Подать статью
Стать рецензентом
JOURNAL IMPACT FACTOR
2.4
WEB OF SCIENCE (ESCI)
citescore
7.5
scopus

Том 160 № 1

Предыдущий
Том 158
Риторическая классика и современный статус риторики
  • Дата отправки
    2004-06-19
  • Дата принятия
    2004-07-05
  • Дата публикации
    2005-01-01

К вопросу о создании стереотипов и их роли в манипулировании читателем mass-media

Читать аннотацию

В статье рассматривается специфика формирования социокультурного стереотипа и его использования в газетах и журналах для манипуляции читателем с целью получения заранее заданного результата. Человек под влиянием стереотипа воспринимает сообщение без раздумий, без критического анализа. На этой основе в СМИ сложилась тенденция сведения реальных общественных проблем к упрощенным и легким для восприятия утверждениям. Курс риторики помогает начинающим журналистам-студентам сформировать навыки проявления своей позиции в Слове.

Как цитировать: Баранникова Е.Б. К вопросу о создании стереотипов и их роли в манипулировании читателем mass-media // Записки Горного института. 2005. Т. № 1 160. С. 5-7.
Риторическая классика и современный статус риторики
  • Дата отправки
    2004-06-17
  • Дата принятия
    2004-07-13
  • Дата публикации
    2005-01-01

К вопросу об идиостиле современного оратора как языковой личности

Читать аннотацию

Материалы посвящены анализу специфики такого важного понятия в современной риторике, как идиостиль оратора. В условиях речевой коммуникации риторический идиостиль невозможно рассматривать как категорию языковой личности (Ю.Н.Караулов), имеющей многоуровневую «структуру». Языковая личность современного оратора должна обладать такими качествами, как национально-культурное достоинство, интеллект, экология языка, речевая гибкость, креативность, толерантность и так далее. В феномене этой личности обнаруживается возможность различной идиостилевой реакции на действительность. Идиостиль вербально-семантического уровня значительно отличается от идиостиля когнитивного уровня, который намного сложнее и интереснее. Наиболее ярким является идиостиль языковой личности, полностью задействующей свою трехуровневую структуру и реализующей весь риторический потенциал.

Как цитировать: Буров А.А. К вопросу об идиостиле современного оратора как языковой личности // Записки Горного института. 2005. Т. № 1 160. С. 8-9.
Риторическая классика и современный статус риторики
  • Дата отправки
    2004-06-28
  • Дата принятия
    2004-07-20
  • Дата публикации
    2005-01-01

Диалогичность современного политического дискурса

Читать аннотацию

Статья посвящена специфике современного политического дискурса. Полемика, дискуссия с политическим оппонентом, являющиеся смысловым ядром современного политического дискурса (СПД), актуализируют использование в текстах данного типа риторических фигур диалогического типа: вопросно-ответного хода, антиципации, апострофы, апофазы, субъекции, концессии, пролепсиса и особенно антифразиса, который подчеркивается невербальными средствами (жестами, мимикой), особой интонацией издевки. СПД характеризуется также обилием нелитературных языковых средств – грубо-просторечной лексики (вплоть до обсценной), жаргонизмов (особенно так называемого блатного жаргона, берущего истоки в криминальной среде). В настоящее время это признается естественным процессом и демонстрирует лингвоцентричность и политизированность русского языкового сообщества.

Как цитировать: Вакулова Е.Н. Диалогичность современного политического дискурса // Записки Горного института. 2005. Т. № 1 160. С. 10-11.
Риторическая классика и современный статус риторики
  • Дата отправки
    2004-06-29
  • Дата принятия
    2004-07-01
  • Дата публикации
    2005-01-01

Лингвориторическая роль неологизмов в рекламном тексте (на материале французского языка

Читать аннотацию

В настоящей статье речь идет о роли новообразований в построении рекламного текста, а также о различных принципах и структурах введения неологизма в текст. В частности, автором рассматриваются принципы отстранения и модализации, прибегая к которым говорящий (пишущий) создает дискурсивную напряженность, необходимую для того, чтобы ввести в речь новую языковую единицу.

Как цитировать: Волостных А.В. Лингвориторическая роль неологизмов в рекламном тексте (на материале французского языка // Записки Горного института. 2005. Т. № 1 160. С. 12-14.
Риторическая классика и современный статус риторики
  • Дата отправки
    2004-06-30
  • Дата принятия
    2004-07-04
  • Дата публикации
    2005-01-01

Презентация в системе маркетинговых коммуникаций: речевой аспект

Читать аннотацию

Статья посвящена проблеме разграничения таких жанров делового языка, как презентация товара и рекламная речь. В системе маркетинговых коммуникаций неразличение таких жанров, как презентация товара и рекламная речь, часто приводит к тому, что они произносятся не в соответствии с ситуацией. В условиях торговых презентаций, популярного сегодня маркетингового мероприятия, проводимого с целью познакомить общественность с новым товаром, важное значение имеет речь-презентация – информационная речь о свойствах и качествах товара с ярко выраженной сверхзадачей формирования целевого покупателя и побуждения его к приобретению. Рекламная речь, призывающая конкретных слушателей совершить покупку для решения их личных проблем, более уместна в ситуациях личных продаж. Разные задачи этих речей определяют особенности их содержания и построения.

Как цитировать: Гимпельсон Е.Г. Презентация в системе маркетинговых коммуникаций: речевой аспект // Записки Горного института. 2005. Т. № 1 160. С. 15-17.
Риторическая классика и современный статус риторики
  • Дата отправки
    2004-06-04
  • Дата принятия
    2004-07-15
  • Дата публикации
    2005-01-01

Предмет политической риторики

Читать аннотацию

В статье рассматриваются объект и предмет политической риторики как научной дисциплины, показываются различия между политической риторикой и теорией политической коммуникации, а также приводится классификация современной российской политической речи. Объект политической риторики – устная и письменная речь любого жанра, использующаяся как средство получения и осуществления государственной власти и оказания влияния на властные структуры. Предмет политической риторики – реализация риторических категорий «этос», «логос», «пафос» и «образ ритора» и частей риторического канона в политической речи, а также функции политической речи. Современная российская политическая речь подразделяется на государственную и гражданскую. Государственная речь делится на президентскую, парламентскую, правительственную и губернаторскую, гражданская речь – на предвыборную и непредвыборную. Основание для классификации – положение ритора по отношению к государственной власти.

Как цитировать: Данилина В.В. Предмет политической риторики // Записки Горного института. 2005. Т. № 1 160. С. 18-19.
Риторическая классика и современный статус риторики
  • Дата отправки
    2004-06-19
  • Дата принятия
    2004-07-02
  • Дата публикации
    2005-01-01

Этикетное речевое поведение в категориях “прямоты” vs. “непрямоты”

Читать аннотацию

В статье рассматриваются этикетные особенности речевого поведения в общеизвестных категориях «прямоты» и «непрямоты». Общие правила соотношения прямой и непрямой коммуникации особым образом проявляются в случае функционирования систем этикета: любая возможная непрямая коммуникация (в том числе вежливые косвенные высказывания) не выходит за пределы факультативных смыслов, дополнительных по отношению к основным этикетным смыслам, всегда выраженным прямо. Формулы речевого этикета, вошедшие в язык, образуют одну из многочисленных семиотических, ограниченных подсистем внутри неограниченной, семантической по преимуществу системы – естественного человеческого языка.

Как цитировать: Дементьев В.В. Этикетное речевое поведение в категориях “прямоты” vs. “непрямоты” // Записки Горного института. 2005. Т. № 1 160. С. 20-21.
Риторическая классика и современный статус риторики
  • Дата отправки
    2004-06-23
  • Дата принятия
    2004-07-25
  • Дата публикации
    2005-01-01

Риторика и культура речи в системе речеведческих дисциплин

Читать аннотацию

В статье рассматривается культура речи, стилистика научной речи, риторика в системе гуманитарных дисциплин. Автор раскрывает цели и задачи данных курсов и предлагает поэтапное формирование коммуникативной компетенции и культурно-речевой образованности студентов. Дисциплины «Русский язык» и «Культура речи» могут являться основой, на которой строится система речеведческих курсов, вводимых на правах элективных или факультативных.

Как цитировать: Евтюгина А.А. Риторика и культура речи в системе речеведческих дисциплин // Записки Горного института. 2005. Т. № 1 160. С. 22-24.
Риторическая классика и современный статус риторики
  • Дата отправки
    2004-06-27
  • Дата принятия
    2004-07-28
  • Дата публикации
    2005-01-01

Жанровые разновидности родословной

Читать аннотацию

В статье дана краткая характеристика родословной и ее жанровых разновидностей. Указано, для какой цели могут быть использованы эти жанры речи в курсе педагогической риторики. Работа над историей рода совершенствует коммуникативные умения; развивает память, воображение, интеллектуальные способности; на жизненных примерах предков, воспитывает, способствует формированию нравственных позиций молодого поколения; дает осознание важности реализации себя в выбранной профессии.

Как цитировать: Зуева А.А. Жанровые разновидности родословной // Записки Горного института. 2005. Т. № 1 160. С. 25-26.
Риторическая классика и современный статус риторики
  • Дата отправки
    2004-06-06
  • Дата принятия
    2004-07-05
  • Дата публикации
    2005-01-01

Генезис риторической категории разговорность: разговорная речь и светская беседа А.С. Пушкина и его дружеского окружения

Читать аннотацию

В истории русской литературы и русского литературного языка А.С. Пушкин играет роль мощного импульса, определившего все последующие направления их развития. Пушкинская реформа литературного языка оказала решающее влияние и на развитие стилей литературного языка, она ознаменовала первый этап формирования эстетической и риторической категории разговорности и тем самым создала фундамент для сложения элитарного типа речевой культуры, наиболее ярким воплощением которого была языковая личность самого А.С. Пушкина. Поэтому обращение к разговорной речи А.С. Пушкина и его окружения имеет принципиальное значение для нашего исследования: оно помогает уточнить природу такой важной для риторики категории, как разговорность; уточнить критерии целесообразного, допустимого; раскрыть содержание культурной памяти современных носителей элитарной речевой культуры, роль в их языковом сознании традиций русской речевой культуры.

Как цитировать: Иванчук И.А. Генезис риторической категории разговорность: разговорная речь и светская беседа А.С. Пушкина и его дружеского окружения // Записки Горного института. 2005. Т. № 1 160. С. 27-29.
Риторическая классика и современный статус риторики
  • Дата отправки
    2004-06-08
  • Дата принятия
    2004-07-01
  • Дата публикации
    2005-01-01

Вопросно-ответное структурно-содержательное единство в жанре проповеди

Читать аннотацию

Вопросно-ответное структурно-содержательное единство – важнейший способ развертывания монологического текста. Этот способ развертывания используется в проповедях различных видов и определяет общее смысловое движение текста. В вопросно-ответном единстве может использоваться единичный вопрос или, чаще, цепочка вопросов, активизирующих мысль слушателей и выполняющих следующие функции: обозначение узловых позиций текста; связь частей текста; формирование определенного эмоционального состояния слушателей. В ответной части единства, как правило, содержится поведенческий пример, связанный с жизнеописаниями святых и содержащий в себе образец должного поведения и отношения к обозначаемой проблеме.

Как цитировать: Ицкович Т.В. Вопросно-ответное структурно-содержательное единство в жанре проповеди // Записки Горного института. 2005. Т. № 1 160. С. 30-32.
Риторическая классика и современный статус риторики
  • Дата отправки
    2004-06-21
  • Дата принятия
    2004-07-20
  • Дата публикации
    2005-01-01

Светская беседа: классика жанра

Читать аннотацию

Статья Карлик Н.А. «Светская беседа: классика жанра» посвящена светской беседе – ведущему речевому жанру дореволюционной дворянской субкультуры. Основной задачей автора является уточнение места светской беседы в современной отечественной лингвокультуре, определению коммуникативных ситуаций, в которых оказываются востребованы этикетные формы общения. Реферируемый источник содержит результаты исследования, выполненного на базе корпуса текстов русских и зарубежных писателей, материале непосредственных наблюдений автора, а также данных, полученных с помощью специально разработанных анкет. Автор определяет жанровые маркеры светской беседы, набор традиционных тем общения, формы использования невербальных средств. Суммируя результаты исследования, автор приходит к выводу, что главным регулятором светского общения на всех уровнях, от которого зависит выбор одних тем и табуирование других, выбор уместных поз, жестов, мимических сигналов, является «закон удовольствия».

Как цитировать: Карлик Н.А. Светская беседа: классика жанра // Записки Горного института. 2005. Т. № 1 160. С. 33-35.
Риторическая классика и современный статус риторики
  • Дата отправки
    2004-06-22
  • Дата принятия
    2004-07-04
  • Дата публикации
    2005-01-01

Культурологические аспекты становления риторики в эпоху античности

Читать аннотацию

Статья посвящена выявлению предпосылок расцвета риторического знания в эпоху классической античности. В качестве основного фактора указывается прагматический и демократический характер древнегреческой цивилизации, в рамках которой сложился особый тип идентификации субъекта культуры, основанный на формировании самосознания свободного гражданина. Данный тип идентификации получил воплощение в античной системе воспитания, включавшей в себя три аспекта: культуру тела, культуру речи и культуру ума. Таким образом, античное риторическое искусство предстает как элемент целостной культурной системы. Соответственно, последующие попытки перенести риторику на иную культурную почву должны рассматриваться с точки зрения трансформации ее функций и структуры.

Как цитировать: Кириленко С.А. Культурологические аспекты становления риторики в эпоху античности // Записки Горного института. 2005. Т. № 1 160. С. 36-39.
Риторическая классика и современный статус риторики
  • Дата отправки
    2004-06-17
  • Дата принятия
    2004-07-21
  • Дата публикации
    2005-01-01

Содержание и терминология общей риторики в трудах русских ученых-филологов второй половины XVIII – первой половины XIX вв.

Читать аннотацию

В данной статье представлен анализ терминологии риторики второй половины XVIII – первой половины XIX вв. с целью выявления ее объема, единства или многообразия внутри основных разделов науки. Подобное исследование позволяет сделать выводы о тенденциях развития риторики, о том, насколько разработанными оказались те или иные ее разделы в данный период, а также о влиянии отдельных авторов на формирование понятийного аппарата науки.

Как цитировать: Климович К.М. Содержание и терминология общей риторики в трудах русских ученых-филологов второй половины XVIII – первой половины XIX вв. // Записки Горного института. 2005. Т. № 1 160. С. 40-41.
Риторическая классика и современный статус риторики
  • Дата отправки
    2004-06-19
  • Дата принятия
    2004-07-02
  • Дата публикации
    2005-01-01

Доверие как рефлексивный феномен в риторическом взаимодействии

Читать аннотацию

Доверие и недоверие являются фильтрами поступающей информации. Суггестия (внушение) возможна только при наличии доверия. Недоверие один из первых механизмов контрсуггестии. Контр-контрсуггестия преодолевает барьер недоверия. Самое эффективное средство контр-контрсуггестии – убеждение, но оно не всегда опирается на этическую ответственность оратора. В таких случаях универсальной защитой становится владение соответствующей информацией.

Как цитировать: Кондрашова Р.Ю. Доверие как рефлексивный феномен в риторическом взаимодействии // Записки Горного института. 2005. Т. № 1 160. С. 42-43.
Риторическая классика и современный статус риторики
  • Дата отправки
    2004-06-11
  • Дата принятия
    2004-07-06
  • Дата публикации
    2005-01-01

О традициях обучения риторике в Санкт-Петербургском горном институте

Читать аннотацию

В статье рассматривается один из этапов развития русской риторической традиции, связанный с риторикой И.С.Рижского. Опыт риторики И.С.Рижского анализируется в сравнении с классическими риториками и риторикой М.В.Ломоносова. Делается вывод о своеобразии и новаторских устремлениях сочинения И.С.Рижского, обусловленные эпохой формирования национального литературного языка на рубеже XVIII – XIX веков.

Как цитировать: Кудряшова В.В. О традициях обучения риторике в Санкт-Петербургском горном институте // Записки Горного института. 2005. Т. № 1 160. С. 44-46.
Риторическая классика и современный статус риторики
  • Дата отправки
    2004-06-29
  • Дата принятия
    2004-07-23
  • Дата публикации
    2005-01-01

Риторика: прошлое в настоящем

Читать аннотацию

В настоящей статье находят отражение как диахронический, так и синхронический аспекты осмысления риторики. Риторическая культура в целом, как известно, выполняет функции производства, фиксации, хранения и передачи духовного опыта. Процесс речевых отношений становится человеческим лишь в том случае, когда он опосредован идеальными продуктами культуры: нормами, ценностями, идеалами. Ценности и нормы риторики аккумулируют в себе высшие стимулы человеческого поведения, обладают побудительной, действенной силой, являются одним из устойчивых универсальных оснований культуры. Речь является не только средством передачи знаний или истин, но, в первую очередь, способом установления взаимопонимания, на которое ориентирован действующий словом человек. Основой любого исторического типа культуры является соответствующий ей тип личности. Несвободный, разобщенный, пассивный, ограниченный человек опасен для культуры, ему может быть противопоставлен риторический тип личности, через слово осуществляющий одну из важнейших человеческих потребностей – потребность в общении с другими людьми. Риторика помогает процессу последовательного становления, самопознания, самовозвышения личности.

Как цитировать: Марченко О.И. Риторика: прошлое в настоящем // Записки Горного института. 2005. Т. № 1 160. С. 47-49.
Риторическая классика и современный статус риторики
  • Дата отправки
    2004-06-22
  • Дата принятия
    2004-07-06
  • Дата публикации
    2005-01-01

Языковая экспрессивность программы «Однако» и ее роль в манипуляции сознанием

Читать аннотацию

На материале телевизионной программы «Однако» выявляются способы создания экспрессивности речи и обсуждается их роль в манипуляции сознанием слушающего.

Как цитировать: Милютина М.Г., Чиркова Н.И. Языковая экспрессивность программы «Однако» и ее роль в манипуляции сознанием // Записки Горного института. 2005. Т. № 1 160. С. 50-51.
Риторическая классика и современный статус риторики
  • Дата отправки
    2004-06-21
  • Дата принятия
    2004-07-23
  • Дата публикации
    2005-01-01

Риторика диалога: категориальный аппарат (проблемы и противоречия развития)

Читать аннотацию

В статье обсуждаются проблемы категориального аппарата риторики диалога на примере конкретизации и выявления различий в понимании сущности речемыслительной деятельности и риторической деятельности. Исследование и преподавание риторики, построенное на основе речемыслительной деятельности и риторической деятельности, опирается на разный категориальный аппарат.

Как цитировать: Минеева С.А. Риторика диалога: категориальный аппарат (проблемы и противоречия развития) // Записки Горного института. 2005. Т. № 1 160. С. 52-54.
Риторическая классика и современный статус риторики
  • Дата отправки
    2004-06-09
  • Дата принятия
    2004-07-06
  • Дата публикации
    2005-01-01

Специфика повторов в звучащих молитвословных текстах и песнопениях

Читать аннотацию

В докладе рассматриваются особенности функционирования повторов в Молитве Господней и музыкальном переложении. Установлено, что высокая степень ритмизации молитвословных текстов создается при помощи различных видов повтора. Выявлено, что в Молитве Господней используются лексические и лексико-синтаксические повторы. Обнаружено, что ритмическая структура текста молитвословия предопределяет отбор музыкальных приемов и средств при переложении Молитвы Господней в «Литургии св. Иоанна Златоуста» П.И.Чайковского: повтор остается ведущим принципом организации звуковой структуры песнопения и проявляется в воспроизведении однотипных ритмических структур и мелодических рисунков.

Как цитировать: Овечкина Е.А. Специфика повторов в звучащих молитвословных текстах и песнопениях // Записки Горного института. 2005. Т. № 1 160. С. 55-56.
Риторическая классика и современный статус риторики
  • Дата отправки
    2004-06-10
  • Дата принятия
    2004-07-21
  • Дата публикации
    2005-01-01

Композиционное построение текста: риторическая традиция и современные подходы

Читать аннотацию

В статье рассматриваются различные подходы к композиции текста: риторический подход, подход от автора и от читателя, семиотический, а также предлагается подход к композиционному построению как к модели потенциально множественных способов текстовой организации.

Как цитировать: Панченко Н.В. Композиционное построение текста: риторическая традиция и современные подходы // Записки Горного института. 2005. Т. № 1 160. С. 57-58.
Риторическая классика и современный статус риторики
  • Дата отправки
    2004-06-25
  • Дата принятия
    2004-07-25
  • Дата публикации
    2005-01-01

Риторический портрет современного российского политика

Читать аннотацию

В статье предлагаются риторические портреты известных российских политических лидеров – В.В.Путина и Д.О.Рогозина. Эффективность речевого воздействия политиков во многом зависит от уровня их риторической грамотности, что проявляется прежде всего в умелом использовании коммуникативных стратегий и тактик. Риторическая грамотность предполагает также соблюдение этических норм речевого поведения.

Как цитировать: Паршина О.Н. Риторический портрет современного российского политика // Записки Горного института. 2005. Т. № 1 160. С. 59-60.
Риторическая классика и современный статус риторики
  • Дата отправки
    2004-06-03
  • Дата принятия
    2004-07-03
  • Дата публикации
    2005-01-01

Традиции русской речевой культуры и современная духовная речь

Читать аннотацию

В докладе рассматривается традиционно-русское понимание хорошей речи, для которого характерна тесная взаимосвязь и единство этических и эстетических категорий. Раскрываются особенности речевого строя современной духовной речи, понимаемой как совокупность жанровых разновидностей, функционирующих в сфере религии. Показано, что в основе речевой организации духовной речи лежит принцип симметрии, который проявляет себя как на уровне содержания, так и на уровне формы. Это дает возможность автору говорить о том, что духовная речь является носителем и хранителем традиций русской речевой культуры, воплощением русского риторического идеала.

Как цитировать: Прохватилова О.А. Традиции русской речевой культуры и современная духовная речь // Записки Горного института. 2005. Т. № 1 160. С. 61-62.
Риторическая классика и современный статус риторики
  • Дата отправки
    2004-06-01
  • Дата принятия
    2004-07-29
  • Дата публикации
    2005-01-01

Риторика в системе тривиума (к проблеме определения понятия «риторика»)

Читать аннотацию

Риторика родилась как вид речи, основанный на предварительно продуманном или записанном тексте. Как наука риторика связана с двумя другими частями тривиума – грамматикой и логикой, составляет с ними неразрывную систему наук.

Как цитировать: Пряхин М.Н. Риторика в системе тривиума (к проблеме определения понятия «риторика») // Записки Горного института. 2005. Т. № 1 160. С. 63-65.
Риторическая классика и современный статус риторики
  • Дата отправки
    2004-06-24
  • Дата принятия
    2004-07-15
  • Дата публикации
    2005-01-01

Риторика массовой культуры

Читать аннотацию

Массовая культура и ее риторика занимают в системе современной культуры центральное место: элитарная и народная культуры оказались на периферии. Такое положение связано с появлением в ХХ веке нового вида словесности – массовой информации. Рассматриваются основные черты этой риторики. Этос: образ ритора – сильная личность; пафос – разрушение духовной морали и возврат к практической, революционность; логос: «поэтика низкого». Софистический характер этой риторики должен быть вскрыт при обучении риторике.

Как цитировать: Романенко А.П. Риторика массовой культуры // Записки Горного института. 2005. Т. № 1 160. С. 66-67.
Риторическая классика и современный статус риторики
  • Дата отправки
    2004-06-26
  • Дата принятия
    2004-07-19
  • Дата публикации
    2005-01-01

Проблема жанра романа В.Аксенова «Московская сага»

Читать аннотацию

В статье «Проблема жанра романа В.Аксенова «Московская сага» осуществляется попытка уточнения жанровой специфики романа В.Аксенова «Московская сага» и его места в контексте творчества писателя. В том, что этот роман написан по классическими канонам, нет сомнения. Вместе с тем, этот роман во многом необычный, он вобрал в себя опыт жанрового искусства древнего эпоса (исландская сага) и расширил границы романного повествования.

Как цитировать: Савинченко Е.Ю. Проблема жанра романа В.Аксенова «Московская сага» // Записки Горного института. 2005. Т. № 1 160. С. 68-70.
Риторическая классика и современный статус риторики
  • Дата отправки
    2004-06-28
  • Дата принятия
    2004-07-19
  • Дата публикации
    2005-01-01

Парадигма и метод риторики

Читать аннотацию

Раскрывается парадигма "Управляемая мыслеречедеятельность "как объект риторики". Эта парадигма современной риторики тождественна исторически сложившейся парадигме "триединства мысли, слова и дела". Все три составляющие новой парадигмы: мыслительная деятельность ("сила мысли"), речевая деятельность ("дар слова") и убеждающее воздействие ("роскошь общения") детально развернуты в рисунке и позволяют осмыслить объект риторики как синтетической науки и объяснить отличие одного рода риторики от другого. Впервые предлагается символическое (модельное) представление метода риторики для монологической речи и диалогических форм речевой коммуникации: беседы, дискуссии, спора, полемики.

Как цитировать: Стешов А.В. Парадигма и метод риторики // Записки Горного института. 2005. Т. № 1 160. С. 71-74.
Риторическая классика и современный статус риторики
  • Дата отправки
    2004-06-30
  • Дата принятия
    2004-07-09
  • Дата публикации
    2005-01-01

Виды и функции повторов в звучащем рекламном тексте

Читать аннотацию

На основе анализа расшифровок магнитофонных записей радиорекламы определена специфика повторов в рекламных текстах. Установлено, что такой риторический прием, как повтор, лежит в основе организации рекламного текста. Выявлено, что доминирующим в рекламном тексте является лексический повтор. Отмечается, что его основная функция состоит в выделении семантически важных слов. При этом повторяющиеся слова имеют особую ритмическую структуру, что способствует выделению, маркированию и запоминанию ключевых слов, которые являются организующими в построении рекламного текста.

Как цитировать: Стрельникова Е.С. Виды и функции повторов в звучащем рекламном тексте // Записки Горного института. 2005. Т. № 1 160. С. 75-76.
Риторическая классика и современный статус риторики
  • Дата отправки
    2004-06-05
  • Дата принятия
    2004-07-16
  • Дата публикации
    2005-01-01

Социокультурная специфика слогана: автор слогана как языковая личность

Читать аннотацию

В работе анализируются языковые средства, используемые создателями слогана. Делается вывод о том, что современные слоганы не способствуют повышению культуры речи и формированию положительного (нравственного, физически здорового) современного человека. Авторы слоганов нередко используют культуру клишированной жаргонной речи.

Как цитировать: Терещук Т.В. Социокультурная специфика слогана: автор слогана как языковая личность // Записки Горного института. 2005. Т. № 1 160. С. 77-78.
Риторическая классика и современный статус риторики
  • Дата отправки
    2004-06-26
  • Дата принятия
    2004-07-22
  • Дата публикации
    2005-01-01

К вопросу о месте риторики в системе речеведческих дисциплин

Читать аннотацию

Изучив современные подходы к определению места риторики в системе речеведческих дисциплин, автор предлагает свой подход к решению данной проблемы – через выявление родовидовых доминант риторики. Такой подход позволяет, с одной стороны, доказать «полноправие» риторики как речеведческой дисциплины, с другой стороны, осознать ее специфику в этой системе.

Как цитировать: Тимонина И.В. К вопросу о месте риторики в системе речеведческих дисциплин // Записки Горного института. 2005. Т. № 1 160. С. 79-80.
Риторическая классика и современный статус риторики
  • Дата отправки
    2004-06-24
  • Дата принятия
    2004-07-30
  • Дата публикации
    2005-01-01

Риторика и постмодерн

Читать аннотацию

В статье рассматриваются соотношение понятий риторика и постриторическая культура; философские, гносеологические, онтологические истоки нового мировоззрения; конструктивные особенности постмодернистского текста. Особое внимание уделяется проблеме значения риторики для современном художественном творчестве.

Как цитировать: Трофимова И.В. Риторика и постмодерн // Записки Горного института. 2005. Т. № 1 160. С. 81-85.
Риторическая классика и современный статус риторики
  • Дата отправки
    2004-06-10
  • Дата принятия
    2004-07-25
  • Дата публикации
    2005-01-01

Виды сравнений в рекламной аргументации

Читать аннотацию

Сравнение в риторике подразделяется на сравнение-аргумент и сравнение-троп. В соответствии с этим все виды рекламных сравнений делятся следующим образом. Сравнение-аргумент – это сопоставление товара с аналогом: реальный, условный («обычный порошок»), или товар из смежного сектора. К этой же группе относится сравнение реклам. Сравнение-троп – это риторический прием, усиливающий воздействие на адресата. Здесь выделяются фигуральное сравнение, сопоставление и метафора.

Как цитировать: Урванцев Г.К. Виды сравнений в рекламной аргументации // Записки Горного института. 2005. Т. № 1 160. С. 86-87.
Риторическая классика и современный статус риторики
  • Дата отправки
    2004-06-08
  • Дата принятия
    2004-07-05
  • Дата публикации
    2005-01-01

Некоторые аспекты дискуссионной культуры современных сми

Читать аннотацию

В статье рассматриваются некоторые особенности современной дискуссионной культуры в средствах массовой информации. Одним из основных модусов современной публицистики является ирония. Она реализуется в виде отдельных приемов и их комбинаций. Ирония не столько играет эвфемистическую роль, сколько заостряет ситуацию и подчеркивает малоприятные для оппонента значения.

Как цитировать: Флоря А.В., Мясникова Л.В., Писаренко Л.В. Некоторые аспекты дискуссионной культуры современных сми // Записки Горного института. 2005. Т. № 1 160. С. 88-90.
Риторическая классика и современный статус риторики
  • Дата отправки
    2004-06-08
  • Дата принятия
    2004-07-10
  • Дата публикации
    2005-01-01

Американская президентская риторика

Читать аннотацию

В статье рассматривается американский президентский дискурс. Автор анализирует присягу Дж. Форда Конгрессу как образец президентского дискурса. Хотя анализируемая речь не является типичным примером инаугурационного обращения, она представляет собой классический пример американской президентской риторики.

Как цитировать: Чикилева Л.С. Американская президентская риторика // Записки Горного института. 2005. Т. № 1 160. С. 91-93.
Риторическая классика и современный статус риторики
  • Дата отправки
    2004-06-17
  • Дата принятия
    2004-07-02
  • Дата публикации
    2005-01-01

Риторические жанры русской политической ораторики первой половины XX в.

Читать аннотацию

В данной статье рассматриваются основные этапы развития риторических жанров первой половины XX века, начиная с правления Николая II и кончая политической ситуацией советского периода. Исследование риторических жанров этого периода времени основывается на теории жанра и современных концепциях научной школы О.Б.Сиротининой. Автор исследует вопросы соотношения жанров и этого исторического периода, семантики, синтактики, прагматики жанра, законов порождения жанровых форм, контаминации жанров. Дается классификация жанров советской эпохи. Автор исследует проблему в риторическом, этическом, политическом и национальном аспектах.

Как цитировать: Чистякова И.Ю. Риторические жанры русской политической ораторики первой половины XX в. // Записки Горного института. 2005. Т. № 1 160. С. 94-96.
Риторическая классика и современный статус риторики
  • Дата отправки
    2004-07-25
  • Дата принятия
    2004-08-24
  • Дата публикации
    2005-01-01

Внешняя диалогичность современной политической рекламы

Читать аннотацию

В рамках решения проблемы соотношения диалога и монолога с учетом коммуникативной природы языка современными исследователями выдвигается положение о диалогичности как особом свойстве, признаке монологической речи. Автор выделяет внешнюю и внутреннюю диалогичность политической рекламы. В работе рассматриваются средства создания внешней диалогичности, которые реализуют направленность речи на адресата, обнаруживают статус адресата и характер взаимоотношений субъекта и адресата речи. В результате анализа текстов политической рекламы установлено, что внешняя диалогичность реализуется в них благодаря глагольным и местоименным формам 2-го лица множественного числа, «мы»-формам, вопросительным предложениям и вопросно-ответным единствам, а также обращениям и формам повелительного наклонения.

Как цитировать: Чубай С.А. Внешняя диалогичность современной политической рекламы // Записки Горного института. 2005. Т. № 1 160. С. 97-98.
Риторическая классика и современный статус риторики
  • Дата отправки
    2004-06-29
  • Дата принятия
    2004-07-11
  • Дата публикации
    2005-01-01

К теории методов риторического исследования

Читать аннотацию

Автор позиционирует риторику как науку филологическую, занимающую место в сфере филологической теории коммуникации. Это определяет общий облик методов риторического исследования как методов филологических, коммуникативистских по своей природе, их близость к методам других гуманитарных наук. Комплексный (интегральный) характер риторической коммуникации определяет комплексность (интегральность) методов риторического исследования.

Как цитировать: Чувакин А.А. К теории методов риторического исследования // Записки Горного института. 2005. Т. № 1 160. С. 99-100.
Риторическая классика и современный статус риторики
  • Дата отправки
    2004-06-05
  • Дата принятия
    2004-07-17
  • Дата публикации
    2005-01-01

Образ ритора как показатель риторической грамотности и культуры речи говорящего (на материале политического дискурса)

Читать аннотацию

Образ ритора обеспечивает действенность речи, являющуюся одной из составляющих культуры речи. Советский политический дискурс характеризуется наличием образа ритора, соответствующего стандарту, что обуславливает недостаточную убедительность данной категории для разных типов аудитории. Сближение образа ритора с общеевропейской нормой в последующие периоды требует индивидуализации данного образа. Грамотное построение образа ритора, сочетающего индивидуальные черты говорящего и идеальное представление об адресанте, обеспечивает восприятие всего выступления, характеризует культуру речи как самого говорящего, так и всего общества.

Как цитировать: Шарафутдинова О.И. Образ ритора как показатель риторической грамотности и культуры речи говорящего (на материале политического дискурса) // Записки Горного института. 2005. Т. № 1 160. С. 101-102.
Риторическая классика и современный статус риторики
  • Дата отправки
    2004-06-28
  • Дата принятия
    2004-07-22
  • Дата публикации
    2005-01-01

Риторика и повседневное общение

Читать аннотацию

В статье рассматривается возможность исследования закономерностей повседневной речи в рамках частной риторики обыденного общения. При этом отмечается не только практическая направленность обыденной риторики, но и важность умения оценивать эффективность того или иного способа выражения речевого жанра в особых условиях неподготовленной речи. В качестве примера используются результаты анализа способов выражения просьбы.

Как цитировать: Ярмаркина Г.М. Риторика и повседневное общение // Записки Горного института. 2005. Т. № 1 160. С. 103-104.
Риторическая классика и современный статус риторики
  • Дата отправки
    2004-06-04
  • Дата принятия
    2004-07-01
  • Дата публикации
    2005-01-01

Виды риторических фигур в современных церковных посланиях

Читать аннотацию

В данной статье на материале текстов современных церковных посланий рассмотрены используемые в них риторические фигуры. Выявлено, что в наибольшей степени риторические фигуры употребляются в рамках назидательно-интерпретирующей части духовных посланий. Установлены виды риторических фигур, функционирующих в церковных посланиях: лексические повторы, синтаксический параллелизм, антитезы, сравнения. Определено, что функциональные особенности риторических фигур заключаются в усилении выразительности отдельных положений послания церковного иерарха, в создании эмоционального настроя у читателей.

Как цитировать: Ярмульская И.Ю. Виды риторических фигур в современных церковных посланиях // Записки Горного института. 2005. Т. № 1 160. С. 105-106.
Риторическая классика и современный статус риторики
  • Дата отправки
    2004-06-24
  • Дата принятия
    2004-07-26
  • Дата публикации
    2005-01-01

О понимании социопсихологического механизма делового общения

Читать аннотацию

Деловое общение – это специфическая форма взаимодействия людей в решении задач совместной деятельности и включающая в себя обмен информацией, восприятие и понимание другого человека, выработку единой стратегии поведения, характеризующаяся преобразованием профессионального сознания.

Как цитировать: Ярушева С.А. О понимании социопсихологического механизма делового общения // Записки Горного института. 2005. Т. № 1 160. С. 107-108.
Риторика в вузах: концепция курса – методы обучения – учебники
  • Дата отправки
    2004-06-18
  • Дата принятия
    2004-07-09
  • Дата публикации
    2005-01-01

Риторический аспект в преподавании русской телевизионной речи студентам-иностранцам

Читать аннотацию

Обучение иностранцев восприятию русской телевизионной речи – современное и актуальное направление в преподавании русского языка как иностранного. Это дает возможность реципиентам органично войти в русскую культуру в широком включении этого понятия; освоить особенности функционирования языковых единиц всех уровней в живой литературной речи; понять, как работают в речи элементы разных функциональных стилей; познакомиться с выразительно-изобразительными средствами языка и особенностями их функционирования в ТВ-речи; вживую познакомиться с языковыми нормами; особенностями интонирования, варьирования логического ударения; жестикулирования и мимики; получить образец для речевой репродукции и конструирования собственной речи.

Как цитировать: Абдрахманова И.Э. Риторический аспект в преподавании русской телевизионной речи студентам-иностранцам // Записки Горного института. 2005. Т. № 1 160. С. 109-111.
Риторика в вузах: концепция курса – методы обучения – учебники
  • Дата отправки
    2004-06-18
  • Дата принятия
    2004-07-25
  • Дата публикации
    2005-01-01

Системный подход к формированию способности полемического общения в курсе «риторика»

Читать аннотацию

Способность к эффективному диалогическому общению в наше время становится важной социальной характеристикой личности. К сожалению, учебная деятельность, организуемая на основе беседы делового характера, полемики и дискуссии, нередко превращается в формальную процедуру, слабоуправляемый и малосодержательный поток речи. Развитие творческого умения участвовать в полемическом общении требует решения ряда учебных задач: студенты должны уметь логически строить высказывание, актуализировать языковые средства для адекватного выражения мыслей, аргументировать свою точку зрения.

Как цитировать: Александрова О.М. Системный подход к формированию способности полемического общения в курсе «риторика» // Записки Горного института. 2005. Т. № 1 160. С. 112-113.
Риторика в вузах: концепция курса – методы обучения – учебники
  • Дата отправки
    2004-06-07
  • Дата принятия
    2004-07-08
  • Дата публикации
    2005-01-01

Спецкурс «Теория диалога» в системе образования языковой личности ритора

Читать аннотацию

В статье представляется авторский спецкурс «Теория диалога» в том виде, как он читается в Гродненском государственном университете имени Янки Купалы: его концепция, назначение, логика, структура и содержание в аспекте методологии формирования языковой личности и компетенции студентов-риторов.

Как цитировать: Антонова С.М. Спецкурс «Теория диалога» в системе образования языковой личности ритора // Записки Горного института. 2005. Т. № 1 160. С. 114-116.
Риторика в вузах: концепция курса – методы обучения – учебники
  • Дата отправки
    2004-06-08
  • Дата принятия
    2004-07-26
  • Дата публикации
    2005-01-01

Риторическая концепция аристотеля в схеме А.В. СТЕШОВА "Разработка замысла речи"

Читать аннотацию

Статья посвящена методическим проблемам обучения риторике студентов-нефилологов. Описывается система работы со схемой порождения речи, используемая в практике преподавания А.В.Стешовым. Работа по данной схеме обеспечивает обязательных успех на занятиях по риторике.

Как цитировать: Баева Т.Т. Риторическая концепция аристотеля в схеме А.В. СТЕШОВА "Разработка замысла речи" // Записки Горного института. 2005. Т. № 1 160. С. 117-121.
Риторика в вузах: концепция курса – методы обучения – учебники
  • Дата отправки
    2004-06-19
  • Дата принятия
    2004-07-15
  • Дата публикации
    2005-01-01

Языковые средства выразительности речи сквозь призму лингвокультурологического анализа

Читать аннотацию

В статье рассматривается проблема изучения студентами механизмов создания выразительности речи в курсе «Русский язык и культура речи» в вузах негуманитарного профиля. Использование элементов лингвокультурологического анализа, привлечение в качестве материала для анализа словарей различных типов, применение приема «действия по образцу» при создании тропеических конструкций позволяет студентами осознать цель использования выразительных средств языка в современной речи, сформировать их представление о языке не как о бинарной структуре (правильно/неправильно), а как о системе, находящейся в тесной взаимосвязи с человеческим познанием и ментальным пространством культуры в целом.

Как цитировать: Беспалова О.Е. Языковые средства выразительности речи сквозь призму лингвокультурологического анализа // Записки Горного института. 2005. Т. № 1 160. С. 122-124.
Риторика в вузах: концепция курса – методы обучения – учебники
  • Дата отправки
    2004-06-11
  • Дата принятия
    2004-07-26
  • Дата публикации
    2005-01-01

Из опыта преподавания риторики на специальности «Связи с общественностью»

Читать аннотацию

В статье получила отражение методика преподавания риторики для специальности «Связи с общественностью». Указаны некоторые типы заданий на лабораторных занятиях. Показана необходимость анализа выступлений VIP-персон на региональных мероприятиях.

Как цитировать: Богданова Л.Ф., Пономарева Т.Л. Из опыта преподавания риторики на специальности «Связи с общественностью» // Записки Горного института. 2005. Т. № 1 160. С. 125-126.
Риторика в вузах: концепция курса – методы обучения – учебники
  • Дата отправки
    2004-06-28
  • Дата принятия
    2004-07-26
  • Дата публикации
    2005-01-01

Обучение академическому красноречию на занятиях по риторике в вузе

Читать аннотацию

Статья посвящена методическому аспекту преподавания педагогической риторики в вузе. В ней выявлена актуальность обучения академическому красноречию студентов преподавательской и учительской специальностей на филологическом факультете. В статье описаны такие виды заданий, как уяснение содержания теоретических положений, характеристика мастерства выдающихся ученых прошлого, учебная экскурсия, анализ учебной лекции и речевого поведения лектора-преподавателя, сопоставительная характеристика научной и учебной разновидностей академического красноречия.

Как цитировать: Власова Л.А. Обучение академическому красноречию на занятиях по риторике в вузе // Записки Горного института. 2005. Т. № 1 160. С. 127-128.
Риторика в вузах: концепция курса – методы обучения – учебники
  • Дата отправки
    2004-06-17
  • Дата принятия
    2004-07-21
  • Дата публикации
    2005-01-01

Совершенствование риторических навыков при обучении студентов развернутым научным выступлениям на лингвистические темы

Читать аннотацию

В статье рассматриваются вопросы активизации и совершенствования риторических умений при обучении студентов развернутым научным выступлениям на лингвистические темы. Особо обращается внимание на методы работы, связанные с работой над научным текстом, спецификой композиции научно-учебного текста, его лексическими особенностями. Риторическая сторона научно-учебного выступления включает в себя работу над произнесением речи. Внимание студентов акцентируется на умении владеть материалом, манеру и полноту изложения, на отсутствие в выступлении речевых недочетов, на поведение выступающего перед аудиторией, его общий психологический настрой. В статье подчеркивается, что поэтапная работа над научно-учебным выступлением на лингвистические темы в вузе поможет в дальнейшем будущим учителям-словесникам правильно организовать речевую деятельность на уроках русского языка в школе.

Как цитировать: Глотова Т.А. Совершенствование риторических навыков при обучении студентов развернутым научным выступлениям на лингвистические темы // Записки Горного института. 2005. Т. № 1 160. С. 129-131.
Риторика в вузах: концепция курса – методы обучения – учебники
  • Дата отправки
    2004-06-28
  • Дата принятия
    2004-07-26
  • Дата публикации
    2005-01-01

Риторика в системе речевой культуры

Читать аннотацию

Обозначена целесообразность введения в филологию термина «речевая культура». Разграничены понятия «культура речи» и «речевая культура». Соотнесены объемы понятий риторики – культуры речи – речевой культуры. Дано определение речевой культуры.

Как цитировать: Захарова Л.А. Риторика в системе речевой культуры // Записки Горного института. 2005. Т. № 1 160. С. 132-133.
Риторика в вузах: концепция курса – методы обучения – учебники
  • Дата отправки
    2004-06-29
  • Дата принятия
    2004-07-06
  • Дата публикации
    2005-01-01

Оценка риторических умений российских студентов в сфере официально-делового общения

Читать аннотацию

Проанализированы данные опроса российских студентов, позволяющие выявить уровень сформированности у них риторических умений в ситуациях официально-делового общения. Даны рекомендации по содержанию дисциплины «Русский язык и культура речи».

Как цитировать: Здитовецкая М.В. Оценка риторических умений российских студентов в сфере официально-делового общения // Записки Горного института. 2005. Т. № 1 160. С. 134-135.
Риторика в вузах: концепция курса – методы обучения – учебники
  • Дата отправки
    2004-06-03
  • Дата принятия
    2004-07-14
  • Дата публикации
    2005-01-01

Перспективы внедрения интернет-пособий в преподавание риторики и культуры речи

Читать аннотацию

В статье рассматриваются возможности использования информационного WWW-ресурса «Основы культуры речи и риторики». Предлагаемое учебное пособие синтезирует коммуникативный аспект курса «Риторика» и нормативный аспект курса «Культура речи». Работа сочетает мультимедийные возможности интернета с изложением базовых теоретических сведений и системы тренинга и контроля в виде тестов. Предлагаемый тренинг позволит пользователям глубже понять тайны ораторского и полемического мастерства, совершенствовать свою речевую культуру. Это даст возможность поднять рейтинг современного образованного человека. Пособие доступно большому кругу пользователей за счет применения современных сетевых технологий.

Как цитировать: Карпова С.В., Колоскова Т.А. Перспективы внедрения интернет-пособий в преподавание риторики и культуры речи // Записки Горного института. 2005. Т. № 1 160. С. 136-138.
Риторика в вузах: концепция курса – методы обучения – учебники
  • Дата отправки
    2004-06-15
  • Дата принятия
    2004-07-19
  • Дата публикации
    2005-01-01

Риторический аспект курса «Научная речь» для магистрантов и аспирантов

Читать аннотацию

Развитие научной речи российских магистрантов и аспирантов – одна из актуальных проблем методики. Выпускники вузов, самостоятельно проводя научное исследование, не могут оформить и изложить его результаты согласно общепринятым правилам. Курс «Научная речь» учитывает первоочередную потребность магистрантов и аспирантов – умение создавать научные тексты разных жанров. Важно уметь не только написать статью и диссертацию, но и выступить на научном семинаре, конференции, принять участие в обсуждении, дискуссии, аргументировано отстоять свою точку зрения.

Как цитировать: Колесникова Н.И. Риторический аспект курса «Научная речь» для магистрантов и аспирантов // Записки Горного института. 2005. Т. № 1 160. С. 139-140.
Риторика в вузах: концепция курса – методы обучения – учебники
  • Дата отправки
    2004-06-06
  • Дата принятия
    2004-07-21
  • Дата публикации
    2005-01-01

Методы преподавания риторики в вузе

Читать аннотацию

Предлагаются методы преподавания риторики с точки зрения антропологического подхода, «Каков человек – такова и его речь». Рассматриваются способы и приемы обучения различным риторическим навыкам и умениям: анализ и оценка публичных выступлений, риторические игры, упражнения и задания.

Как цитировать: Колесникова Л.Н. Методы преподавания риторики в вузе // Записки Горного института. 2005. Т. № 1 160. С. 141-142.
Риторика в вузах: концепция курса – методы обучения – учебники
  • Дата отправки
    2004-06-14
  • Дата принятия
    2004-07-20
  • Дата публикации
    2005-01-01

Системная организация текстопорождающей деятельности языковой личности студента

Читать аннотацию

Рассматривается технологическая сторона концепции совершенствования текстопорождающей деятельности языковой личности студента. Представленная системная организация основывается на неориторическом и психолингвистическом понимании процессов текстопорождения, которые предстают как многоуровневые программы вербализации побуждений, мотивов и намерений языковой личности, как сложные алгоритмы перевода смысла в значение (и наоборот). Процесс обучения строится, с одной стороны, на осознании языковой личностью социо-, психо-, физиологических основ текстопорождающей деятельности (деятельности в целом и собственной деятельности в частности), с другой – на развитии процессов автокоммуникации и интроспекции.

Как цитировать: Липатова В.Ю. Системная организация текстопорождающей деятельности языковой личности студента // Записки Горного института. 2005. Т. № 1 160. С. 143-144.
Риторика в вузах: концепция курса – методы обучения – учебники
  • Дата отправки
    2004-06-22
  • Дата принятия
    2004-07-06
  • Дата публикации
    2005-01-01

Речевые средства активизации внимания аудитории

Читать аннотацию

Воздействие ораторского слова на аудиторию зависит от ряда факторов, среди которых не последним является умение оратора наладить коммуникативный контакт со слушателями. Воздействие на аудиторию начинается с первого слова выступающего – с обращения, а затем на протяжении всего выступления строится двусторонний «скрытый» разговор всех участников речевого акта. В статье рассмотрены некоторые приемы установления такого контакта: повтор обращения, интимизация изложения, использование дилемм, вопросительных конструкций и риторических вопросов. Эти приемы не исчерпывают тему. Полное исследование предполагает более детальный анализ.

Как цитировать: Омарова Л.Р. Речевые средства активизации внимания аудитории // Записки Горного института. 2005. Т. № 1 160. С. 145-147.
Риторика в вузах: концепция курса – методы обучения – учебники
  • Дата отправки
    2004-06-07
  • Дата принятия
    2004-07-29
  • Дата публикации
    2005-01-01

Методика обучения технике речи на практических занятиях по риторике

Читать аннотацию

Знание элементов техники речи является составляющей успешного выступления. Смысловое восприятие речи зависит от ее темпа, силы голоса. Оратор достигает большого эффекта, меняя темп, силу, высоту своего голоса в зависимости от содержания речи, то есть избегая монотонности. Выступающий с речью должен обладать хорошей дикцией, уделять большое внимание паузам и уметь голосом выражать те чувства, переживания, которые соответствуют содержанию речи.

Как цитировать: Синельникова Т.М. Методика обучения технике речи на практических занятиях по риторике // Записки Горного института. 2005. Т. № 1 160. С. 148-150.
Риторика в вузах: концепция курса – методы обучения – учебники
  • Дата отправки
    2004-06-30
  • Дата принятия
    2004-07-08
  • Дата публикации
    2005-01-01

Использование модальных фразеологических единиц в публичной речи

Читать аннотацию

В статье рассматривается активизация в публичном дискуре модальных фразеологизмов, ранее являвшихся яркой приметой непринужденной разговорной речи. Широкое использование модальных фразеологизмов обусловлено такими сущностными свойствами этих единиц, как раздельнооформленность, эмоциональность, экспрессивность, оценочность, воспроизводимость, целостность значения. Диффузность семантики, в которой совмещаются явления полисемии и эврисемии (широкозначности) позволяет выразить богатую палитру чувств, эмоций, испытываемых субъектами речи в процессе речевого взаимодействия. Предпринимается семантическая классификация модальных фразеологических единиц с компонентом «бог», в которой отражены те особенности семантики, которые позволяют добиваться возникновения прогнозируемого мнения и соответствующего эмоционального настроя у слушателей.

Как цитировать: Усачева Н.Б., Шведова Н.В. Использование модальных фразеологических единиц в публичной речи // Записки Горного института. 2005. Т. № 1 160. С. 151-153.
Риторика в вузах: концепция курса – методы обучения – учебники
  • Дата отправки
    2004-06-06
  • Дата принятия
    2004-07-11
  • Дата публикации
    2005-01-01

Приемы ораторской импровизации

Читать аннотацию

Статья посвящена приемам ораторской (речевой) импровизации. Речевая импровизация рассматривается как риторическое искусство, владение которым дает говорящему человеку свободу самовыражения в языке и формирует его индивидуальный стиль. В статье раскрывается содержание понятия «речевая импровизация» и описываются приемы работы с этим языковым явлением. Ставится вопрос о важности обучения творчеству в речи.

Как цитировать: Фролова Е.В. Приемы ораторской импровизации // Записки Горного института. 2005. Т. № 1 160. С. 154-156.
Риторика в вузах: концепция курса – методы обучения – учебники
  • Дата отправки
    2004-06-03
  • Дата принятия
    2004-07-03
  • Дата публикации
    2005-01-01

Три аспекта изучения риторики (на примере теории фигур)

Читать аннотацию

В статье констатируется, что изучение риторики может определяться тремя существенными разными целями. Отмечается, что цели эти корреспондируют с тремя взглядами на феномен риторической фигуры.

Как цитировать: Хазагеров Г.Г. Три аспекта изучения риторики (на примере теории фигур) // Записки Горного института. 2005. Т. № 1 160. С. 157-159.
Риторика в вузах: концепция курса – методы обучения – учебники
  • Дата отправки
    2004-06-23
  • Дата принятия
    2004-07-10
  • Дата публикации
    2005-01-01

Тропы и фигуры как изобразительно-выразительные средства языка (об учебно-методическом пособии к спецкурсу

Читать аннотацию

Актуальность исследования тропов и фигур речи, являющихся частью риторики, в наши дни связана с тем, что сегодня риторика переживает период возрождения. В связи с ориентацией современной лингвистики на исследование процессов развития языка глубокое и всестороннее изучение тропов и фигур представляет несомненный интерес, так как в последние годы темпы пополнения словарного состава языка все возрастают, появляются многие "свежие" метафоры, синекдохи, перифразы, зевгмы, требующие лингвистического анализа.

Как цитировать: Шигина С.Ю. Тропы и фигуры как изобразительно-выразительные средства языка (об учебно-методическом пособии к спецкурсу // Записки Горного института. 2005. Т. № 1 160. С. 160-162.
Преподавание речеведческих дисциплин в вузах негуманитарного профиля
  • Дата отправки
    2004-06-16
  • Дата принятия
    2004-07-12
  • Дата публикации
    2005-01-01

Некоторые проблемы преподавания культуры речи на нефилологических факультетах высших учебных заведений

Читать аннотацию

В работе рассматривается место курса «Культура речи» в программе обучения на нефилологических факультетах высших учебных заведений, а также его роль с точки зрения студентов и преподавателей. Анализируется современная ситуация в обществе в связи с плохим владением нормами русской литературной речи и причины сложившейся ситуации. Приводятся примеры распространенных нарушений речевых норм, оценивается влияние в этом плане речевого окружения на носителей языка. Ставится основная цель и задачи преподавания курса «Русский язык и культура речи», которые иллюстрируются заданиями различных видов. Делаются выводы о необходимости преподавания подобного курса студентам неязыковых специальностей вузов в связи с требованиями, которые предъявляются к выпускнику университета не только как к специалисту, но и как к интеллигентному человеку.

Как цитировать: Алещенко Е.И. Некоторые проблемы преподавания культуры речи на нефилологических факультетах высших учебных заведений // Записки Горного института. 2005. Т. № 1 160. С. 163-165.
Преподавание речеведческих дисциплин в вузах негуманитарного профиля
  • Дата отправки
    2004-06-12
  • Дата принятия
    2004-07-26
  • Дата публикации
    2005-01-01

О преподавании курса «Русский язык и культура речи» (нефилологические специальности) в Саратовских вузах

Читать аннотацию

Статья посвящена характеристике основных принципов организации преподавания курса «Русский язык и культура речи» в саратовских вузах нефилологических специальностей. Анализируется конкретная программа этого курса и методика его преподавания.

Как цитировать: Балашова Л.В. О преподавании курса «Русский язык и культура речи» (нефилологические специальности) в Саратовских вузах // Записки Горного института. 2005. Т. № 1 160. С. 166-168.
Преподавание речеведческих дисциплин в вузах негуманитарного профиля
  • Дата отправки
    2004-06-12
  • Дата принятия
    2004-07-07
  • Дата публикации
    2005-01-01

Концепция преподавания речеведческих дисциплин в вузе нефилологического профиля

Читать аннотацию

В статье предлагается новый взгляд на систему риторического образования студентов-нефилологов. В этой связи описывается трехступенчатая модель преподавания речеведческих дисциплин, раскрывается структурно-содержательное наполнение каждого этапа обучения.

Как цитировать: Боженкова Р.К., Боженкова Н.А. Концепция преподавания речеведческих дисциплин в вузе нефилологического профиля // Записки Горного института. 2005. Т. № 1 160. С. 169-170.
Преподавание речеведческих дисциплин в вузах негуманитарного профиля
  • Дата отправки
    2004-06-21
  • Дата принятия
    2004-07-16
  • Дата публикации
    2005-01-01

К истокам филологического образования в горном институте

Читать аннотацию

Статья посвящена воспитаннику и преподавателю Горного института талантливому литературоведу, языковеду и педагогу Ардалиону Васильевичу Иванову (1805 – после 1875 г.). Он внес значительный вклад в развитие концепции обучения грамматике русского языка. Благодаря своим высоким методическим качествам опыт грамматики А.В.Иванова служил на протяжении более полувека основным пособием в обучении русской грамматике и родной речи.

Как цитировать: Бондарева О.Н. К истокам филологического образования в горном институте // Записки Горного института. 2005. Т. № 1 160. С. 171-173.
Преподавание речеведческих дисциплин в вузах негуманитарного профиля
  • Дата отправки
    2004-06-10
  • Дата принятия
    2004-07-29
  • Дата публикации
    2005-01-01

«Русский язык и культура речи» в вузах нефилологического профиля: цели, задачи, содержательные модули

Читать аннотацию

Статья посвящена актуальным задачам курса «Русский язык и культура речи» в системе профессиональной подготовки специалиста-нефилолога. Введение дисциплины «Русский язык и культура речи» в качестве обязательной для всех специальностей вузов рассматривается как один из аспектов государственной языковой политики. Цели и задачи курса определяются на основании требований, предъявляемых к данной дисциплине государственным образовательным стандартом. В структуре курса выделяются базовые и интегративные содержательные модули, что позволяет строить обучение с учетом специфики коммуникативных задач, с которыми столкнутся будущие специалисты в сфере профессиональной деятельности.

Как цитировать: Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. «Русский язык и культура речи» в вузах нефилологического профиля: цели, задачи, содержательные модули // Записки Горного института. 2005. Т. № 1 160. С. 174-175.
Преподавание речеведческих дисциплин в вузах негуманитарного профиля
  • Дата отправки
    2004-06-16
  • Дата принятия
    2004-07-04
  • Дата публикации
    2005-01-01

Интеграция риторики и функциональной стилистики в практике преподавания курса «Русский язык и культура речи» в техническом вузе

Читать аннотацию

Статья посвящена проблемам методики преподавания курса «Русский язык и культура речи» в техническом вузе. Рассмотрен вопрос о необходимости интеграции риторики и функциональной стилистики как аспектов этой учебной дисциплины. В статье описан опыт формирования навыков в сфере академического красноречия у студентов-первокурсников разных специальностей, обучающихся в Санкт-Петербургском государственном горном институте. В частности, предлагаются методические рекомендации по организации учебной студенческой научной конференции на практических занятиях по курсу «Русский язык и культура речи».

Как цитировать: Егоренкова Н.А. Интеграция риторики и функциональной стилистики в практике преподавания курса «Русский язык и культура речи» в техническом вузе // Записки Горного института. 2005. Т. № 1 160. С. 176-178.
Преподавание речеведческих дисциплин в вузах негуманитарного профиля
  • Дата отправки
    2004-06-20
  • Дата принятия
    2004-07-24
  • Дата публикации
    2005-01-01

Риторика в техническом вузе

Читать аннотацию

Умение говорить и писать строгим научным языком играет существенную роль в работе преподавателей технических вузов. Кроме того, в условиях рыночной экономики овладение деловой риторикой и ее эффективное применение может иметь немаловажное, а порой и решающее значение для роста престижа, конкурентоспособности и творческого потенциала молодого специалиста. Итак, риторика (условно назовем ее технической) может быть разговорной (устной) и письменной. С первых дней обучения в вузе, когда студент начинает слушать лекции, он уже приобщается к риторике. Значительные возможности для обучения студентов устной технической риторике предоставляет общение с преподавателем во время собеседований, коллоквиумов, при прохождении лабораторных практикумов, подготовке выступлений на конференциях студенческого научного общества или курсовых и дипломных проектов. Не менее важным средством приобщения студентов к грамотному техническому письменному языку является обучение конспектированию лекций. Риторика способствует повышению речевой культуры, а значит, и культуры вообще.

Как цитировать: Залевская Л.В. Риторика в техническом вузе // Записки Горного института. 2005. Т. № 1 160. С. 179-180.
Преподавание речеведческих дисциплин в вузах негуманитарного профиля
  • Дата отправки
    2004-06-23
  • Дата принятия
    2004-07-18
  • Дата публикации
    2005-01-01

К вопросу о содержании курса «Риторика» для аспирантов негуманитарных специальностей

Читать аннотацию

В настоящей статье предлагается один из вариантов содержания курса риторики для аспирантов-негуманитариев. Поскольку современная риторика предлагает весьма обширный и разносторонний материал, определение содержания программы по «Риторике» – это в основном процесс выбора. Основными ориентирами в этом выборе содержания признаются: непосредственные потребности обучаемых, количество учебных часов и особенности риторики, ее междисциплинарный характер. В статье предлагается не собственно структура программы с тематическом планированием, а основные тематические блоки, определяющие содержание программы в целом.

Как цитировать: Згурская О.Г. К вопросу о содержании курса «Риторика» для аспирантов негуманитарных специальностей // Записки Горного института. 2005. Т. № 1 160. С. 181-183.
Преподавание речеведческих дисциплин в вузах негуманитарного профиля
  • Дата отправки
    2004-06-23
  • Дата принятия
    2004-07-19
  • Дата публикации
    2005-01-01

Статус культуры речи в системе учебных дисциплин технического вуза

Читать аннотацию

Статья посвящена месту и роли дисциплины «Русский язык и культура речи» в системе учебных дисциплин технического вуза. Коммуникативная компетенция студентов технических вузов не всегда достаточна для эффективного общения, в том числе и в профессиональной сфере. Подготовка высококвалифицированных специалистов без обстоятельного обучения их речевой культуре малопродуктивна. Речевая культура – это инструмент профессиональной деятельности будущего специалиста. Поскольку в технических вузах «Русский язык и культура речи» имеет статус единственной речеведческой дисциплины, роль ее особенно важна. Она должна решать комплексные задачи обучения студентов не только нормам современного русского литературного языка, но и развивать их риторические навыки и умения. Пути решения поставленной задачи видятся в организации самостоятельной работы студентов; выборе оптимальных способов изложения языкового материала; организации контроля усвоенных лингвистических знаний; выполнении творческих заданий.

Как цитировать: Иванова Л.А., Самохина Л.А. Статус культуры речи в системе учебных дисциплин технического вуза // Записки Горного института. 2005. Т. № 1 160. С. 184-187.
Преподавание речеведческих дисциплин в вузах негуманитарного профиля
  • Дата отправки
    2004-06-14
  • Дата принятия
    2004-07-08
  • Дата публикации
    2005-01-01

Культурологический аспект в преподавании дисциплины «Русский язык и культура речи» в негуманитарных вузах

Читать аннотацию

Обоснована необходимость включения культурологического аспекта в содержание дисциплины «Русский язык и культура речи».

Как цитировать: Кутузова Г.И. Культурологический аспект в преподавании дисциплины «Русский язык и культура речи» в негуманитарных вузах // Записки Горного института. 2005. Т. № 1 160. С. 188-189.
Преподавание речеведческих дисциплин в вузах негуманитарного профиля
  • Дата отправки
    2004-06-30
  • Дата принятия
    2004-07-15
  • Дата публикации
    2005-01-01

Из опыта работы над письменной научной речью на практических занятиях курса «Русский язык и культура речи» в технических вузах

Читать аннотацию

Статья посвящена методическим проблемам преподавания русского языка и культуры речи в техническом вузе. Очерчен круг вопросов, связанных с поисками наиболее эффективных приемов организации работы по данной дисциплине. Особое внимание уделено проблемам преподавания письменной научной речи и намечены некоторые пути их решения.

Как цитировать: Лаврова М.Н. Из опыта работы над письменной научной речью на практических занятиях курса «Русский язык и культура речи» в технических вузах // Записки Горного института. 2005. Т. № 1 160. С. 190-191.
Преподавание речеведческих дисциплин в вузах негуманитарного профиля
  • Дата отправки
    2004-06-19
  • Дата принятия
    2004-07-20
  • Дата публикации
    2005-01-01

Формирование аудиокультуры при обучении аудированию студентов технического вуза

Читать аннотацию

Рассмотрены проблемы преемственности курса обучения иностранному языку в техническом вузе с целью совершенствования аудиокультуры обучаемых. Описаны пути решения поставленных задач средствами интенсивного и экстенсивного использования аутентичного аудиоряда.

Как цитировать: Михеев А.И. Формирование аудиокультуры при обучении аудированию студентов технического вуза // Записки Горного института. 2005. Т. № 1 160. С. 192-194.
Преподавание речеведческих дисциплин в вузах негуманитарного профиля
  • Дата отправки
    2004-06-06
  • Дата принятия
    2004-07-22
  • Дата публикации
    2005-01-01

Пути активизации учебно-познавательной деятельности студентов технического вуза при обучении иностранным языкам

Читать аннотацию

Активизация учебно-познавательной деятельности студентов является важнейшим вопросом педагогики. В статье рассмотрены различные методы, способствующие росту познавательной активности студентов технических вузов при обучении иностранным языкам. В качестве наиболее оптимального пути решения данной проблемы выделены методы активного обучения. Приведены практические рекомендации по применению этих методов в учебном процессе, а также представлена последовательность их применения на различных этапах обучения иностранным языкам.

Как цитировать: Перфилова М.А. Пути активизации учебно-познавательной деятельности студентов технического вуза при обучении иностранным языкам // Записки Горного института. 2005. Т. № 1 160. С. 195-197.
Преподавание речеведческих дисциплин в вузах негуманитарного профиля
  • Дата отправки
    2004-06-30
  • Дата принятия
    2004-07-22
  • Дата публикации
    2005-01-01

Речевой портрет и социокультурная самоидентификация личности студента технического вуза

Читать аннотацию

Статья посвящена вопросам социокультурной самоидентификации личности молодого человека и влияния процесса обучения иностранным языкам на формирование индивидуальной культуры.

Как цитировать: Петрова А.А. Речевой портрет и социокультурная самоидентификация личности студента технического вуза // Записки Горного института. 2005. Т. № 1 160. С. 198-199.
Преподавание речеведческих дисциплин в вузах негуманитарного профиля
  • Дата отправки
    2004-06-13
  • Дата принятия
    2004-07-11
  • Дата публикации
    2005-01-01

Риторическое образование как часть профессиональной подготовки студентов технических вузов

Читать аннотацию

В статье рассматривается вопрос о соотношении курса риторики и других лингвистических наук в системе гуманитарной подготовки студентов. Отмечается специфика преподавания профессиональной подготовки в техническом вузе. Предлагаются виды работ по формированию ораторского мастерства будущих специалистов.

Как цитировать: Плюснина Т.Д., Успенская И.С. Риторическое образование как часть профессиональной подготовки студентов технических вузов // Записки Горного института. 2005. Т. № 1 160. С. 200-201.
Преподавание речеведческих дисциплин в вузах негуманитарного профиля
  • Дата отправки
    2004-06-06
  • Дата принятия
    2004-07-20
  • Дата публикации
    2005-01-01

Использование интерактивных методов при изучении риторики в техническом вузе

Читать аннотацию

Показана эффективность использования интерактивных методов обучения (метода проектов, дискуссии) в практике внеаудиторной работы со студентами технического вуза по курсу «Русский язык и культура речи». Выявлены широкие возможности этих методов в формировании мотивации к изучению риторики, риторических умений у студентов-нефилологов, даны практические рекомендации по организации конкурса студенческих проектов на тему «Культура речевого общения».

Как цитировать: Токарева Г.В. Использование интерактивных методов при изучении риторики в техническом вузе // Записки Горного института. 2005. Т. № 1 160. С. 202-204.