в практике преподавания гуманитарных дисциплин в техническом вузе
  • Дата отправки
    2010-11-02
  • Дата принятия
    2011-01-02
  • Дата публикации
    2011-05-01

Особенности формирования иноязычной социокультурной компетенции студентов технического вуза

Читать аннотацию

В статье рассматривается определение понятия социокультурной компетенции и её составляющих, а также выделяются основные профессиональные компетенции, которыми должен обладать студент технического вуза. На основе выделенных компетенций рекомендуются основные средства и способы формирования социокультурной компетенции студентов технического вуза.

Как цитировать: Васильева П.А., Лебедева И.С. Особенности формирования иноязычной социокультурной компетенции студентов технического вуза // Записки Горного института. 2011. Т. 193. С. 104.
Инновационные технологии в практике преподавания гуманитарных дисциплин в техническом вузе
  • Дата отправки
    2010-11-13
  • Дата принятия
    2011-01-05
  • Дата публикации
    2011-05-01

Возможности и проблемы использования интернет-ресурсов в научной работе

Читать аннотацию

Расширение информационного пространства на основе глобальных компьютерных сетей и информационных технологий ставят перед системой образования принципиально новую проблему подготовки специалистов к работе с большими массивами информации в новой среде информационного общества. Изменение условий профессиональной деятельности приводит к необходимости пересмотра как общей методологии, так и конкретных методов и приемов обучения различным дисциплинам и в теории, и в практике преподавания.

Как цитировать: Волошинова И.В. Возможности и проблемы использования интернет-ресурсов в научной работе // Записки Горного института. 2011. Т. 193. С. 107.
Инновационные технологии в практике преподавания гуманитарных дисциплин в техническом вузе
  • Дата отправки
    2010-11-29
  • Дата принятия
    2011-01-20
  • Дата публикации
    2011-05-01

Коммуникативная компетентность специалиста сервиса

Читать аннотацию

Коммуникативная компетентность специалиста как составляющая часть профессионализма представляет важнейшую часть профессионального облика. Коммуникативный потенциал специалиста – это характеристики, свойства и качества личности, набор специальных знаний, умений и навыков, позволяющих осуществлять профессиональную деятельность.

Как цитировать: Гвазава В.И. Коммуникативная компетентность специалиста сервиса // Записки Горного института. 2011. Т. 193. С. 111.
Инновационные технологии в практике преподавания гуманитарных дисциплин в техническом вузе
  • Дата отправки
    2010-11-14
  • Дата принятия
    2011-01-23
  • Дата публикации
    2011-05-01

Метод проекта – современная технология обучения студентов речевой культуре

Читать аннотацию

В статье раскрывается современное понимание дидактического понятия «метод проекта». Анализируются подходы к структуре данной технологии, приводится своё понимание, подтверждённое практикой преподавания в вузе.

Как цитировать: Горобец Л.Н. Метод проекта – современная технология обучения студентов речевой культуре // Записки Горного института. 2011. Т. 193. С. 115.
Инновационные технологии в практике преподавания гуманитарных дисциплин в техническом вузе
  • Дата отправки
    2010-11-12
  • Дата принятия
    2011-01-23
  • Дата публикации
    2011-05-01

Инновационные технологии в риторике

Читать аннотацию

В статье обсуждаются мировоззренческая функция риторики и проблемы достижения эффективности риторического знания в техническом вузе. Предлагается преподавание культуры речи и риторики с использованием современных интерактивных методов. Рассматривается риторический тренинг на тему «публичное выступление». 

Как цитировать: Евстюгина А.А. Инновационные технологии в риторике // Записки Горного института. 2011. Т. 193. С. 119.
Инновационные технологии в практике преподавания гуманитарных дисциплин в техническом вузе
  • Дата отправки
    2010-11-20
  • Дата принятия
    2011-01-18
  • Дата публикации
    2011-05-01

Методика работы с пособием «Читаем тексты о мировых религиях»

Читать аннотацию

На кафедре русского языка СПГМА им. И.И.Мечникова создан учебно-методический комплекс (УМК), состоящий из двух пособий. Его цель – обучение монологическому высказыванию и воспитание толерантности учащихся к различным религиям и культурам. В статье представлена методика работы с пособиями УМК, особое внимание уделено формам контроля знаний студентов.

Как цитировать: Иванова Е.А. Методика работы с пособием «Читаем тексты о мировых религиях» // Записки Горного института. 2011. Т. 193. С. 123.
Инновационные технологии в практике преподавания гуманитарных дисциплин в техническом вузе
  • Дата отправки
    2010-11-02
  • Дата принятия
    2011-01-22
  • Дата публикации
    2011-05-01

Инновации в практике преподавания иностранного языка (к проблеме изучения двуязычия текстов В. Набокова)

Читать аннотацию

В статье поднимается вопрос об инновационных технологиях преподавания английского языка на примере двуязычного творчества В.Набокова. Автор предлагает проблемный метод обучения, который вырабатывает профессиональные компетенции, необходимые человеку в любой сфере его деятельности.

Как цитировать: Колосова Е.С. Инновации в практике преподавания иностранного языка (к проблеме изучения двуязычия текстов В. Набокова) // Записки Горного института. 2011. Т. 193. С. 126.
Инновационные технологии в практике преподавания гуманитарных дисциплин в техническом вузе
  • Дата отправки
    2010-11-10
  • Дата принятия
    2011-01-22
  • Дата публикации
    2011-05-01

Особенности преподавания экономических дисциплин

Читать аннотацию

В статье рассматривается особенности преподавания экономических дисциплин в отраслевых (финансовых, технических, сельскохозяйственных) университетах.

Как цитировать: Макашева Е.Д. Особенности преподавания экономических дисциплин // Записки Горного института. 2011. Т. 193. С. 129.
Инновационные технологии в практике преподавания гуманитарных дисциплин в техническом вузе
  • Дата отправки
    2010-11-15
  • Дата принятия
    2011-01-16
  • Дата публикации
    2011-05-01

Гуманитарные дисциплины в технических университетах

Читать аннотацию

Гуманитарные дисциплины способствуют подготовке в технических вузах высококвалифицированных специалистов, обладающих наряду с профессиональными качествами креативным мышлением, позитивным мировоззрением, тягой к самообразованию, созиданию и самосовершенствованию.

Как цитировать: Никонова С.И. Гуманитарные дисциплины в технических университетах // Записки Горного института. 2011. Т. 193. С. 132.
Инновационные технологии в практике преподавания гуманитарных дисциплин в техническом вузе
  • Дата отправки
    2010-11-12
  • Дата принятия
    2011-01-13
  • Дата публикации
    2011-05-01

Инновационный учебник в практике преподавания лингвистических дисциплин в медицинском вузе

Читать аннотацию

Статья посвящена описанию требований, предъявляемых к современному языковому учебнику, и анализу английских учебников с целью создания инновационных языковых учебников для студентов-медиков.

Как цитировать: Орлова Е.В., Лобанов В.А. Инновационный учебник в практике преподавания лингвистических дисциплин в медицинском вузе // Записки Горного института. 2011. Т. 193. С. 135.
Инновационные технологии в практике преподавания гуманитарных дисциплин в техническом вузе
  • Дата отправки
    2010-11-17
  • Дата принятия
    2011-01-14
  • Дата публикации
    2011-05-01

Современный образ преподавателя высшей школы

Читать аннотацию

В статье делается попытка проанализировать образ носителей гуманистической педагогики современных преподавателей высшей школы, для которых основными принципами деятельности являются: воспитание нового человека, приближение знаний к жизни, обучение через практику, разумное управление процессом образования.

Как цитировать: Позина Л.Т. Современный образ преподавателя высшей школы // Записки Горного института. 2011. Т. 193. С. 139.
Инновационные технологии в практике преподавания гуманитарных дисциплин в техническом вузе
  • Дата отправки
    2010-11-17
  • Дата принятия
    2011-01-03
  • Дата публикации
    2011-05-01

Роль педагогических условий в процессе подготовки специалиста в высшей школе

Читать аннотацию

В данной статье раскрывается сущность понятия педагогические условия, объясняется их роль в процессе обучения студентов в вузе на примере становления профессиональной физической готовности студентов Санкт-Петербургского горного университета.

Как цитировать: Руденко Г.В., Панченко И.А. Роль педагогических условий в процессе подготовки специалиста в высшей школе // Записки Горного института. 2011. Т. 193. С. 143.
Инновационные технологии в практике преподавания гуманитарных дисциплин в техническом вузе
  • Дата отправки
    2010-11-04
  • Дата принятия
    2011-01-03
  • Дата публикации
    2011-05-01

Дискуссии и дебаты как средство совершенствования культуры речи

Читать аннотацию

Статья М.Р.Савовой посвящена раскрытию роли учебных дебатов и дискуссий в совершенствовании культуры речи студентов. М.Р.Савова понимает культуру речи как культуру речевой деятельности. Особое внимание в данной статье уделено развитию коммуникативно-речевых умений, прежде всего умениям формулировать свою позицию, слушать и учитывать точку зрения партнеров по общению, строить аргументативные тексты, убеждать в своей правоте, соблюдать требования к правильному поведению во время спора и обсуждения. В статье анализируются и сопоставляются с точки зрения их значимости для формирования общекультурных компетенций полемика, дискуссия и дебаты. При этом М.Р.Савова определяет полемику и дискуссию как разновидности спора, а дебаты как разновидность обсуждения.

Как цитировать: Савова М.Р. Дискуссии и дебаты как средство совершенствования культуры речи // Записки Горного института. 2011. Т. 193. С. 146.
Инновационные технологии в практике преподавания гуманитарных дисциплин в техническом вузе
  • Дата отправки
    2010-11-29
  • Дата принятия
    2011-01-05
  • Дата публикации
    2011-05-01

Дисциплина «Русский язык и культура речи» в современном гуманитарном пространстве (концептуальные основы создания учебника)

Читать аннотацию

В данной статье речь идет об одном из вариантов реализации методической концепции создания учебника для студентов-нефилологов по русскому языку и культуре речи, подготовленного преподавателями Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна.

Как цитировать: Свидинская Н.Т., Налимова Т.А. Дисциплина «Русский язык и культура речи» в современном гуманитарном пространстве (концептуальные основы создания учебника) // Записки Горного института. 2011. Т. 193. С. 150.
Инновационные технологии в практике преподавания гуманитарных дисциплин в техническом вузе
  • Дата отправки
    2010-11-13
  • Дата принятия
    2011-01-14
  • Дата публикации
    2011-05-01

Особенности управления качеством образовательных услуг в современной российской высшей школе

Читать аннотацию

Статья посвящена изучению проблем управления качеством высшего образования. Автор отстаивает комплексный подход к пониманию и измерению качества образовательного процесса. В статье уточняются и систематизируются различные подходы к оценке основных направлений управления качеством образовательных услуг для обеспечения конкурентоспособности в сфере высшего образования России.

Как цитировать: Сорокин С.И. Особенности управления качеством образовательных услуг в современной российской высшей школе // Записки Горного института. 2011. Т. 193. С. 154.
Инновационные технологии в практике преподавания гуманитарных дисциплин в техническом вузе
  • Дата отправки
    2010-11-08
  • Дата принятия
    2011-01-25
  • Дата публикации
    2011-05-01

Эффективность инновационных и традиционных форм обучения глазами студентов

Читать аннотацию

В статье по результатам социологического исследования анализируется отношение студентов СПГГУ к традиционным и инновационным формам учебного процесса при изучении гуманитарных дисциплин.

Как цитировать: Харченко Л.Н. Эффективность инновационных и традиционных форм обучения глазами студентов // Записки Горного института. 2011. Т. 193. С. 159.
Русская литература в современном образовательном пространстве
  • Дата отправки
    2010-11-29
  • Дата принятия
    2011-01-25
  • Дата публикации
    2011-05-01

Опыт мотивного анализа символистской драмы (на примере драмы Д.Мережковского «Павел I»)

Читать аннотацию

Статья посвящена мотивному подходу к анализу символистского текста. Выявление ведущих мотивов (зверя, игры, маски, света, сумасшествия) позволяет понять законы структуры символистской драмы и авторское отношение к данному периоду русской истории.

Как цитировать: Глинкина Н.А. Опыт мотивного анализа символистской драмы (на примере драмы Д.Мережковского «Павел I») // Записки Горного института. 2011. Т. 193. С. 161.
Русская литература в современном образовательном пространстве
  • Дата отправки
    2010-11-01
  • Дата принятия
    2011-01-17
  • Дата публикации
    2011-05-01

Языковая репрезентация художественного концепта «христианство» в романе-хронике Н.С.Лескова «Захудалый род»

Читать аннотацию

В статье представлен анализ языковой репрезентации художественного концепта «христианство» в дискурсе романа-хроники Н.С.Лескова «Захудалый род». Автор рассматривает лексическое наполнение смысловых компонентов данного ментального комплекса, сопоставляя его с такими важными категориями русского языкового сознания, как «религиозность» и «православие». Всё это позволяет сделать заключение, что конкретизация семантики концепта «христианство» в языковом сознании Н.С.Лескова напрямую связана с его идеей «поиска положительного идеала». 

Как цитировать: Долинина И.В. Языковая репрезентация художественного концепта «христианство» в романе-хронике Н.С.Лескова «Захудалый род» // Записки Горного института. 2011. Т. 193. С. 165.
Русская литература в современном образовательном пространстве
  • Дата отправки
    2010-11-07
  • Дата принятия
    2011-01-10
  • Дата публикации
    2011-05-01

Тобольские летописи XVII века как региональный материал в курсе «Культурология»

Читать аннотацию

В статье рассматриваются первые летописи Сибири («О Сибири и сибирском взятии» (1636) Саввы Есипова, «История Сибирская» (1680-1690-е гг.) Семена Ремезова) как региональный иллюстративный материал к общеобразовательному курсу «Культурология».

Как цитировать: Евсеев В.Н. Тобольские летописи XVII века как региональный материал в курсе «Культурология» // Записки Горного института. 2011. Т. 193. С. 169.
Русская литература в современном образовательном пространстве
  • Дата отправки
    2010-11-02
  • Дата принятия
    2011-01-27
  • Дата публикации
    2011-05-01

Изучение художественного текста на практических занятиях по русскому языку и культуре речи (на примере рассказа И.А.Бунина «Антоновские яблоки»)

Читать аннотацию

В настоящей статье на примере рассказа И.А.Бунина «Антоновские яблоки» рассматриваются особенности анализа художественного текста в технической аудитории.

Как цитировать: Злобин А.А. Изучение художественного текста на практических занятиях по русскому языку и культуре речи (на примере рассказа И.А.Бунина «Антоновские яблоки») // Записки Горного института. 2011. Т. 193. С. 173.
Русская литература в современном образовательном пространстве
  • Дата отправки
    2010-11-16
  • Дата принятия
    2011-01-17
  • Дата публикации
    2011-05-01

Риторический потенциал афористических жанров (на примере творчества Л.Н.Толстого)

Читать аннотацию

Данная статья посвящена риторическим возможностям афористических жанров, которые рассматриваются на примере дидактических задач, решаемых с их помощью Л.Н.Толстым в сборнике «Круг чтения».

Как цитировать: Карлик Н.А. Риторический потенциал афористических жанров (на примере творчества Л.Н.Толстого) // Записки Горного института. 2011. Т. 193. С. 175.
Русская литература в современном образовательном пространстве
  • Дата отправки
    2010-11-17
  • Дата принятия
    2011-01-02
  • Дата публикации
    2011-05-01

Концептуальное пространство паремиологического текста как отражение национальной культуры

Читать аннотацию

В настоящей статье предпринята попытка анализа концептуального пространства паремиологического текста, которое является неотъемлемой частью семантического пространства – ментального образования, способного обнаружить специфику и универсалии национальной культуры.

Как цитировать: Кацюба Л.Б., Калмыкова Е.Л. Концептуальное пространство паремиологического текста как отражение национальной культуры // Записки Горного института. 2011. Т. 193. С. 179.
Русская литература в современном образовательном пространстве
  • Дата отправки
    2010-11-06
  • Дата принятия
    2011-01-18
  • Дата публикации
    2011-05-01

Русская литература в современном образовательном процессе

Читать аннотацию

В статье рассматриваются вопросы преподавания русской литературы в школе и высших учебных заведениях в контексте требований государственных образовательных стандартов нового поколения.

Как цитировать: Макашева С.Ж. Русская литература в современном образовательном процессе // Записки Горного института. 2011. Т. 193. С. 183.
Русская литература в современном образовательном пространстве
  • Дата отправки
    2010-11-10
  • Дата принятия
    2011-01-23
  • Дата публикации
    2011-05-01

Проблема трансформации статуса литературы

Читать аннотацию

Работа посвящена рассмотрению трансформации статуса литературы, который в литературоведении (и в гуманитарных науках) постепенно меняется уже начиная с XVIII века, в том числе благодаря поиску неявных смыслов в культуре и в литературе. Референтная функция произведения, ориентированная на реальность, отходит на второй план, а на первый выходит – поэтическая функция, направленная на сообщение как таковое.

Как цитировать: Науменко Н.В. Проблема трансформации статуса литературы // Записки Горного института. 2011. Т. 193. С. 186.
Русская литература в современном образовательном пространстве
  • Дата отправки
    2010-11-30
  • Дата принятия
    2011-01-02
  • Дата публикации
    2011-05-01

Наука и литература (на примере антиутопий Олдоса Хаксли и психоанализа Зигмунда Фрейда)

Читать аннотацию

Статья посвящена рассмотрению научного содержания художественных текстов английского писателя Олдоса Хаксли и художественных источников научных текстов австрийского психиатра Зигмунда Фрейда.

Как цитировать: Пукшанский Б.Я. Наука и литература (на примере антиутопий Олдоса Хаксли и психоанализа Зигмунда Фрейда) // Записки Горного института. 2011. Т. 193. С. 189.
Русская литература в современном образовательном пространстве
  • Дата отправки
    2010-11-30
  • Дата принятия
    2011-01-29
  • Дата публикации
    2011-05-01

Проблема исследования художественного текста в риторическом аспекте

Читать аннотацию

В статье рассматривается проблема анализа художественного текста с точки зрения его риторического построения на примере стихотворения Н.Минского «Критик и поэт». Композиция некоторых произведений частично совпадает с построением ораторской речи, поэтому для повышения воздействующего эффекта можно использовать элементы художественного текста в публичной речи. Однако подход к художественному тексту с точки зрения правил риторики не выявляет особенностей, позволяющих определить элементы, повышающие эмоциональное воздействие художественного текста по сравнению с ораторским выступлением. Таким образом, риторические особенности художественного текста невозможно исследовать без изучения его образной структуры.

Как цитировать: Русанова Н.В. Проблема исследования художественного текста в риторическом аспекте // Записки Горного института. 2011. Т. 193. С. 192.
Русская литература в современном образовательном пространстве
  • Дата отправки
    2010-11-29
  • Дата принятия
    2011-01-18
  • Дата публикации
    2011-05-01

Семиотика главного героя в современной прозе

Читать аннотацию

В статье проанализированы некоторые произведения современных писателей России, Италии, Канады, Норвегии, Англии, Германии. Рассмотрены ситуации главных героев этих произведений. Применён семиотический метод. Вскрыты механизмы и стратегии поведения главных героев современной прозы. Сделан вывод о борьбе двух тенденций (психоделии и абсурда) в современной литературе и иллюзорности как главного качества её главных действующих лиц.

Как цитировать: Рыбчак А.В. Семиотика главного героя в современной прозе // Записки Горного института. 2011. Т. 193. С. 195.
Русская литература в современном образовательном пространстве
  • Дата отправки
    2010-11-26
  • Дата принятия
    2011-01-04
  • Дата публикации
    2011-05-01

Центон как особая модель контаминированных паремий (функции и особенности)

Читать аннотацию

В статье рассмотрен такой «род литературной игры», как центон, входящий в более широкое лингвистическое понятие «контаминация». На основе рекламы пива «Балтика» в форме центона рассмотрены его функции и особенности.

Как цитировать: Травина Л.Е. Центон как особая модель контаминированных паремий (функции и особенности) // Записки Горного института. 2011. Т. 193. С. 198.
Русская литература в современном образовательном пространстве
  • Дата отправки
    2010-11-11
  • Дата принятия
    2011-01-26
  • Дата публикации
    2011-05-01

Полифункциональность заглавия повести Б.Пильняка «Мать сыра – земля»

Читать аннотацию

Статья посвящена исследованию семантики заглавия одной из малоизученных повестей Бориса Пильняка «Мать сыра – земля». Мифопоэтическое наполнение и полифункциональность названия повести составляют основной научный интерес автора.

Как цитировать: Федорова Т.Н. Полифункциональность заглавия повести Б.Пильняка «Мать сыра – земля» // Записки Горного института. 2011. Т. 193. С. 201.
Русская литература в современном образовательном пространстве
  • Дата отправки
    2010-11-08
  • Дата принятия
    2011-01-27
  • Дата публикации
    2011-05-01

Духовный концепт в арелигиозном пространстве: о некоторых особенностях концептуальной структуры повести И.Адамацкого «Утешитель»

Читать аннотацию

Статья посвящена анализу особенностей концептуальной структуры антиутопической повести И. Адамацкого «Утешитель». Проводится анализ художественного концепта «утешение», помещенного в несвойственное ему арелигиозное пространство, в сопоставлении с общеязыковым духовным концептом.

Как цитировать: Шишков М.С. Духовный концепт в арелигиозном пространстве: о некоторых особенностях концептуальной структуры повести И.Адамацкого «Утешитель» // Записки Горного института. 2011. Т. 193. С. 205.
Традиционное и новое в практике преподавания русского языка как иностранного
  • Дата отправки
    2010-11-07
  • Дата принятия
    2011-01-28
  • Дата публикации
    2011-05-01

Использование художественных и публицистических текстов для формирования речевой компетенции студентов-иностранцев

Читать аннотацию

Данная статья посвящена лингвистическому изучению художественных и публицистических текстов в целях повышения эффективности обучения русскому языку как иностранному. В статье рассматриваются грамматические и стилистические возможности прилагательных, описываются функции, которые они выполняют в текстах.

Как цитировать: Авлова Т.Б., Марусенко Н.М. Использование художественных и публицистических текстов для формирования речевой компетенции студентов-иностранцев // Записки Горного института. 2011. Т. 193. С. 208.
Традиционное и новое в практике преподавания русского языка как иностранного
  • Дата отправки
    2010-11-11
  • Дата принятия
    2011-01-26
  • Дата публикации
    2011-05-01

Использование on-line-технологий на уроках русского языка как иностранного

Читать аннотацию

Статья посвящена изучению эффективности использования on-line-технологий на уроках русского языка как иностранного. При усвоении русского языка как иностранного (РКИ) необходимо понять, какое место занимают современные технологии в преподавании иностранных языков и в чём заключается их польза для студентов. Сегодняшнее поколение студентов – это так называемое поколение Y, или поколение Миллениума. Их образ жизни, способы получения информации и само общение обусловлены окружающим их миром. Разница между этим и предыдущим поколением состоит прежде всего во времени, проводимом в режиме on-line. Именно мультимедийные средства и on-line-технологии помогают выработать определенные навыки в процессе усвоения РКИ. Сегодня многие web-ресурсы могут быть использованы для обучения русскому языку как для начинающих, так и для имеющих определённый уровень.

Как цитировать: Артемьева Ю.В. Использование on-line-технологий на уроках русского языка как иностранного // Записки Горного института. 2011. Т. 193. С. 212.
Традиционное и новое в практике преподавания русского языка как иностранного
  • Дата отправки
    2010-11-04
  • Дата принятия
    2011-01-17
  • Дата публикации
    2011-05-01

Инновационные приемы обучения грамматике русского глагола студентов-иностранцев нефилологических специальностей

Читать аннотацию

В статье рассмотрены инновационные приёмы, которые способствуют более простому и эффективному овладению студентами-иностранцами наиболее сложными для них и одновременно коммуникативно важными грамматическими формами – формами глагола. Эти приёмы стали базой для новой, актуальной для методики РКИ систематизации глаголов по пяти моделям, представленной в соответствующем учебном пособии ‑ «Глагольной тетради».

Как цитировать: Волкова О.Н., Киселева А.И. Инновационные приемы обучения грамматике русского глагола студентов-иностранцев нефилологических специальностей // Записки Горного института. 2011. Т. 193. С. 214.
Традиционное и новое в практике преподавания русского языка как иностранного
  • Дата отправки
    2010-11-16
  • Дата принятия
    2011-01-06
  • Дата публикации
    2011-05-01

Зачем и как включать теоретические объяснения грамматического материала в учебные пособия по РКИ для студентов?

Читать аннотацию

В статье рассматривается проблема необходимости включения в учебные пособия по русскому языку как иностранному теоретических объяснений грамматического материала, отмечается целесообразность этого включения, а также анализируются способы презентации грамматического материала.

Как цитировать: Гирфанова Э.М. Зачем и как включать теоретические объяснения грамматического материала в учебные пособия по РКИ для студентов? // Записки Горного института. 2011. Т. 193. С. 218.
Традиционное и новое в практике преподавания русского языка как иностранного
  • Дата отправки
    2010-11-05
  • Дата принятия
    2011-01-07
  • Дата публикации
    2011-05-01

Общесистемные категории симметрии и асимметрии в изучении языка

Читать аннотацию

Статья посвящена применению одного из вариантов общей теории систем в исследовании языка. Языковые факты рассматриваются с точки зрения фундаментальных общесистемных категорий симметрии и асимметрии, составляющих диалектическое единство.

Как цитировать: Глинка Е.В. Общесистемные категории симметрии и асимметрии в изучении языка // Записки Горного института. 2011. Т. 193. С. 222.
Традиционное и новое в практике преподавания русского языка как иностранного
  • Дата отправки
    2010-11-09
  • Дата принятия
    2011-01-16
  • Дата публикации
    2011-05-01

О принципах создания пособия по обучению аудированию для иностранцев

Читать аннотацию

В статье коротко описываются важнейшие, с точки зрения автора, принципы создания учебного пособия по аудированию: использование аутентичных звучащих текстов, системность процесса обучения и исключение письменной опоры. Рассуждения автора иллюстрируются уже изданными учебными материалами.

Как цитировать: Гончар И.А. О принципах создания пособия по обучению аудированию для иностранцев // Записки Горного института. 2011. Т. 193. С. 226.
Традиционное и новое в практике преподавания русского языка как иностранного
  • Дата отправки
    2010-11-30
  • Дата принятия
    2011-01-29
  • Дата публикации
    2011-05-01

Русский язык как неродной и его теоретические основания

Читать аннотацию

В статье рассмотрены принципы преподавания русского языка как неродного с учетом достижений РКИ и РКН. Постулируется новое описание русского языка – интегративное, которое может быть положено в основу методики преподавания русского языка как неродного на начальном этапе обучения в общеобразовательной школе.

Как цитировать: Киров Е.Ф. Русский язык как неродной и его теоретические основания // Записки Горного института. 2011. Т. 193. С. 229.
Традиционное и новое в практике преподавания русского языка как иностранного
  • Дата отправки
    2010-11-03
  • Дата принятия
    2011-01-05
  • Дата публикации
    2011-05-01

Формирование риторической культуры студентов: традиции и инновации в практике преподавания русского языка как иностранного

Читать аннотацию

В статье рассмотрены актуальные способы формирования риторической культуры студентов-иностранцев.

Как цитировать: Колесникова Л.Н. Формирование риторической культуры студентов: традиции и инновации в практике преподавания русского языка как иностранного // Записки Горного института. 2011. Т. 193. С. 234.
Традиционное и новое в практике преподавания русского языка как иностранного
  • Дата отправки
    2010-11-15
  • Дата принятия
    2011-01-30
  • Дата публикации
    2011-05-01

Лингвокогнитивные параметры семантизации лексики

Читать аннотацию

Статья посвящена одной из актуальных проблем обучения лексике – проблеме семантизации лексических единиц. Предлагается дополнить общеизвестную классификацию способов семантизации лексики с учетом современных исследований в области когнитивной лингвистики и психолингвистики. На данный момент существует не более 10 общепринятых способов семантизации, модификации которых могут быть увеличены до 45 вариантов, что поможет формированию индивидуального знания иностранного студента, сопоставимого с уровнем носителя языка.

Как цитировать: Лазарева О.А. Лингвокогнитивные параметры семантизации лексики // Записки Горного института. 2011. Т. 193. С. 236.
Традиционное и новое в практике преподавания русского языка как иностранного
  • Дата отправки
    2010-11-04
  • Дата принятия
    2011-01-13
  • Дата публикации
    2011-05-01

Зависимость типологического и коммуникативного значения предложения от типа сказуемого

Читать аннотацию

В статье прослеживается зависимость типа предложения от лично-временной формы сказуемого на лексическом материале английского и русского языков, приводятся примеры как жесткой зависимости в некоторых случаях, так и незначительного влияния сказуемого на типологию предложения.

Как цитировать: Лебедик В.Н. Зависимость типологического и коммуникативного значения предложения от типа сказуемого // Записки Горного института. 2011. Т. 193. С. 240.
Традиционное и новое в практике преподавания русского языка как иностранного
  • Дата отправки
    2010-11-06
  • Дата принятия
    2011-01-06
  • Дата публикации
    2011-05-01

Безличные предложения в аспекте преподавания РКИ

Читать аннотацию

В статье описываются наиболее распространённые типы безличных предложений, приводятся возможные варианты классификации данной языковой единицы в русле академической грамматики и в аспекте преподавания безличных предложений на занятиях по русскому языку как иностранному. Делается попытка сопоставления указанного типа предложений на материале русских и английских форм.

Как цитировать: Мальцев И.В. Безличные предложения в аспекте преподавания РКИ // Записки Горного института. 2011. Т. 193. С. 243.
Традиционное и новое в практике преподавания русского языка как иностранного
  • Дата отправки
    2010-11-16
  • Дата принятия
    2011-01-20
  • Дата публикации
    2011-05-01

О роли знаний в речевой деятельности и в процессе обучения языку

Читать аннотацию

В статье рассматриваются основные виды знаний, необходимые для осуществления процесса речевой деятельности, и обсуждается вопрос о необходимости их формирования в процессе обучения иностранному языку.

Как цитировать: Московкин Л.В. О роли знаний в речевой деятельности и в процессе обучения языку // Записки Горного института. 2011. Т. 193. С. 246.
Традиционное и новое в практике преподавания русского языка как иностранного
  • Дата отправки
    2010-11-03
  • Дата принятия
    2011-01-21
  • Дата публикации
    2011-05-01

Типы семантической связности реплик в публичном диалоге

Читать аннотацию

В статье речь идет о типах семантической связи реплик-стимулов и реплик-реакций в минимальных диалогических единицах. Данная тема рассматривается в связи с проблемой прогнозирования развертывания публичного диалога при восприятии его слушателем или зрителем.

Как цитировать: Попова Т.И. Типы семантической связности реплик в публичном диалоге // Записки Горного института. 2011. Т. 193. С. 249.
Традиционное и новое в практике преподавания русского языка как иностранного
  • Дата отправки
    2010-11-27
  • Дата принятия
    2011-01-16
  • Дата публикации
    2011-05-01

Представленность реалий советской эпохи в текстах национального корпуса русского языка как критерий отбора учебного материала

Читать аннотацию

В статье рассматривается возможность использования данных Национального корпуса русского языка для отбора учебного материала, необходимого для формирования страноведческой компетенции иностранных учащихся. 

Как цитировать: Рыкова Е.Б. Представленность реалий советской эпохи в текстах национального корпуса русского языка как критерий отбора учебного материала // Записки Горного института. 2011. Т. 193. С. 253.
Традиционное и новое в практике преподавания русского языка как иностранного
  • Дата отправки
    2010-11-04
  • Дата принятия
    2011-01-14
  • Дата публикации
    2011-05-01

Развитие речевой культуры иностранных студентов на основе знакомства с произведениями русского изобразительного искусства

Читать аннотацию

Статья посвящена вопросу развития у инофонов русской речевой культуры на основе знакомства с произведениями изобразительного искусства. В ней представлен анализ методики работы с картинами в иностранной аудитории. 

Как цитировать: Стрельчук Е.Н. Развитие речевой культуры иностранных студентов на основе знакомства с произведениями русского изобразительного искусства // Записки Горного института. 2011. Т. 193. С. 256.
Традиционное и новое в практике преподавания русского языка как иностранного
  • Дата отправки
    2010-11-30
  • Дата принятия
    2011-01-24
  • Дата публикации
    2011-05-01

О национальном компоненте в преподавании гуманитарных дисциплин

Читать аннотацию

Статья посвящена проблемам включения национального компонента в преподавание гуманитарных дисциплин. Представлена примерная тематическая схема использования материалов по истории отдельных диаспор в курсе «Отечественная история».

Как цитировать: Шайдуров В.Н. О национальном компоненте в преподавании гуманитарных дисциплин // Записки Горного института. 2011. Т. 193. С. 260.
Социокультурные тенденции современности
  • Дата отправки
    2010-11-18
  • Дата принятия
    2011-01-16
  • Дата публикации
    2011-05-01

Роль читателя в пересмотре статуса классика

Читать аннотацию

Статья представляет собой анализ современной социокультурной ситуации с точки зрения взаимоотношения читателя и автора на примере явлений отечественного литературного процесса.

Как цитировать: Боева Г.Н. Роль читателя в пересмотре статуса классика // Записки Горного института. 2011. Т. 193. С. 262.
Социокультурные тенденции современности
  • Дата отправки
    2010-11-28
  • Дата принятия
    2011-01-09
  • Дата публикации
    2011-05-01

Модульный текст в семиотическом аспекте

Читать аннотацию

В статье описана сущность модульного текста как знаковой комбинации и как знака в целом в аспекте уже существующих знаковых теорий Ф. де Соссюра, Ч.Пирса, Р.Якобсона.

Как цитировать: Быкова Е.В. Модульный текст в семиотическом аспекте // Записки Горного института. 2011. Т. 193. С. 265.
Социокультурные тенденции современности
  • Дата отправки
    2010-11-25
  • Дата принятия
    2011-01-27
  • Дата публикации
    2011-05-01

Модульный текст в семиотическом аспекте

Читать аннотацию

В статье описана сущность модульного текста как знаковой комбинации и как знака в целом в аспекте уже существующих знаковых теорий Ф. де Соссюра, Ч.Пирса, Р.Якобсона.

Как цитировать: Быкова Е.В. Модульный текст в семиотическом аспекте // Записки Горного института. 2011. Т. 193. С. 265.
Социокультурные тенденции современности
  • Дата отправки
    2010-11-11
  • Дата принятия
    2011-01-17
  • Дата публикации
    2011-05-01

К антропологической модели XXI века

Читать аннотацию

В статье представлен концептуальный взгляд на энергийную антропологию, перспективы её вхождения в новоевропейский философский дискурс в целом и в русскую культуру в частности.

Как цитировать: Воронов А.И. К антропологической модели XXI века // Записки Горного института. 2011. Т. 193. С. 268.
Социокультурные тенденции современности
  • Дата отправки
    2010-11-09
  • Дата принятия
    2011-01-03
  • Дата публикации
    2011-05-01

Развитие в России официальной юридической периодики

Читать аннотацию

В статье на примере «Журнала Министерства юстиции» рассматривается развитие в России официальной юридической периодики. Большое внимание уделено содержанию и структуре данного периодического издания, определена его роль в распространении юридических знаний.

Как цитировать: Горобец А.Ф. Развитие в России официальной юридической периодики // Записки Горного института. 2011. Т. 193. С. 271.
Социокультурные тенденции современности
  • Дата отправки
    2010-11-13
  • Дата принятия
    2011-01-22
  • Дата публикации
    2011-05-01

Социокультурная политика современной России

Читать аннотацию

В статье освещаются проблемы социокультурной политики России в постсоветский период. 

Как цитировать: Жохова Л.А. Социокультурная политика современной России // Записки Горного института. 2011. Т. 193. С. 274.
Социокультурные тенденции современности
  • Дата отправки
    2010-11-09
  • Дата принятия
    2011-01-11
  • Дата публикации
    2011-05-01

О социальном феномене «информационная культура»

Читать аннотацию

В статье осуществляется анализ процессов взаимодействия социальной информации и духовной культуры, приводящих к появлению нового социального феномена – информационной культуры, от уровня которой в решающей степени зависит качество общественного бытия и общественного сознания в современных условиях.

Как цитировать: Киричёк П.Н. О социальном феномене «информационная культура» // Записки Горного института. 2011. Т. 193. С. 277.
Социокультурные тенденции современности
  • Дата отправки
    2010-11-02
  • Дата принятия
    2011-01-18
  • Дата публикации
    2011-05-01

Постсоветская «Метанаука»

Читать аннотацию

Высказывается мнение о теоретическом состоянии постсоветской философии, которая характеризуется как метафизика, избегающая обсуждения своих оснований и часто претендующая на статус метанауки.

Как цитировать: Микешин М.И. Постсоветская «Метанаука» // Записки Горного института. 2011. Т. 193. С. 281.
Социокультурные тенденции современности
  • Дата отправки
    2010-11-13
  • Дата принятия
    2011-01-26
  • Дата публикации
    2011-05-01

Апология гастрономии: риторика и эстетика удовольствия

Читать аннотацию

В статье рассматриваются социокультурные аспекты становления теории гастрономии и практики гурманства. Этот процесс трактуется как отражение культурной идеологии, объединившей гуманистическую риторику прогресса с эстетическим преобразованием опыта удовольствия.

Как цитировать: Рассадина С.А. Апология гастрономии: риторика и эстетика удовольствия // Записки Горного института. 2011. Т. 193. С. 284.
Социокультурные тенденции современности
  • Дата отправки
    2010-11-30
  • Дата принятия
    2011-01-15
  • Дата публикации
    2011-05-01

Информация и интеллект как стратегические ресурсы современного общества

Читать аннотацию

Информация и интеллект рассматриваются в качестве стратегического ресурса современного общества. Это связано с существенными преобразованиями всех его сфер, с процессами глобализации. Информация и интеллект – это фундамент современного стратегического мышления, необходимый для прогнозирования и планирования социальной деятельности. 

Как цитировать: Ребещенкова И.Г. Информация и интеллект как стратегические ресурсы современного общества // Записки Горного института. 2011. Т. 193. С. 287.
Социокультурные тенденции современности
  • Дата отправки
    2010-11-21
  • Дата принятия
    2011-01-26
  • Дата публикации
    2011-05-01

Комплимент как форма речевого этикета

Читать аннотацию

В статье анализируется комплимент как форма речевого этикета, перечисляются типы комплиментов по стилистической принадлежности и логико-семантической структуре, рассматривается вопрос о соотношении понятий «комплимент» и «похвала», приводятся примерные разделы и темы курса «Речевой этикет». Особое внимание авторы уделяют различным видам коммуникативных заданий на практическом занятии «Комплименты в нашей жизни».

Как цитировать: Титова Ж.Н., Орлова Е.В., За Д.Н. Комплимент как форма речевого этикета // Записки Горного института. 2011. Т. 193. С. 290.
Социокультурные тенденции современности
  • Дата отправки
    2010-11-13
  • Дата принятия
    2011-01-25
  • Дата публикации
    2011-05-01

Масштаб как культурный феномен (прагмасемантический аспект проблемы)

Читать аннотацию

Масштаб есть инструмент постижения ландшафтов культуры. Позиция читателя (воспринимающего) играет особую роль в подобной метафорической актуализации масштаба.

Как цитировать: Шифрин Б.Ф. Масштаб как культурный феномен (прагмасемантический аспект проблемы) // Записки Горного института. 2011. Т. 193. С. 293.

Заметки о «Российской грамматике». К 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова (1711-1765)

Читать аннотацию

Статья посвящена описанию русского языка в «Российской грамматике» М.В.Ломоносова, интуитивно построенной на принципах функциональной лингвистики и грамматического моделирования, в значительной степени определивших пути развития лингвистической теории и практики в России.

Как цитировать: Сидоренко К.П. Заметки о «Российской грамматике». К 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова (1711-1765) // Записки Горного института. 2011. Т. 193. С. 296.

Артистическое и риторическое: единство творческих законов

Читать аннотацию

Для оратора, как и для актера, инструментом является он сам: его голос и тело. Как любому профессионалу, оратору необходимо научиться владеть этим инструментом, подчинять его своим творческим целям. Артистическая техника развивает художественную природу человека. На языке искусства знать означает уметь. Знать и уметь учит творческий метод Станиславского.

Как цитировать: Марченко О.И. Артистическое и риторическое: единство творческих законов // Записки Горного института. 2011. Т. 193. С. 300.

К 100-летию со дня рождения Р.Э.Соловейчика

Читать аннотацию

В статье дается жизнеописание первого заведующего кафедрой вычислительной математики Ленинградского горного института, внесшего значительный вклад в развитие общетехнического образования.

Как цитировать: Прудинский Г.А. К 100-летию со дня рождения Р.Э.Соловейчика // Записки Горного института. 2011. Т. 193. С. 304.

Приложение теории кооперативных игр к анализу отношений государственно-частного партнёрства

Читать аннотацию

В статье приводится интерпретация базовых теоретико-игровых понятий и законов применительно к проектам государственно-частного партнёрства (ГЧП). Государственно-частное партнёрство открывает широкие возможности реализации общественно значимых проектов. Основным объектом данного исследования является кооперация государства и частных компаний. На выбранном объекте исследования иллюстрируется приложение основ теории кооперативных игр к распределению рисков и прибыли между участниками. 

Как цитировать: Дмитрикова А.П. Приложение теории кооперативных игр к анализу отношений государственно-частного партнёрства // Записки Горного института. 2011. Т. 193. С. 307.

Управление специфическими рисками проектов освоения месторождений Каменномысской группы на основе реальных опционов

Читать аннотацию

Выявлены специфические риски, оказывающие наибольшее влияние на проект освоения месторождений Каменномысской группы. Определен ущерб, который будет нанесен компании при неправильном управлении рисками на предприятии. Предложены способы управления рисками на основе реальных опционов.

Как цитировать: Крук М.Н., Череповицын А.Е. Управление специфическими рисками проектов освоения месторождений Каменномысской группы на основе реальных опционов // Записки Горного института. 2011. Т. 193. С. 310.

Эффективность применения малоотходных и безотходных технологий при комплексном использовании сырья

Читать аннотацию

В данной работе рассмотрена эффективность применения малоотходных и безотходных технологий при комплексном использовании апатит-нефелинового сырья, а также задачи, которые позволят решить инновационные технологии.

Как цитировать: Носков В.А. Эффективность применения малоотходных и безотходных технологий при комплексном использовании сырья // Записки Горного института. 2011. Т. 193. С. 313.

Пути совершенствования системы недропользования в нефтегазовом комплексе

Читать аннотацию

В статье рассматривается вопрос государственного регулирования процесса недропользования в России. Приводятся основные проблемы, связанные с поиском, разведкой и разработкой месторождений углеводородного сырья, которые законодательно не урегулированы. Разработана классификация малорентабельных месторождений нефти и газа и предложены пути совершенствования вопросов государственного регулирования освоения данных месторождений.

Как цитировать: Осовский В.А. Пути совершенствования системы недропользования в нефтегазовом комплексе // Записки Горного института. 2011. Т. 193. С. 315.

Динамический расчет трубопроводов на сейсмические воздействия

Читать аннотацию

Предложен численный алгоритм расчета сейсмостойкости трубопроводов при ведении взрывных работ скважинными зарядами или при воздействии природного землетрясения. В работе произведен учет независимости законов колебаний каждой из опор трубопровода.

Как цитировать: Господариков А.П., Горохов Н.Л. Динамический расчет трубопроводов на сейсмические воздействия // Записки Горного института. 2011. Т. 193. С. 318.

Методы решения некоторых проблем, возникающих при разработке систем интернет-конференций

Читать аннотацию

Рассмотрены некоторые проблемы, возникающие при создании систем интернет-конференций. Описаны методы решения этих проблем, разработанные для системы SAVii.

Как цитировать: Маховиков А.Б., Столяров К.В., Стрельникова А.В., Чернов М.А. Методы решения некоторых проблем, возникающих при разработке систем интернет-конференций // Записки Горного института. 2011. Т. 193. С. 321.

Влияние дискретности распределения заряда на электроадгезию

Читать аннотацию

Появление больших тянущих полей в процессе получения электроадгезионного соединения становится возможным благодаря миграционной поляризации диэлектрика, развивающейся под действием приложенного к нему электрического напряжения. Это приводит к накоплению слоя отрицательного заряда малой толщины у анода. Поэтому приложенное напряжение распределяется не по всей толщине диэлектрика, а фактически оказывается приложенным к тонкому слою объемного заряда у анода. Возникающие при этом сильные электрические поля приводят к соединению контактирующих материалов. Разработана физико-математическая модель, позволяющая оценить силовые характеристики неоднородного электрического поля. Исследование влияния прерывистости заряда на напряженность электростатического поля на небольших расстояниях до заряженной плоскости показало значительные отличия результатов выполненного и традиционного расчета. 

Как цитировать: Пщелко Н.С. Влияние дискретности распределения заряда на электроадгезию // Записки Горного института. 2011. Т. 193. С. 326.