Подать статью
Стать рецензентом
Том 160 № 1
Страницы:
47-49
Скачать том:

Риторика: прошлое в настоящем

Авторы:
О. И. Марченко
Об авторах
  • Санкт-Петербургский государственный университет
Дата отправки:
2004-06-29
Дата принятия:
2004-07-23
Дата публикации:
2005-01-01

Аннотация

В настоящей статье находят отражение как диахронический, так и синхронический аспекты осмысления риторики. Риторическая культура в целом, как известно, выполняет функции производства, фиксации, хранения и передачи духовного опыта. Процесс речевых отношений становится человеческим лишь в том случае, когда он опосредован идеальными продуктами культуры: нормами, ценностями, идеалами. Ценности и нормы риторики аккумулируют в себе высшие стимулы человеческого поведения, обладают побудительной, действенной силой, являются одним из устойчивых универсальных оснований культуры. Речь является не только средством передачи знаний или истин, но, в первую очередь, способом установления взаимопонимания, на которое ориентирован действующий словом человек. Основой любого исторического типа культуры является соответствующий ей тип личности. Несвободный, разобщенный, пассивный, ограниченный человек опасен для культуры, ему может быть противопоставлен риторический тип личности, через слово осуществляющий одну из важнейших человеческих потребностей – потребность в общении с другими людьми. Риторика помогает процессу последовательного становления, самопознания, самовозвышения личности.

Перейти к тому 160

Литература

  1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. 2-е изд. М., 1986.

Похожие статьи

Предмет политической риторики
2005 В. В. Данилина
Презентация в системе маркетинговых коммуникаций: речевой аспект
2005 Е. Г. Гимпельсон
Проблема жанра романа В.Аксенова «Московская сага»
2005 Е. Ю. Савинченко
Американская президентская риторика
2005 Л. С. Чикилева
Риторика и культура речи в системе речеведческих дисциплин
2005 А. А. Евтюгина
Из опыта работы над письменной научной речью на практических занятиях курса «Русский язык и культура речи» в технических вузах
2005 М. Н. Лаврова