-
Date submitted1949-07-12
-
Date accepted1949-09-19
-
Date published1949-07-29
Угленосные провинции, области и пояса
- Authors:
- Unknown
Вопрос об угленосных провинциях имеет большое практическое значение. Он тесно связан с прогнозами при поисках новых или закрытых месторождений угля и предсказанием возможных качеств углей на неразведанных площадях. Поэтому в установлении угольных провинций заинтересована не только угольная геология, но и поисково-разведочное дело и угольная промышленность. Этот вопрос может быть правильно разрешен только в результате глубокого сравнительного изучения угольных бассейнов и обобщения отдельных углепроявлений в единое целое. Однако его нельзя отрывать от обсуждения объема и более крупных и мелких подразделений, чем провинции. Следующей, более мелкой, единицей подразделения является угольный бассейн. Провинция состоит из нескольких бассейнов и обособленных месторождений. Бассейн сам делится на ряд районов и месторождений. Границы этих понятий довольно ясны. Гораздо менее разработан вопрос о более крупных единицах угольной иерархии. Акад. П. И. Степанов ввел в науку понятие O ' поясах угленакопления. Под поясом угленакопления он понимает ту «...площадь наземной поверхности, в пределах которой в определенный геологический период произошло наиболее обильное накопление углистых отложений и угольных масс».
-
Date submitted1949-07-23
-
Date accepted1949-09-29
-
Date published1949-07-29
О возможном влиянии проектируемого Дзержинского водохранилища на р. Саксагань на изменение гидрогеологических условий шахт Криворожья
- Authors:
- Unknown
Главная железорудная полоса Криворожского бассейна расположена по правому склону долины р. Саксагань. Только в нижнем течении реки она переходит также и на левый склон. На этом участке под руслом реки и в береговых охранных целиках содержатся большие запасы руды с высоким содержанием железа. В настоящее время эти запасы не разрабатываются, так как есть опасение, что с выработкой рудных залежей произойдет обрушение поверхности земли, и река затопит горные выработки. Для расширения эксплуатационных возможностей бассейна предполагается зарегулировать сток р. Саксагань аккумулирующими водохранилищами, одно из которых — Дзержинское— будет расположено в нижнем течении реки, т. е. в непосредственной близости к эксплуатируемым участкам. В связи, с этим возникает вопрос о возможном влиянии проектируемого водохранилища на изменение гидрогеологических условий шахт этой части Криворожского бассейна. Собранный нами при изысканиях летом 1945 г. весьма интересный полевой и архивный материал позволяет сделать вполне определенные выводы по этому принципиальному вопросу, которому и посвящена настоящая статья
-
Date submitted1949-07-18
-
Date accepted1949-09-30
-
Date published1949-07-29
Материалы к петрографической характеристике угольных пластов Араличевского месторождения Кузнецкого бассейна
- Authors:
- Unknown
За истекшие годы с начала промышленного освоения Кузнецкого бассейна петрографическим исследованием охвачены угли почти всех известных в границах бассейна месторождений. Результаты углепетрографических исследований, способствовавшие разведкам и выявлению качества углей бассейна, опубликованы в ряде работ. Однако большая часть этих работ касается тех месторождений, угли которых интересны как металлургическое топливо и как химическое сырье. Углепетрографическим исследованиям месторождений энергетических углей, к которым относится и Араличевское, уделялось значительно меньше внимания. В частности, в работах по изучению углей Араличевского месторождения о петрографических свойствах их, как правило, говорится вскользь. Законченных углепетрографических исследований этого важного в промышленном отношении и своеобразного по качеству углей месторождения, в сущности говоря, нет. Изложенные в настоящей статье сведения не могут считаться исчерпывающими, но все же они до известной степени восполняют существующий пробел в освещении петрографических свойств углей и строения угольных пластов Араличевского месторождения. Статья написана по материалам петрографического опробования угольных пластов и камеральной обработки проб, проведенных автором в предвоенные годы в связи с диссертационной работой по сопоставлению угольных пластов Прокопьевского и Араличевского месторождений по углепетрографическим признакам.
-
Date submitted1949-07-20
-
Date accepted1949-09-03
-
Date published1949-07-29
Применение гидроэлектропривода к рудничному подъему
- Authors:
- Unknown
Идея применения гидроэлектропривода к рудничному подъему возникла у автора настоящей статьи в 1944 г. В целях ее осуществления, по предложению автора и под его научным руководством, в 1945 г. была организована в Ленинградском горном институте исследовательская работа при участии доц. А. Е. Максимова в качестве ответственного исполнителя. После получения теоретических и экспериментальных результатов исследования совместными усилиями научных работников кафедры горной электротехники ЛГИ и группы инженеров в 1947 г. была осуществлена первая в горной практике и гидроэлектрическая подъемная машина. Принцип действия гидроэлектропривода состоит в следующем. Между постоянно вращающимся электродвигателем и машиной-орудием, в данном случае — подъемной машиной, вставлено гидрозвено — центробежная гидромуфта, благодаря чему в зависимости от степени заполнения гидромуфты рабочей жидкостью представляется возможным получать различные значения скорости подъема — от нуля до максимума
-
Date submitted1949-07-14
-
Date accepted1949-09-11
-
Date published1949-07-29
Технико-экономический метод определения элементов подземной электровозной откатки
- Authors:
- Unknown
Обычные методы расчетов рудничной электровозной откатки весьма просты, удобны для эксплуатационных расчетов и для выбора элементов при проектировании. При некоторых допущениях в общепринятых тяговых расчетах они становятся совсем элементарными. Весьма упрощается тяговый расчет с введением так называемого уклона равного сопротивления, т. е. такого уклона пути, при котором сила тяги при движении электровоза в грузовом и порожняковом направлениях одинакова. Элементарным становится расчет проверки тяговых двигателей по нагреву, если допустить, что сила тока прямо пропорциональна силе тяги двигателя. Вносятся также значительные упрощения в расчеты по определению элементов питающих сетей, преобразовательных подстанций и по расходу энергии. Простота вычислений является достоинством существующих методов расчета подземной электровозной откатки, тем более, что в большинстве случаев эти допущения и упрощения незначительно влияют на точность расчета. Однако в ряде случаев существующие расчеты неполны и не дают окончательного ответа. В частности, это наблюдается в тяговых расчетах. В задачу тяговых расчетов входит определение элементов подвижного состава электровозной откатки — величины состава поезда и сцепного веса электровоза.
-
Date submitted1949-07-12
-
Date accepted1949-09-19
-
Date published1949-07-29
К вопросу о выборе мощности привода скреперной лебедки
- Authors:
- Unknown
Мощность двигателя скреперной лебедки, как известно, определяется на основании выражения ... (см. статью). Таким образом, предполагается, что тяговое усилие скрепера является постоянным в течение всего времени его работы, т. е. по существу выбор мощности двигателя для привода скрепера осуществляется так, как при длительном режиме работы. На самом же деле режим работы привода скреперной лебедки должен быть отнесен к повторно-кратковременному, так как чередуются периоды рабочего и холостого ходов скрепер, что видно из приведенных ниже нагрузочных диаграмм, снятых автором на шахтах Черемховского угольного бассейна. Поэтому с точки зрения режима работы выбор мощности двигателя скреперной лебедки на основании выражения (1) едва ли может быть рекомендован. В этом смысле наиболее целесообразным было бы, пользуясь нагрузочными диаграммами, аналогичными приведенной на рисунке, определять мощность привода, как среднеквадратичную. К сожалению, это практически почти неосуществимо, так как условия скреперирования столь разнообразны в отношении угла наклона плоскости перемещения груза, характера скреперируемого материала, длины пути доставки и пр., что в каждом конкретном случае необходимо было бы располагать или нагрузочными диаграммами, снятыми с натуры, или большим количеством записанных на ленту графиков нагрузки, на основании которых можно было бы вывести экспериментальные коэффициенты.
-
Date submitted1949-07-17
-
Date accepted1949-09-28
-
Date published1949-07-29
О режиме работы навалочных механизмов
- Authors:
- Unknown
Последние два десятилетия являются для угольной промышленности СССР периодом напряженных и непрерывных работ в области решения Проблемы комплексно-механизированной выемки угля и прежде всего - проблемы механизации навалки угля в очистных забоях. В разработке технических методов и конструировании новых машин для этой исключительно важной цели советская горная наука и техника достигли серьезных успехов и занимают ведущее место. Нашим конструкторам и изобретателям принадлежит неоспоримый приоритет в деле создания навалочных машин и горных комбайнов для длинных забоев, впервые в мировой практике выпускаемых и применяемых в серийном порядке. На базе накопленного опыта конструирования и эксплуатации навалочных механизмов в нашей стране стала возможной постановка и успешное разрешение в четвертой пятилетке важнейшей народнохозяйственной задачи: «...всемерно механизировать трудоемкие процессы в угольной промышленности, в частности обеспечить широкое проведение работ по механизации навалки угля...». Как специализированные навалочные машины, так и навалочные агрегаты горных комбайнов конструировались в Советском Союзе по самым разнообразным схемам. Первоначально конструкторы и машиностроители стремились к созданию машин с постоянными механическими характеристиками, рассчитанными на применение в любых горных условиях. В нашей угольной промышленности стремление к универсальности горных механизмов определило настойчивые попытки построить машину, пригодную для любых условий очистной выемки.
-
Date submitted1949-07-18
-
Date accepted1949-09-25
-
Date published1949-07-29
Предварительное определение величины состава и числа локомотивов для рудничной откатки
- Authors:
- Unknown
Весьма часто при проектировании горного предприятия, при оборудовании новых горизонтов действующих шахт, а также при реконструкции рудничного транспорта оказывается необходимым предварительно определить число вагонеток в составе и число рабочих локомотивов (контактных и аккумуляторных электровозов, дизелевозов, мотовозов и т. п.). Обычно при решении таких задач предварительно заданными факторами являются: 1 ) общая схема движения (откатки) с указанием погрузочных и приемных пунктов; 2 ) производительность шахты и отдельных погрузочных пунктов, определяющая объем перевозок полезного ископаемого; 3) тип и емкость шахтной вагонетки; 4) технологическая схема, режим работы и пропускная способность последующего за локомотивной откаткой вида транспорта. При общепринятом методе расчета локомотивной откатки, имея все, эти данные, обычно на основании весьма общих и неконкретных соображений, главным образом руководствуясь «аналогиями» и наличным типовым оборудованием, выбирается тот или иной тип локомотива. Далее по его сцепному весу выбирается максимальный состав вагонеток принятого для шахты типа, делаются все расчетные проверки (по пуску состава, нагреву двигателей, тормозным путям и т. д.) и устанавливается режим работы локомотива. Наконец, в заключение, строятся диаграммы движения, определяется время рейса, число рейсов в смену, производительность одного локомотива, необходимое число рабочих локомотивов и строится график откатки, который должен являться основным производственным оперативным документом, выводом и следствием всех многочисленных предшествующих расчетов и незыблемым законом для предприятия.
-
Date submitted1949-07-11
-
Date accepted1949-09-08
-
Date published1949-07-29
Гидравлическая изоляция и применение ее для различных целей в угольной промышленности
- Authors:
- Unknown
Крепление горных выработок обычно производится при помощи кирпичной кладки на цементе, бетонирования или цементной заливки. В зависимости от напора воды, ее количества, состава, температуры или от технических условий применяют цемент самых разнообразных марок, причем используются песок и гравий самого разнообразного гранулометрического состава и качества. К недостаткам кирпичной и даже бетонной кладки относится их водопроницаемость (в особенности при большом напоре воды). При цементной заливке необходимо иметь значительную толщину цементного слоя, а также отсутствие движения воды. Только при этих условиях цемент схватывается и обладает в известной степени водонепроницаемостью. Надо одновременно отметить, что бетон и даже цемент не заполняют полностью всех пустот, которые они должны заполнять. Например, плохо заполняются трещины и неровности в стенках горных выработок, если; они незначительных размеров. Эти пустоты и трещины при бетонировании и цементации всегда заполняются водой, так как она хорошо проникает во все, даже мельчайшие, трещины. Этой способностью воды проникать и заполнять все трещины аз- тор пользуется при предлагаемом виде Тампонажа. Веществом, которое может изолировать трещины и неровности в горных породах и не допускать воду в горные выработки, является резина.
-
Date submitted1949-07-28
-
Date accepted1949-09-26
-
Date published1949-07-29
К вопросу о многогрупповом уравнивании заполняющей триангуляции по способу посредственных наблюдений
- Authors:
- Unknown
Метод многогруппового уравнивания по способу посредственных наблюдений, предложенный И. Ю. Пранис-Праневичем, в настоящее время получил весьма широкое применение в Советском Союзе при уравновешивании обширных заполняющих сетей II класса. Этот метод не является вполне строгим и приводит к результатам, несколько отличным от результатов, получаемых при строгом совместном уравновешивании сети по способу посредственных наблюдений в поправках к направлениям. В настоящей статье мы дадим количественную оценку искажений в сети, возникающих от нестрогости метода многогруппового уравнивания, и покажем, что без существенного усложнения уравнительных вычислений эти искажения могут быть почти полностью устранены.
-
Date submitted1949-07-16
-
Date accepted1949-09-15
-
Date published1949-07-29
Физико-химическое исследование тройной системы Zr02— MgO — CaO (к проблеме нахождения новых высокоогнеупорных материалов)
Высокая огнеупорность (2715°), шлакоетойкость, малая тепло- и электропроводность при высоких температурах, механическая прочность и термическая стойкость при резких колебаниях температуры делают двуокись циркония весьма ценным исходным высокоогнеупорным материалом, в особенности после того, как было обнаружено [1], что растрескивание при нагревании изделий из чистой двуокиси циркония, вызываемое превращением при температуре 1000° одной модификации в _ другую, может быть устранено добавкой выше 4% окиси магния или кальция, образующих с двуокисью циркония устойчивые твердые растворы. В Советском Союзе имеются многочисленные месторождения циркониевых руд, обеспечивающие промышленное их использование. Что же касается окиси магния и окиси кальция, то эти исходные материалы имеются в неограниченном количестве. Все это показывает, что исследование тройной системы Zr 0 2 — MgO — СаО имеет не только теоретический, но и значительный практический интерес.
-
Date submitted1949-07-24
-
Date accepted1949-09-26
-
Date published1949-07-29
Физико-химическое исследование двойной системы Сг2Оэ — MgO (К проблеме нахождения новых высокоогнеупорных материалов)
Среди применяемых в настоящее время огнеупорных материалов особого внимания заслуживают хромистый железняк и магнезит. Но, как известно, эти огнеупоры в чистом виде недостаточно устойчивы и сравнительно быстро разрушаются, что вызывает частый ремонт внутренней футеровки плавильных печей. Поэтому исследование зависимости температуры плавления от состава ,смесей высокоогнеупорных материалов, в особенности определение областей образования твердых растворов, представляет один из путей нахождения новых высокоогнеупорных материалов. Это и побудило нас заняться исследованием диаграмм плавкости систем: Сг 2 0з — MgO и Сг 2 0 3 — Zr 0 2 .
-
Date submitted1949-07-15
-
Date accepted1949-09-27
-
Date published1949-07-29
Физико-химическое исследование двойной системы Сr2О3 — Zr02
Первые литературные данные относятся к 1930 г., когда были сделаны попытки исследовать диаграмму плавкости системы Сг 2 0 3 — Zr 0 2 [1, 2]. Обнаружив значительную летучесть окиси хрома, авторы отказались от дальнейших исследований. Результаты работы представлены на рис . 1 , по которому видно, что полученные данные не могут явиться даже ориентировочными. Этими данными исчерпываются литературные сведения по системе Сг 2 0 3 — Zr 0 2 . Считая, что летучесть Сг 2 0 3 сама по себе не может служить препятствием для исследования системы, так как состав каждой точки может быть определен химическим анализом сплавленной части образцов, после определения температуры плавления, мы решили заняться исследованием диаграммы равновесия данной системы, представляющей не только теоретический, но и значительный практический интерес.
-
Date submitted1949-07-30
-
Date accepted1949-09-25
-
Date published1949-07-29
Анализ результатов промышленной флотации минерального сырья
- Authors:
- Unknown
Выбор схемы и рецептуры флотации руд обычно производится только путем сравнения конечных показателей разделения при вариации условий обработки, что часто не дает достаточного материала для уверенных суждений о дефектах принятого режима технологического процесса. Теоретически наиболее обоснованным методом анализа результатов флотации является метод, базирующийся на данных исследования- кинетики процесса в отдельных его стадиях. Этот метод, предложенный К- Ф. Белоглазовым [1, 2], позволяет количественно оценивать, полученные результаты, предвычислять возможные результаты разделения и является орудием строго обоснованного разрешения многих спорных вопросов практики. Ниже излагается опыт приложения этого метода к оценке промышленных флотационных схем.
-
Date submitted1949-07-16
-
Date accepted1949-09-14
-
Date published1949-07-29
К определению обратных матриц потенциальной энергии многоатомных молекул
- Authors:
- Unknown
Изучение строения молекул имеет огромное значение для понимания свойств вещества. Важнейшим средством познания многоатомных систем служат их колебательные спектры, особенно спектры основных частот колебаний, которые в сравнении с обертонами весьма отчетливо и полно представлены в комбинационном рассеянии и в спектрах инфракрасного поглощения. Именно в них с наибольшей полнотой и яркостью проявляются колебательные свойства молекул, как систем, образованных из ядер. С колебанием молекул связан целый ряд физических и химических свойств вещества. Любой вид энергии, приобретаемый молекулой, в той или иной мере превращается в энергию колебаний ядер. Поэтому термодинамические свойства вещества неотделимы от колебаний ядер молекул. Зная правильно интерпретированные частоты колебаний молекул, можно вычислять термодинамические функции: энергию, свободную энергию, термодинамический потенциал и др., константы химического равновесия, теплоемкости и т. д. Колебательные спектры частот успешно применяются для целей молекулярного спектрального анализа, качественного анализа сложных смесей (масел, бензинов и др.), структурного анализа. Не менее важным является возможность предсказания частот тех молекул, которые не могут быть наблюдаемы на опыте. Теория колебательных спектров привела к открытию поворотной изомерии. Для изучения строения молекул вообще и для теории колебательных спектров в особенности важную роль играют коэффициенты в выражении потенциальной энергии многоатомных систем.
-
Date submitted1949-07-19
-
Date accepted1949-09-25
-
Date published1949-07-29
К вопросу о величине допускаемых деформации в конструкциях из легких сплавов
- Authors:
- Unknown
Малый модуль упругости легких сплавов на алюминиевой основе и, соответственно, большие деформации элементов из этих сплавов, по сравнению со стальными элементами (меньшая жесткость), часто вызывают сомнение в возможности применения легких сплавов в конструкциях со строго регламентированными допускаемыми деформациями. По аналогии со стальными конструкциями, к конструкциям из; легких сплавов предъявляют такие же условия в отношении жесткости, что и к стальным. Это сильно ограничивает возможность применения: легких сплавов в строительной промышленности. Другие же качества легких сплавов, наоборот, благоприятствуют их применению в металлических конструкциях вместо стали. Особенно широкие перспективы открываются для применения легких сплавов в конструкциях скипов и клетей, что даст значительное уменьшение собственного веса сосудов при шахтном подъеме. Увеличивать жесткость конструкции и, тем самым, уменьшать деформации можно двумя путями: либо увеличивая модуль упругости материала, либо увеличивая площадь поперечного сечения элемента (момент инерции).