Submit an Article
Become a reviewer
emerging sources
citation index
clarivate analytics
citescore
5.4
scopus

Vol 32 No 1

Previous
Vol 29 No 2
Electromechanics and mechanical engineering
  • Date submitted
    1953-07-17
  • Date accepted
    1953-09-03
  • Date published
    1954-01-01

Академик Александр Петрович Герман

Article preview

Советская горная наука и Ленинградский горный институт понесли тяжелую утрату — 30 ноября 1953 г. после тяжелой и продолжительной болезни скончался один из основоположников современной отечественной школы горных механиков, академик, доктор технических наук, заместитель директора по научной работе и заведующий кафедрой горной ме­ханики Ленинградского горного института Александр Петрович Герман. Научными работами А. П. Германа были охвачены почти все разделы горной механики. Ко всем сложным теоретическим вопросам он проявлял наибольший интерес и, являясь блестящим аналитиком и великолепным математиком, обычно талантливо и успешно разрешал трудные и не­ясные вопросы горной механики. Рассматривая многочисленные труды А. П. Германа, можно сделать вывод, что излюбленной областью его исследований была техническая термодинамика или, точнее, приложение термодинамики к разрешению технических вопросов. Большой интерес и практическое значение представляют работы А.П. Германа, посвященные теории эффективного процесса поршневых компрессоров.

How to cite: Unknown // Journal of Mining Institute. 1954. Vol. № 1 32. p. 3.
Electromechanics and mechanical engineering
  • Date submitted
    1953-07-21
  • Date accepted
    1953-09-12
  • Date published
    1954-01-01

К вопросу автоматизации рудничного подъема с асинхронным приводом при скипах с донной разгрузкой

Article preview

Автоматизация подъема при скипах с донной разгрузкой в период замедления может быть осуществлена применением режима динамиче­ского торможения асинхронного подъемного двигателя. На рис. 1 расчетная диаграмма скорости в период замедления t 3 изо­бражена пунктирной линией λр. В период разгрузки t 4 ' предположена постоянная скорость v 3 (линия рφ), которая в течение периода t 4 "па­дает до нуля по линии ϕѱ. Согласно диаграмме усилий асинхронной машины, изображенной на рис. 2, разгон подъемного двигателя в период пуска происходит по ло­маной линии BCDEFGHIKLT,варьирующей около заданного (расчет­ного) значения усилия F 1 как около среднего значения между крайними пределами F 1 ' и F 1 ". По окончании периода пуска наступает период полного хода, в тече­ние которого движущее усилие следует за всеми изменениями статиче­ского усилия. В предположении статически неуравновешенной системы подъема статическое усилие, а следовательно, и движущее усилие, раз­виваемое двигателем, работающим на естественной характеристике R 2 , пусть изменяется от значения F' s 2 в начале периода полного хода (точ­ка N')до величины F" s 2 в конце этого периода (точка N). По окончании периода полного хода наступает период замедления t 3 , в течение кото­рого предположен тормозной режим, осуществляемый в виде динамиче­ского торможения. Асинхронная машина с двигательного режима на характеристике R 2 при скорости v н переводится на динамический режим путем переключения статора с переменного тока на постоянный.

How to cite: Unknown // Journal of Mining Institute. 1954. Vol. № 1 32. p. 10.
Electromechanics and mechanical engineering
  • Date submitted
    1953-07-25
  • Date accepted
    1953-09-19
  • Date published
    1954-01-01

Автоматизация шахтного грузового подъема с асинхронным приводом

Article preview

Преимущества автоматического подъема, заключающиеся в увели­чении производительности, повышении надежности работы и безопасно­сти, а также освобождении труда высококвалифицированного маши­ниста и большое распространение в Советском Союзе подъемных уста­новок с асинхронными двигателями делают проблему автоматизации подъема с асинхронным приводом весьма актуальной. Решение этой проблемы начато с 1932—1933 гг. Однако, несмотря на двадцатилетний срок, истекший с момента первых исследований по этому вопросу, до сих пор задача полностью не разрешена. Причина этого кроется в неблагоприятных механических свойствах асинхронного двигателя, затрудняющих автоматизацию подъема, а также в известной односторонности предлагавшихся до сих пор решений, основанных, как правило, на использовании в период замедления колодочных механиче­ских тормозов. Несмотря на многочисленные исследования, проведенные в основном В. Б. Уманским и В. С. Тулиным, создать хорошие регуля­торы хода, воздействующие на механический тормоз подъемной машины, до сих пор не удалось. И если автоматизация пуска подъемной машины является на сегодня решенной, то вопрос управления подъемной маши­ной в период замедления требует еще теоретической и эксперименталь­ной проработки. Анализ работы различных систем автоматизации подъема, основан­ный на сопоставлении механических характеристик различных тормоз­ных устройств, позволяет критически оценить эти системы и наметить новые направления в решении задачи автоматизации грузового подъема с асинхронным приводом.

How to cite: Unknown // Journal of Mining Institute. 1954. Vol. № 1 32. p. 16.
Electromechanics and mechanical engineering
  • Date submitted
    1953-07-29
  • Date accepted
    1953-09-01
  • Date published
    1954-01-01

Проблемы автоматизации рудничной электровозной откатки

Article preview

В настоящее время в условиях угольных шахт основным видом транспорта по главным горизонтальным выработкам является электро­возная откатка. На газовых шахтах откатка производится электрово­зами аккумуляторными, а на шахтах, не опасных по газу и пыли, — контактными. Такой вид транспорта в современных условиях — при ком­плексной механизации угледобычи — обладает рядом существенных не­достатков. Зачастую он является причиной нарушения непрерывности процесса транспортирования полезного ископаемого. Часто имеют место нарушения графиков движения. Для современных крупных шахт — при комплексной механизации угледобычи с полной автоматизацией — наи­более прогрессивным видом транспорта является конвейерный. Он легче поддается автоматизации, позволяет сохранять непрерывность процесса транспортирования полезного ископаемого от забоя до железнодорож­ных бункеров или обогатительных фабрик и является менее опасным для обслуживающего персонала.

How to cite: Unknown // Journal of Mining Institute. 1954. Vol. № 1 32. p. 48.
Electromechanics and mechanical engineering
  • Date submitted
    1953-07-10
  • Date accepted
    1953-09-07
  • Date published
    1954-01-01

К вопросу электромагнитного способа улучшения условий сцепления колес электровоза с рельсами

Article preview

В рудничных условиях профиль пути электровозной откатки, как правило, является весьма сложным. Имеют место значительные измене­ния уклонов пути, малые радиусы закруглений, резкие переходы с одного радиуса закруглений на другой и др. Это вызывает резкое изменение величины сил сопротивления движению поезда, а следовательно, и силы тяги электровоза. Изменение силы тяги вызывается также частыми пусками электровоза в ход при весьма коротких дистанциях пути. Улучшение условий сцепления может быть достигнуто исправлением откаточных путей, устранением резких переломов в профиле путей и малых радиусов закруглений, применением тяжелого профиля рельсов. В этом свете должна быть рассмотрена и возможность увеличения коэффициента сцепления колес электровоза с рельсами электромагнит­ным путем. Силы магнитного притяжения, возникающие между звеньями контура магнитных силовых линий, могут создать дополнительное элек­тромагнитное сцепление между колесом и рельсом. С этой целью должно быть создано силовое магнитное поле, замкнутое по точкам соприкосно­вения электровоза с рельсами

How to cite: Unknown // Journal of Mining Institute. 1954. Vol. № 1 32. p. 66.
Electromechanics and mechanical engineering
  • Date submitted
    1953-07-24
  • Date accepted
    1953-09-01
  • Date published
    1954-01-01

Гидроэлектропривод насосных установок угольных шахт

Article preview

В условиях угольных шахт регулирование центробежных насосов или вообще не применяется, или осуществляется задвижкой, что приво­дит к ухудшению к.п.д. насосной установки и, следовательно, к пере­расходу энергии на водоотлив. Как показывают данные обследования ряда шахт, номинальный напор установленных насосов часто значи­тельно превосходит напор, необходимый для преодоления статических и динамических сопротивлений при номинальной производительности насосной установки. Это, в свою очередь, во избежание недопустимой перегрузки приводного двигателя, приводит к необходимости продолжи­тельной работы насосов с прикрытой задвижкой, т. е. со значительными непроизводительными потерями. Согласно данным А. И. Веселова, манометрический номинальный напор установленных насосов часто значительно превосходит напор, не­обходимый для преодоления геодезической высоты нагнетания, а произ­водительность насосов оказывается выбранной с большим запасом. Касаясь, например, шахт Кизеловского района, А. И. Веселов пишет: «Крупнейшие водоотливные установки шахт им. В. И. Ленина и М. М. Володарского работают с излишним запасом напора, а отсюда, естественно, невысокий к. п. д. агрегата. Шахта им. В. И. Ленина на основных насосных станциях имеет излишнюю установленную произво­дительность насосов, которая равна почти пятикратному нормальному притоку».

How to cite: Unknown // Journal of Mining Institute. 1954. Vol. № 1 32. p. 77.
Electromechanics and mechanical engineering
  • Date submitted
    1953-07-28
  • Date accepted
    1953-09-13
  • Date published
    1954-01-01

О расчете подъемных шахтных канатов

Article preview

Применяемый в настоящее время расчет подъемных шахтных кана­тов на прочность носит явно условный характер. В основание этого расчета положен так называемый статический коэффициент безопасно­сти, представляющий отношение разрывающей нагрузки к нагрузке ста­тической (вес каната и концевого груза). Само собой разумеется, что при таком способе расчета динамиче­ская нагрузка совершенно не учитывается и действительное значение коэффициента безопасности (динамического) остается неизвестным. Есте­ственно было ожидать, что указанное положение привело из понятных соображений осторожности к несколько преувеличенным значениям коэффициента безопасности, особенно для глубоких шахт, где вес каната играет существенную роль. В силу этого обстоятельства в американской практике значение упомянутого коэффициента устанавливается диффе­ренцированно, в зависимости от глубины шахты и тем меньше, чем больше упомянутая глубина. По-видимому, условия работы каната в глу­боких шахтах считаются более благоприятными в смысле величины на­пряжений. Следует все-таки указать, что последнее утверждение, хотя и носит на первый взгляд более или менее вероятный характер, до сих пор еще не является вполне обоснованным и, кроме того, имеет исход­ным пунктом оценку напряжений при нормальном режиме подъема.

How to cite: Unknown // Journal of Mining Institute. 1954. Vol. № 1 32. p. 102.
Electromechanics and mechanical engineering
  • Date submitted
    1953-07-08
  • Date accepted
    1953-09-30
  • Date published
    1954-01-01

Единый метод расчета тяговых органов канатных откаток и ленточных конвейеров

Article preview

Существующий метод расчета тягового органа рудничных канатных откаток аналогичен методу расчета каната шахтных подъемных устано­вок, разработанному А. П. Германом. Метод заключается в определении веса погонного метра каната по максимальной статической нагрузке на канат, включающей также его собственный вес, и в выборе каната по заводским данным на основе найденного веса. Применяемый в настоящее время метод расчета тягового органа ленточных конвейеров состоит в предварительном определении мощности на валу приводного барабана конвейера, для чего ориентировочно при­нимается вес движущихся частей конвейера, затем последовательно опре­деляются: тяговое усилие, максимальное натяжение ленты, потребное число прокладок и, наконец, вес погонного метра ленты. После того, как ориентировочно определен вес ленты, производится повторный окончательный расчет. При существующей методике расчета вес движущихся частей конвейера должен неизбежно приниматься ориентировочно, так как точный вес ленты в начале расчета неизвестен.

How to cite: Unknown // Journal of Mining Institute. 1954. Vol. № 1 32. p. 112.
Electromechanics and mechanical engineering
  • Date submitted
    1953-07-16
  • Date accepted
    1953-09-22
  • Date published
    1954-01-01

Максимальная длина скребкового конвейера на один привод

Article preview

В практике производственных и проектных работ часто возникает необходимость определения максимальной длины скребкового конвейера на один привод для конкретных условий транспортирования. Однако до настоящего времени этот вопрос в технической литературе освещен недостаточно полно. В данной статье ставится задача установления расчетных формул для определения длины конвейера на один привод в зависимости от основных параметров транспортной установки — прочности тягового органа и установленной мощности двигателя

How to cite: Unknown // Journal of Mining Institute. 1954. Vol. № 1 32. p. 116.
Electromechanics and mechanical engineering
  • Date submitted
    1953-07-26
  • Date accepted
    1953-09-20
  • Date published
    1954-01-01

Пути улучшения режима работы врубовых машин на шахтах, добывающих горючие сланцы

Article preview

За последние годы добыча горючих сланцев в Советском Союзе зна­чительно возросла. Темпы развития сланцедобывающей промышленно­сти значительно превосходят темпы развития угольной промышленности. В директивах XIX съезда КПСС по пятому пятилетнему плану раз­вития народного хозяйства СССР на 1951—1955 гг. указано: «. .увели­чить производство сланцев в 2,3 раза, особенно в Эстонской ССР». Такое бурное развитие сланцедобывающей промышленности воз­можно лишь на базе высшей техники. Сланцевые шахты оснащаются современными мощными машинами и механизмами. Однако используется эта техника еще недостаточно эффективно, что объясняется, главным образом, недостаточной изучен­ностью процессов работы горных машин в специфических условиях сланцевых шахт. Имеется большое число исследований по резанию углей, но совершенно отсутствуют какие-либо работы по резанию горю­чих сланцев. Приводимые в настоящей статье материалы основаны на экспери­ментальных исследованиях зарубки по горючим сланцам. Исследования проводились в течение нескольких лет на шахтах Ленинградсланца и в лабораториях Ленинградского горного института. Опыты производи­лись без самопишущих инструментов, применялся лишь комплект мало­габаритных электроизмерительных приборов, что несколько уменьшило точность отсчетов (в пределах 5—7%).

How to cite: Unknown // Journal of Mining Institute. 1954. Vol. № 1 32. p. 124.
Electromechanics and mechanical engineering
  • Date submitted
    1953-07-23
  • Date accepted
    1953-09-03
  • Date published
    1954-01-01

Влияние штангового аппарата на эффективность работы комбайна «Донбасс» в условиях шахты № 32 «Подъемная»

Article preview

Шахта № 32 треста Снежнянантрацит, где производились замеры, разрабатывает пласт Н 8 — Фоминский общей мощностью 1,08—1,10 м . Угол падения пласта 15°. Управление кровлей — частичная закладка. Длина лавы 167 м. Режим работы трехсменный: две смены добычные и одна подготовительная. Пласт Н 8 обычно относится к антрацитам средней крепости. Однако наличие ясно выраженного кливажа и отжима угольного массива с опу­скающейся кровлей позволяет отнести его по зарубаемости к нижесред­ней крепости: на зарубку 1 м 2 расходуется 0,04—0,05 шт. победитовых зубков типа КМЗ-1. В лаве работал комбайн «Донбасс». Общая длина бара 1,6 м; по­лезная— 1,45 м ; высота 0,83 м. На штанге — три диска, так как антра­цит вязок и целик, вырезанный кольцевым баром, не разрушается на транспортабельные куски. Режущая цепь набрана по схеме семилиней­ной «елочки» с увеличенным числом зубков в крайних положениях. За­меры производились в начале цикла (у откаточного штрека). Все зубки в режущей цепи были заправлены и установлены согласно схеме. Клеваки на штанге и зубки на дисках изготовлены из углеродистой стали и армированы твердым сплавом Т-590.

How to cite: Unknown // Journal of Mining Institute. 1954. Vol. № 1 32. p. 131.