Submit an Article
Become a reviewer
emerging sources
citation index
clarivate analytics
citescore
5.4
scopus

Vol 33 No 1

Previous
Vol 30 No 3
Articles
  • Date submitted
    1955-07-23
  • Date accepted
    1955-09-12
  • Date published
    1956-01-01

Пути и перспективы развития рудничного транспорта в угольной промышленности

Article preview

Задача комплексной механизации выемки угля на угольных шахтах до сих пор остается неразрешенной. Более того, не все четко и ясно понимают, что следует иметь в виду под комплексной механизацией. Часто понятие комплексной механизации подменяется понятием сплошной или полной механизации. Однако сплошная или полная механизация означает применение механизации во всех звеньях производственного процесса, комплексной же механизацией следует называть такую организацию производственного процесса, при которой работа всех звеньев, а, следовательно, и всей шахты в целом подчиняется ритму основных добычных машин, ритму работающих в забоях машин и механизмов. Только тогда будет обеспечена наибольшая эффективность работы добычных машин — их наибольшая производительность, их наилучшее использование. Какой же ритм работы забойных машин следует считать руководящим, что следует считать в работе добычных машин главным и наиболее перспективным. В угольной промышленности уже давно для производства вруба применяются врубовые машины, для отбойки угля — взрывные работы, навалка же угля на конвейер до последнего времени выполнялась вручную. Специально созданные для навалки машины не оправдали своего назначения. Для совместной механизации операций вруба, отбойки и навалки созданы горные комбайны — первые механизмы комплексной механизации. Механизация процессов вруба и навалки угля не вызвала при конструировании комбайнов особых затруднений, механизация же отбойки оказалась весьма сложной.

How to cite: Unknown // Journal of Mining Institute. 1956. Vol. № 1 33. p. 3-10.
Articles
  • Date submitted
    1955-07-03
  • Date accepted
    1955-09-18
  • Date published
    1956-01-01

Пути унификации и усовершенствования конструкции ленточных конвейеров

Article preview

Одной из важнейших технических проблем развития горнодобывающей промышленности является проблема транспортирования больших объемов горной массы. Разрешение этой проблемы должно обеспечить значительное увеличение производительности транспортных установок. Новейшая транспортная техника должна удовлетворять ряду других требований, важнейшими из которых являются: а) увеличение производительности труда на транспортных работах; б) повышение надежности работы транспорта и полная ликвидация задержек в работе выемочных машин из-за транспорта; в) снижение стоимости перевозки насыпных грузов; г) всемерное внедрение автоматического управления транспортными комплексами; д) повышение срока службы транспортных механизмов и замена наиболее дорогих и дефицитных материалов, применяемых для их изготовления; е) снижение веса и облегчение монтажа и переноски транспортных установок, Исключительное значение имеет создание производительных и надежных установок для транспортирования громадных объемов насыпных грузов при крупном гидротехническом строительстве и на современных открытых разработках, оснащенных новейшими добывающими машинами высокой производительности и мощности.

How to cite: Unknown, Unknown // Journal of Mining Institute. 1956. Vol. № 1 33. p. 11-27.
Articles
  • Date submitted
    1955-07-02
  • Date accepted
    1955-09-20
  • Date published
    1956-01-01

Погрешности и способы их устранения при расчете ленточных конвейеров

Article preview

Один из широко применяемых в настоящее время методов расчета ленточных конвейеров состоит в предварительном расчете, исходным положением которого является ориентировочно определяемая величина мощности на приводном валу конвейера, и в окончательном расчете — способом определения натяжений в характерных точках контура тягового органа. При этом методе точность окончательного расчета зависит от точности определения предварительным расчетом веса погонного метра ленты. Практика расчетов показывает, что в ряде случаев погрешность при предварительном определении веса ленты может достигать значительной величины, в результате чего окончательный расчет оказывается не­достаточно точным. Основные погрешности предварительного расчета заключаются в сле­дующем: 1) максимальное натяжение ленты определяется формулой, которая справедлива не для всех встречающихся в практике случаев; 2) вес движущихся частей конвейера принимается ориентировочно.

How to cite: Unknown // Journal of Mining Institute. 1956. Vol. № 1 33. p. 28-33.
Articles
  • Date submitted
    1955-07-02
  • Date accepted
    1955-09-17
  • Date published
    1956-01-01

Автоматизация управления скребковыми конвейерами

Article preview

Доставка угля из очистного забоя в большинстве случаев осуществляется несколькими скребковыми конвейерами, образующими конвейерную линию. Пуск в работу такой линии должен осуществляться поочередным включением конвейеров в последовательности, обратной потоку угля. Для уменьшения падения напряжения в сети последовательный пуск двигателей должен производиться с определенной выдержкой времени. Останавливать же конвейеры надо в последовательности, соответствующей направлению потока угля. В последние годы на угольных шахтах проведена большая работа по переводу участковых конвейерных линий на дистанционное управление. Однако дистанционное управление скребковыми конвейерами с помощью магнитных пускателей, даже в случае их электрической блокировки, не устраняет операций последовательного с выдержкой времени пуска двигателей и наблюдения за работой конвейеров. Поэтому дистанционное управление не вызывает уменьшения трудоемкости работ по обслуживанию конвейерных установок. Для полной ликвидации этих работ необходимо систему дистанционного управления дополнить автоматическими устройствами, обеспечивающими последовательный с выдержкой времени пуск двигателей и контроль за состоянием электрической и механической частей каждого конвейера, т.е. необходимо осуществить автоматизированное дистанционное управление конвейерной линией.

How to cite: Unknown // Journal of Mining Institute. 1956. Vol. № 1 33. p. 34-44.
Articles
  • Date submitted
    1955-07-06
  • Date accepted
    1955-09-25
  • Date published
    1956-01-01

К теоретическим исследованиям погрузочных машин с ковшевым рабочим органом

Article preview

Погрузочные машины с ковшевым рабочим органом УМП-1, ППМ-2, ПМЛ-5, ЭПМ-2 (табл. 1) и др., вследствие мобильности и универсальности, получили в горной промышленности наибольшее распространение. Они являются основными погрузочными машинами при проходке выработок по крепким породам. В комплексном изучении работы погрузочных машин много неразрешенных задач. Так, в литературе отсутствуют исчерпывающие данные об исследованиях основных сопротивлений внедрению рабочего органа машины, нет методики расчета погрузочных машин. Однако по изучению процессов, происходящих при копании грунтов к насыпных материалов рабочими органами землеройных машин, имеются ценные материалы, которые могут быть использованы при разработке теоретических положений и в практике работы погрузочных машин.

How to cite: Unknown // Journal of Mining Institute. 1956. Vol. № 1 33. p. 45-54.
Articles
  • Date submitted
    1955-07-20
  • Date accepted
    1955-09-12
  • Date published
    1956-01-01

К постановке лабораторных исследований процесса зачерпывания горной массы

Article preview

Процесс зачерпывания или захвата с помощью ковша горной массы, находящейся до некоторой степени в нарушенном состоянии сцепления между частицами, является одним из звеньев в цепи процессов по добыче полезных ископаемых. Однако он не получил достаточного освещения в технической литературе. Сравнительно слабо разработаны и смежные области, например теория резания грунтов. Исследовательские работы о погрузочных машинах не углубляются дальше регистрации режима работы машин, не исследуют соответствия машины забою, не анализируют отдельные стадии погрузки и поэтому не могут дать обоснования теоретическому представлению о процессе погрузки, о величинах и характере возможных усилий и методике расчета вновь проектируемых погрузочных машин. Эксперименты с моделями элементов рабочих органов погрузочных машин (опубликованные до настоящего момента) являются только первыми шагами систематического изучения процесса зачерпывания, так как условия экспериментов не могут соответствовать действительной обстановке работы погрузочных машин.

How to cite: Unknown // Journal of Mining Institute. 1956. Vol. № 1 33. p. 55-60.
Articles
  • Date submitted
    1955-07-21
  • Date accepted
    1955-09-17
  • Date published
    1956-01-01

О некоторых вопросах динамики пневмопривода (применительно к породопогрузочным машинам)

Article preview

Вопросы кинематики и динамики лопаты погрузочных машин представлены несколькими работами отечественной технической литературы и мало существенными иностранными работами. Среди них наибольший интерес представляют статьи С. Г. Калмыкова, который сравнил кинематику и динамику трех типов катящихся рукоятей (лопат), определил усилие в цепи рукояти и мощность, потребляемую погрузочными машинами, и К. А. Лоханина, обосновавшего конструктивные изменения в погрузочной машине, связанные с заменой пневматических двигателей электрическими. Одновременно К. А. Лоханин рассмотрел кинематику и динамику лопаты. Исходным пунктом этих теоретических исследований является неза­висимость числа оборотов вала двигателя от нагрузки во время движения лопаты. Результатом такого упрощения, которое заставляет отвлечься от существующей у любого двигателя взаимосвязи между нагрузкой и числом оборотов, является огромная погрешность расчетов.

How to cite: Unknown // Journal of Mining Institute. 1956. Vol. № 1 33. p. 61-75.
Articles
  • Date submitted
    1955-07-17
  • Date accepted
    1955-09-16
  • Date published
    1956-01-01

О принципах работы исполнительных органов погрузочных машин

Article preview

Развитие механизации процессов погрузки угля и породы при проведении подготовительных выработок требует дальнейшего усовершенствования погрузочных машин и повышения эффективности их работы. Для этого необходимо рассмотреть обоснованность принципов работы машин, установить целесообразность конструкции исполнительного органа и наметить направление их дальнейшего развития. В качестве критерия при сопоставлении принципов работы исполнительного органа погрузочных машин принимаем траекторию его движения и направление перемещения в мо­мент внедрения в груду взорванного материала. Существующие погрузочные машины поэтому признаку могут быть подразделены на три группы: 1) траектория движения исполнительного органа совпадает с вертикальной плоскостью, внедрение в кучу материала происходит снизу; 2) траектория движения находится в плоскости, близкой к горизонтальной; для момента внедрения и отделения материала от груды характерно боковое (фланговое) движение; 3) траектория движения совпадает с вертикальной плоскостью; внедрение в кучу материала происходит сверху.

How to cite: Unknown // Journal of Mining Institute. 1956. Vol. № 1 33. p. 76-86.
Articles
  • Date submitted
    1955-07-21
  • Date accepted
    1955-09-01
  • Date published
    1956-01-01

Определение основных технических параметров канатных скреперов

Article preview

В предлагаемой статье приводятся результаты исследований взаимодействия сил при работе скрепера в период зачерпывания материала и устанавливаются основные технические параметры канатных скреперов. В качестве исходной, характеризующей процесс копания грунтов (или процесс зачерпывания насыпных материалов) ковшами землеройных машин, принимаем известную формулу Н. Г Домбровского (см. статью).

How to cite: Unknown // Journal of Mining Institute. 1956. Vol. № 1 33. p. 87-97.
Articles
  • Date submitted
    1955-07-01
  • Date accepted
    1955-09-13
  • Date published
    1956-01-01

Двигатели рудничного автоматизированного электровоза

Article preview

При современном развитии горной электротехники в качестве тягового двигателя на рудничных электровозах применяется сериесный двигатель постоянного тока. Он наилучшим образом удовлетворяет требованиям рудничных электровозов при работе на шахтных откаточных путях. В настоящее время шахтные откаточные пути характеризуются весьма слабым верхним строением, резко переменной величиной уклонов, наличием кривых малого радиуса закруглений и в ряде случаев обводненностью и загрязненностью рельсов. Такое состояние откаточных путей, естественно, приводит к ухудшению работы подвижного состава, быстрому износу ходовых частей электровоза и вагонов — к увеличению сопротивлений движению всего состава. Условия работы тягового двигателя рудничных электровозов обычно имеют резко переменную величину нагрузки. Статические сопротивления движению часто принимают отрицательные значения. При наличии других дополнительных сопротивлений движению тяговый двигатель фактически работает все время на переходных режимах — в разгонах и замедлениях.

How to cite: Unknown // Journal of Mining Institute. 1956. Vol. № 1 33. p. 109-120.
Articles
  • Date submitted
    1955-07-20
  • Date accepted
    1955-09-17
  • Date published
    1956-01-01

Об оптимальном соотношении между основными техническими параметрами рудничных электровозов

Article preview

Вес поезда в расчетах рудничной электровозной тяги принимается" по наименьшему значению, определяемому из условий сцепного веса электровоза, нагревания тяговых двигателей и торможения поезда. Одно из перечисленных условий в каждом конкретном случае в зависимости от основных технических параметров электровоза и условий транспортирования является ограничивающим и определяет величину состава. В рассматриваемом случае из основных технических параметров электровоза имеют решающее значение параметры сцепного веса, длительной силы тяги и длительной скорости электровоза. Совершенно очевидно, что рациональное соотношение между величинами этих параметров представляет значительный интерес, так как оно дает возможность при прочих равных условиях допустить большую величину состава.

How to cite: Unknown // Journal of Mining Institute. 1956. Vol. № 1 33. p. 121-127.
Articles
  • Date submitted
    1955-07-05
  • Date accepted
    1955-09-18
  • Date published
    1956-01-01

Выбор наивыгоднейшей величины напряжения питания устройств СЦБ подземной электровозной откатки

Article preview

Устройства по сигнализации, централизации и блокировке, применяемые на отечественных шахтах, работают при напряжении от 12 до 250 в — в диапазоне шкалы низкого напряжения. Как показал опыт эксплуатации, надежность СЦБ не зависит от величины напряжения, при котором работают данные устройства. Безопасность эксплуатации устройств СЦБ, с точки зрения их обслуживания, находится в обратной зависимости от величины напряжения. Но, учитывая, что устройства СЦБ являются низковольтными стационарными установками, выполнение правил техники безопасности, ликвидирующих возможность несчастных случаев при больших из принятых величин напряжения, во время их эксплуатации не вызывает значительных трудностей. Основным фактором, определяющим оптимальность величины напря­жения устройств СЦБ, являются экономические затраты на питание. При этом наивыгоднейшая величина напряжения будет являться и оптимальной для данных конкретных условий.

How to cite: Unknown // Journal of Mining Institute. 1956. Vol. № 1 33. p. 128-135.
Articles
  • Date submitted
    1955-07-23
  • Date accepted
    1955-09-10
  • Date published
    1956-01-01

Установление рационального профиля и сечения капитальных траншей

Article preview

Практическое значение вопроса способа определения величины продольного уклона траншей и их поперечного сечения заключается в снижении объемов работ по строительству капитальных траншей, которые в среднем по карьерам составляют около 10—15% от общего объема земляных работ, а в абсолютных цифрах достигают нескольких миллионов кубических метров. При средней стоимости 1 м 3 8-10 руб. даже незначительное сокращение земляных работ позволит снизить капитальные затраты по карьерам на несколько миллионов рублей. С этой целью были проанализированы три основные технические параметра, относящиеся к проектированию траншей: продольный уклон, определяемый объемом горных работ (грузо­оборотом), родом тяги, типом локомотива и условиями эксплуатации карьерных путей; ширина основания траншей, устанавливаемая в зависимости от колеи, количества укладываемых рельсовых путей и условий водоотвода; углы заложения откосов, устанавливаемые в зависимости от геотехнических свойств грунтов, в которых проходится траншея.

How to cite: Unknown // Journal of Mining Institute. 1956. Vol. № 1 33. p. 136-147.
Articles
  • Date submitted
    1955-07-12
  • Date accepted
    1955-09-22
  • Date published
    1956-01-01

Об автоматизации бункерной погрузки

Article preview

Внедрение автоматизации в основные и вспомогательные производственные процессы является в настоящее время важнейшим направлением дальнейшего развития механизации советской горной промышлен­ности. Перед работниками, занимающимися этим вопросом, стоят две основные задачи: 1) широкое внедрение в производство уже имеющихся в этой области достижений, проверенных практикой работы отдельных предприятий; 2) отыскание путей дальнейшего расширения области применения автоматизированных способов работы и усовершенствования применяемого для этого оборудования. Перевод на автоматическую работу различных пока еще не автома­тизированных узлов комплекса электромеханического оборудования шахт требует решения ряда проблем, связанных с созданием специальных видов оборудования, схем и аппаратуры автоматического управления, контроля и регулирования. Принципиально автоматизировать можно работу почти всех рудничных механических установок, но автоматизация одних достигается сравнительно просто, а других, даже хорошо зарекомендовавших себя при обычных неавтоматических способах работы, — лишь при применении весьма сложных схем и большого количества дополнительного оборудования и регулирующей аппаратуры.

How to cite: Unknown, Unknown // Journal of Mining Institute. 1956. Vol. № 1 33. p. 148-158.
Articles
  • Date submitted
    1955-07-25
  • Date accepted
    1955-09-15
  • Date published
    1956-01-01

Технико-экономическое обоснование выбора емкости вагонетки для угольных шахт

Article preview

Вопрос о выборе рациональных размеров (емкости) рудничных вагонеток для подземного транспорта уже в течение двадцати лет обсуждается в отечественной горнотехнической литературе. В первый период развития механизации горной промышленности, когда наши заводы еще только приступали к освоению серийного выпуска вагонеток и электровозов, необходима была такая постановка задачи и такое ее решение, которое могло бы дать ответы на вопросы, выдвинутые конструкторами о том, какими должны быть основные габаритные размеры проектируемых ими вагонеток. Попытки решения вопроса в этой плоскости нашли свое отражение, например, в работах А. В. Некоза и А. И. Милованова. Позднее, когда был освоен серийный выпуск нескольких типов вагонеток и электровозов и были проведены унификации вагонеток, установившие определенный минимум их стандартных типоразмеров, назрела необходимость решения вопроса о выборе размеров вагонетки уже в иной плоскости. Теперь вопрос этот начали выдвигать уже не конструкторы, создавшие к этому времени ряд типовых вагонеток и таким образом в основном выполнившие свою задачу, а инженеры-проектировщики. Их же интересовал другой вопрос: как выбрать из числа имеющихся стандартных вагонеток наивыгоднейшую для заданных условий эксплуатации.

How to cite: Unknown // Journal of Mining Institute. 1956. Vol. № 1 33. p. 98-108.