-
Date submitted1951-07-18
-
Date accepted1951-09-10
-
Date published1952-12-23
М. В. Ломоносов — основоположник отечественной горной науки
- Authors:
- Unknown
Двести сорок лет исполнилось со дня рождения великого сына русского народа Михаила Васильевича Ломоносова — основоположника передовой отечественной и мировой науки. В Северной поморской Руси, на берегу Белого моря, близ г. Холмогор в крестьянской семье Василия Дорофеевича и Елены Ивановны Ломоносовых родился 19 ноября 1711 г. Михаил Васильевич Ломоносов, впоследствии ставший крупнейшим русским ученым. Михаил Васильевич Ломоносов за свой короткий жизненный путь (он скончался на пятьдесят четвертом году жизни—15 апреля 1765 г,) сделал столько научных открытий и изобретений, что, пожалуй, не найти во всей предшествующей мировой истории другого человека таких смелых творческих дерзаний и героических подвигов. М. В. Ломоносов был великим гражданином и пламенным патриотом своей родины. Как ученый-материалист он стоял намного выше своих современников-материалистов XVIII века. В жизни и делах М. В. Ломоносова воплощены лучшие черты великого русского народа.
-
Date submitted1951-07-01
-
Date accepted1951-09-01
-
Date published1952-12-23
К вопросу о русской горной промышленности в годы первой мировой войны
- Authors:
- Unknown
Вопрос о роли главнейших отраслей горной промышленности и тесно связанной с ней черной металлургии в первой мировой войне представляет собой несомненный интерес. Между тем, в горно-экономической литературе именно этот период освещался меньше других. Задача настоящей статьи показать действительную роль основных отраслей горной промышленности в военной экономике дореволюционной России. В ней рассматриваются — в той мере, в какой это позволяют размеры статьи, — вопрос о развитии горной промышленности до первой мировой войны, затем в годы самой войны, роль монополий и иностранного капитала, военно-промышленных комитетов, материальное положение горнорабочих. Разумеется, эти вопросы могут быть правильно освещены, лишь будучи взяты не изолированно, а в самой тесной связи с общеэкономическим состоянием России, с социально-политической обстановкой, одним словом, со всей совокупностью условий исторического развития страны
-
Date submitted1951-07-12
-
Date accepted1951-09-03
-
Date published1952-12-23
Электрическая схема подъемной установки с асинхронным приводом
- Authors:
- Unknown
Для правильного функционирования подъемной установки прежде всего должно быть обеспечено исправное действие смазки главных подшипников, осуществляемой при помощи двух маслонасосов, из которых один рабочий, а другой запасной. Управление маслонасосами производится при помощи переключателя маслонасосов. После замыкания цепи катушки 1РП замкнется ее контакт 1РП и тем самым перекроет разомкнутый при рабочих положениях командо-контроллера контакт КК-0, обеспечивая замыкание цепи катушки 1РП до тех пор, пока эта цепь не будет разорвана конечным выключателем ЗВК, размыкаемым при окончании подъема соответственной клетью. При замкнутой цепи катушки реле 1РП окажется замкнутым контакт этого реле 1РП, находящийся в цепи катушек реверсивных контакторов В и И. В результате этого в данном месте получится замыкание цепи катушек указанных реверсивных контакторов.
-
Date submitted1951-07-28
-
Date accepted1951-09-11
-
Date published1952-12-23
Влияние паразитных движений состава на работу рудничных локомотивов
- Authors:
- Unknown
Движение состава поезда с локомотивом в условиях рудничной откатки представляет собой весьма сложный процесс, складывающийся из целого ряда движений всей системы в целом и отдельных ее частей. Кроме главного — полезного поступательного — движения поезда здесь имеет место ряд побочных движений паразитного характера. К их числу могут быть отнесены, например, удары вагонов друг о друга и о локомотив, подергивание локомотива, тряска, покачивание, виляние, валка и др. С производственной точки зрения все перечисленные паразитные движения имеют весьма существенное значение. Они прямым образом влияют на главное — поступательное — движение и, кроме того, определяют устойчивость подвижного состава, вызывают сход его с рельсов, износ ходовых частей и рельсового пути, влияют также на конструктивные элементы пути и подвижного состава в целом. Однако изученность этих вопросов остается до сих пор в зачаточном состоянии даже применительно к теории тяги на рельсовых путях магистральных железных дорог, имеющей более многолетнюю практику, чем теория рудничной электровозной откатки. Вопросы теории паразитных движений подвижного состава магистральных железных дорог рассматриваются, главным образом, лишь с точки зрения влияния их на конструкцию пути и подвижного состава.
-
Date submitted1951-07-11
-
Date accepted1951-09-18
-
Date published1952-12-23
Разработка тонких и средней мощности крутящихся пластов без применения деревянной крепи
- Authors:
- Unknown
Основным недостатком существующих методов разработки тонких и средней мощности крутопадающих пластов угля является применение деревянной крепи в очистных забоях. Крепление очистных забоев производится исключительно ручным способом и представляет наиболее опасную, тяжелую и трудоемкую операцию. Так, трудовые затраты на крепление, доставку леса и управление горным давлением обычно составляют от 50 до 80% общих трудовых затрат в очистном забое (см. статью). Около двух третей чистого времени работы забойщик затрачивает на крепление. Если учесть еще лесодоставку и работы по управлению горным давлением (установку органной крепи и пр.), то суммарный расход времени на эти операции, включая крепление, составит приблизительно 80% общих трудовых затрат в очистном забое на добычу угля. В Донбассе превалирующее распространение получили отбойные молотки, что определяет значительно большую трудоемкость работ по отбойке угля. Поэтому работы, связанные с креплением и управлением горным давлением, здесь составляют приблизительно 50—60% общих трудовых затрат в очистном забое. Но в дальнейшем, в связи с внедрением комбайнов, удельный вес этих работ значительно увеличится и достигнет также 80—85%.
-
Date submitted1951-07-29
-
Date accepted1951-09-25
-
Date published1952-12-23
О выборе системы разработки и способа управления горным давлением в условиях западного крыла Подмосковного бассейна
- Authors:
- Unknown
В последнее десятилетие угольная промышленность Подмосковного бассейна бурно развивается. К концу 1950 г. добыча угля в Подмосковном бассейне увеличилась в три раза по сравнению с довоенным уровнем. В ближайшие годы темпы роста угольной промышленности будут значительно выше темпов, достигнутых в послевоенную пятилетку. В Подмосковном бассейне широким фронтом ведется шахтное строительство. Осваиваются новые месторождения западного крыла бассейна, залегающие в более сложных гидрогеологических условиях, чем месторождения южного крыла. В настоящей статье освещается ряд вопросов, касающихся выбора системы разработки, ее элементов и способа управления горным давлением применительно к условиям буроугольных месторождений западного крыла Подмосковного бассейна.
-
Date submitted1951-07-24
-
Date accepted1951-09-10
-
Date published1952-12-23
Применение циклограмм для расчетов рудничного транспорта
- Authors:
- Unknown
При выборе агрегатов и определении оптимальных параметров проектируемых машин, а также при массовых расчетах во время исследований наиболее удобно пользоваться графическими методами расчетов. Графические работы отличаются быстротой операций, значительной простотой, высокой точностью и, что особенно важно при выборе вариантов - наглядностью. Существует много различных методов графических расчетов. Одним из весьма распространенных является метод номографический, основанный на графическом изображении функциональных зависимостей. Широко распространен также метод векторных расчетов. Циклографические методы применяются при круговых функциональных зависимостях и представляют разновидность векторных расчетов. Циклограммы отличаются наглядностью и простотой построений. Они могут являться характеристиками машин и процессов их работы. Применение циклограмм известно в электротехнике, механике, в теории упругости и т. д. В транспорте циклограммы не применялись. В предлагаемой работе показаны общие принципы циклографических расчетов, которые можно применить как для исследования транспорта, так и для расчета элементов машин. При выборе агрегатов и определении оптимальных параметров проектируемых машин, а также при массовых расчетах во время исследований наиболее удобно пользоваться графическими методами расчетов. Графические работы отличаются быстротой операций, значительной простотой, высокой точностью и, что особенно важно при выборе вариантов - наглядностью. Существует много различных методов графических расчетов. Одним из весьма распространенных является метод номографический, основанный на графическом изображении функциональных зависимостей. Широко распространен также метод векторных расчетов. Циклографические методы применяются при круговых функциональных зависимостях и представляют разновидность векторных расчетов. Циклограммы отличаются наглядностью и простотой построений. Они могут являться характеристиками машин и процессов их работы. Применение циклограмм известно в электротехнике, механике, в теории упругости и т. д. В транспорте циклограммы не применялись. В предлагаемой работе показаны общие принципы циклографических расчетов, которые можно применить как для исследования транспорта, так и для расчета элементов машин.
-
Date submitted1951-07-02
-
Date accepted1951-09-04
-
Date published1952-12-23
Теоретическое обоснование условий ввода подогретого воздуха, поступающего в шахтный ствол из калориферных каналов
- Authors:
- Unknown
Предлагаемая работа посвящена рассмотрению условий ввода в шахтные стволы вентиляционного воздуха, подогреваемого в зимнее время рудничными калориферными установками. При этом имеется в виду всасывающая система рудничной вентиляции, которой сопутствует наличие у воздухоподающего ствола калориферной установки с собственным вентилятором и подземным калориферным каналом. Главный рудничный вентилятор при такой системе проветривания располагается у вентиляционного ствола. В работе раздельно рассматриваются условия ввода подогретого воздуха в вертикальный и наклонный шахтные стволы.
-
Date submitted1951-07-29
-
Date accepted1951-09-20
-
Date published1952-12-23
Экспериментальная проверка формул подсчета ecтественной тяги рудника
- Authors:
- Unknown
В связи с увеличением глубины разработки, достигающей, в частности, на ряде шахт Донбасса 1000—1200 м, повышается интерес к вопросу естественной тяги, особенно в шахтах с высокой температурой. Естественная тяга имеет значение и с точки зрения экономии энергии. Для проветривания глубоких шахт будут устанавливаться вентиляторы производительностью до 300—400 м 3 /сек с годовым расходом электроэнергии порядка 20—30 млн. квт-ч. При таких огромных энергетических средствах, потребных для вентиляции, учет депрессии естественной тяги при выборе вентиляторов сбережет для народного хозяйства значительные средства. Особое значение имеет естественная тяга при проветривании шахт металлических рудников, расположенных в гористой местности. Многие из них, даже крупные, проветриваются исключительно естественной тягой. Так, по замерам в январе 1947 г. на одном из рудников Советского Союза при депрессии естественной тяги 12,5 мм вод. ст. зимой поступало 2000 м 3/ мин воздуха, что вполне обеспечивало нормальную работу рудника. Из сказанного вытекает, что вопрос об естественной тяге на шахтах представляет большой практический интерес и правильный расчет ее имеет немалое производственное значение.
-
Date submitted1951-07-18
-
Date accepted1951-09-27
-
Date published1952-12-23
Несимметричный изгиб кольцевой пластины моментом
- Authors:
- Unknown
С несимметричным изгибом кольцевой пластины приходится встречаться при разработке конструкций соединительных муфт, компенсаторов и различных гофрированных элементов, включенных в общую систему для повышения ее эластичности. Эффективность таких пластин определяется не только их размерами (внутренний и наружный диаметры, толщина стенки), но в значительной мере зависит от жесткости элементов, к которым они непосредственно примыкают, и конструктивного оформления перехода от пластины к сопряженному с ней элементу. В одних случаях способ закрепления пластины по наружному контуру ближе всего подходит к жесткой заделке, в других — его можно считать эквивалентным шарнирному опиранию. Основной величиной, характеризующей эластичность пластины является угол поворота внутреннего контура, к которому подводится внешний изгибающий момент. Эта величина для схемы с шарнирным опиранием, при прочих равных условиях, получается значительно большей, чем для схемы с жесткой заделкой. Однако наряду с этим имеет место неблагоприятный фактор, связанный со значительным увеличением напряжений в схеме с шарнирным опиранием по сравнению с жесткой заделкой. Правильное решение поставленной задачи сводится к подбору размеров эластичного элемента таким образом, чтобы получить наибольший угол поворота внутреннего контура при напряжениях, не превышающих допустимых. Для этой цели следовало бы учитывать степень жесткости закрепления и производить расчет как для схемы с упругой заделкой.
-
Date submitted1951-07-01
-
Date accepted1951-09-16
-
Date published1952-12-23
О вычислении собственных чисел методом наискорейшего спуска
- Authors:
- Unknown
Л. В. Канторовичем предложен новый прямой метод решения задач вариационного исчисления, названный им методом наискорейшего спуска. Как показал Л. В. Канторович, метод может быть с успехом использован для приближенного решения линейных функциональных уравнений в гильбертовом пространстве. Кроме того, метод наискорейшего спуска Л. В. Канторовичем применен и к задаче о собственных значениях вполне непрерывных операторов. В приложении к этой задаче метод состоит в следующем. В настоящей заметке приводится доказательство сходимости процесса без предположения близости х 0 к х*. Кроме того, производится сравнение метода наискорейшего спуска с известным итеративным способом вычисления собственных значений и исследуется многошаговый вариант рассматриваемого метода. При этом в дальнейшем не используется предположение о том, что т = 0.