-
Дата отправки1952-11-26
-
Дата принятия1953-01-07
-
Дата публикации1953-10-21
Профессор Борис Иванович Бокий, его жизнь, инженерная и научно-педагогическая деятельность (к двадцатипятилетию со дня смерти)
- Авторы:
- В. И. Геронтьев
Заслуженный профессор Ленинградского горного института, крупнейший ученый и инженер, основоположник нового направления в горной науке Борис Иванович Бокий родился 23 июля 1873 г. В 1890 г. он поступил в Петербургский горный институт, курс которого окончил по первому разряду в 1895 г. Вся деятельность Б. И. Бокия была направлена на разрешение основных и наиболее актуальных вопросов горной промышленности. Деятельность профессора Б. И. Бокия можно условно разделить на два периода. Первые 12 лет (1895—1906) он работал в основном на производстве— в Донецком бассейне. С 1906 г. по день смерти (13 марта 1927 г.) — в Ленинградском горном институте, куда был приглашен Советом института для руководства кафедрой горного искусства. Как показывает перечень работ, профессор Б. И. Бокий стремился к разрешению наиболее актуальных проблем каменноугольной промышленности. Это характерно и для написанных в тот же период обзорных статей (см. статью).
-
Дата отправки1952-11-20
-
Дата принятия1953-01-18
-
Дата публикации1953-10-21
Задачи исследовательских работ в области геометрии недр (горной геометрии)
- Авторы:
- Д. А. Казаковский
Геометрия недр (горная геометрия) оформилась как самостоятельная дисциплина в послеоктябрьский период на базе социалистической горной промышленности, поставившей по-новому задачи рациональной разведки, разработки и использования недр. Настоящая статья, не претендующая на всестороннее освещение рассматриваемого вопроса, ставит перед собой цель характеристики изученности некоторых вопросов геометрии недр и выяснения содержания дальнейших исследовательских работ в этой области. Она кратко касается всех разделов горной геометрии, начиная с проекций, применяемых при решении горногеометрических задач, и кончая учетом движения запасов, потерь, разубоживания и добычи.
-
Дата отправки1952-11-22
-
Дата принятия1953-01-10
-
Дата публикации1953-10-21
Электрическая схема рудничного подъема с асинхронным приводом при наличии динамического торможения
- Авторы:
- Ф. Н. Шклярский
Система динамического торможения в последнее время получила значительное распространение на каменноугольных шахтах применительно к наклонным подъемам в случаях, когда требуется производить спуск груза или людей с уменьшенной скоростью. По сравнению с режимом противотока динамическое торможение является более экономичным. В соответственных случаях динамическое торможение может также найти применение и при вертикальных подъемах.
-
Дата отправки1952-11-21
-
Дата принятия1953-01-27
-
Дата публикации1953-10-21
Выбор элементов энергоснабжения рудничной электровозной откатки
- Авторы:
- А. В. Рысьев
В порядке обсуждения приводится новый метод выбора элементов энергоснабжения, позволяющий увеличить точность расчетов тяговых сетей и подстанций для рудничной электровозной откатки. Этот метод расчета позволяет учесть все основные факторы, определяющие условия электровозной тяги: производительность и длину откаточных участков, уклоны путей, величину состава поезда, время движения и др. В отличие от существующих методов отдельно учитывается время движения электровоза под током в течение рейса, что существенно отражается на суммарной величине нагрузки. При расчете совершенно исключается субъективный метод выбора расчетных параметров: сечения по графикам, расстановки поездов на линии, числа одновременно работающих электровозов, количества электровозов, находящихся в пусковом режиме и др. Нагрузочные токи принимаются как средние интегральные, отнесенные ко времени движения электровоза под током, а не к общему времени движения или рейса. При расчетах возможно производить проверку не только на величину перегрузки, но и на длительность ее действия, и на частоту повторения. Новый расчет элементов энергоснабжения является частью общей методики расчета электровозной тяги. Он базируется на исходных данных определения элементов подвижного состава (числа вагонов в составе, общего числа электровозов) и на расчете элементов движения электровозной откатки (силы тяги, скорости движения, величины тока и времени движения). Технический расчет при выборе наивыгоднейшего варианта включает элементы экономического сравнения.
-
Дата отправки1952-11-06
-
Дата принятия1953-01-11
-
Дата публикации1953-10-21
Щитовая крепь для разработки тонких и средней мощности крутопадающих пластов полосами по падению
- Авторы:
- Е. Я. Махно
Актуальной задачей является создание и внедрение надежных и высокопроизводительных способов механизированного крепления очистных забоев. В статье приведены различные типы щитовой крепи для разработки тонких и средней мощности крутопадающих пластов полосами по падению: 1) секционная щитовая крепь; 2) П-образный щит; 3) Г-образный гибкий щит; 4) самотормозящий щит. Горизонтальное расположение очистного забоя и отработка пласта полосами по падению значительно облегчают создание простой и работоспособной щитовой крепи. С целью уменьшения нагрузки на элементы щита, уменьшения расхода металла и обеспечения наиболее надежной работы следует предпочитать гибкие щиты, состоящие из опорных рам или коротких секций (0,5—1,0 м), соединенных гибкой связью. При мощности пластов от 0,6—0,8 до 3,0—4,0 м наиболее целесообразно применение Г-образных щитов. П-образные щиты являются менее рациональными вследствие их чрезмерной громоздкости и трудного управления ими при опускании. Предлагаемая щитовая крепь может быть применена при разработке крутопадающих пластов мощностью от 0,6—0,8 до 3,0—4,0 м, при угле падения больше 50—55° и при боковых породах средней крепости и крепких.
-
Дата отправки1952-11-27
-
Дата принятия1953-01-06
-
Дата публикации1953-10-21
Вопросы совершенствования системы разработки мощных крутопадающих пластов длинными столбами по простиранию без разделения на слои
- Авторы:
- Е. Я. Махно
В угледобывающей промышленности разработка мощных пластов представляет наибольшие трудности. В деле совершенствования методов разработки мощных крутопадающих пластов наиболее перспективным направлением следует считать совершенствование известных и создание новых систем, предусматривающих отработку пласта без разделения на слои с максимальным использованием естественных условий: большой мощности пласта, крутого падения и пр. Системы разработки мощных крутопадающих пластов без разделения на слои, в свою очередь, могут быть разделены на три группы: 1) системы, предусматривающие отработку пласта камерами (системы инженеров И. Н. Кознина, Г. А. Ломова и др.); 2) системы, предусматривающие разработку пласта полосами по падению или по восстанию (система профессора Чинакала, система ВУГИ); 3) системы, предусматривающие разработку пласта длинными столбами по простиранию (система инженера П. И. Кокорина и др.). Предлагаемая статья посвящена третьей группе систем, предусматривающих разработку мощных крутопадающих пластов длинными столбами по простиранию без разделения на слои. Эти системы отличаются наибольшей простотой, универсальностью и высокой эффективностью.
-
Дата отправки1952-11-27
-
Дата принятия1953-01-28
-
Дата публикации1953-10-21
Анализ систем электропривода одноковшового экскаватора с непрерывным электромашинным регулированием
- Авторы:
- Н. М. Караваева
В настоящее время широкое распространение получил экскаваторный привод системы генератор-двигатель с непрерывным электромашинным регулированием. Проведенный нами анализ существующих в настоящее время систем (приводы экскаваторов СЭ-3, ЭГЛ-15, ЭШ-75/10) дал возможность предложить классификацию для электроприводов одноковшовых экскаваторов с непрерывным электромашинным регулированием. В основу классификации положены два признака: принцип регулирования и система возбуждения, в которой находятся регулирующие связи. Предлагаемая классификация позволила выявить достоинства и недостатки отдельных систем, показала перспективу их развития и ожидаемые свойства отдельных систем электропривода. Окончательный выбор оптимальной системы экскаваторного привода может быть сделан только при строгом учете геологических и горнотехнических условий месторождения, применяемых систем разработки, типовых графиков нагрузки, технических условий регулирования и экономических показателей.
-
Дата отправки1952-11-23
-
Дата принятия1953-01-30
-
Дата публикации1953-10-21
Применение изолиний при исследовании динамики одноковшевого экскаватора
- Авторы:
- Н. М. Караваева
При проектировании экскаваторный привод рассчитывается на максимальные нагрузки без учета возможных условий применения машины и возникающих при этом усилий. В результате нередко мощность привода не согласуется с емкостью ковша, что приводит к неполному использованию машины. Целью исследования автора явилось изучение статического подъемного усилия в процессе копания при различных условиях работы экскаватора. При проектировании экскаваторов необходимо построить диаграммы на все возможные режимы его работы, на основании которых может быть сделан выбор оптимальных режимов привода, его мощности и регулирования. Предлагаемый метод расчета отличается простотой и наглядностью. Особенное значение он имеет для проектирования экскаваторов большой мощности, предназначенных для конкретных условий, с заранее известными геологическими данными.
-
Дата отправки1952-11-05
-
Дата принятия1953-01-04
-
Дата публикации1953-10-21
Регулирование нагрузки электродвигателей врубовых машин и угольных комбайнов (Уравнение движения машин)
- Авторы:
- М. Я. Дурнев
Теоретическими и экспериментальными исследованиями установлено, что наибольшая производительность врубовых машин и угольных комбайнов может быть достигнута автоматическим выравниванием нагрузки их электродвигателей при помощи соответствующих автоматических регуляторов. Выравнивание нагрузки электродвигателей должно производиться путем изменения скорости подачи машин при постоянной скорости резания. Выбор структурной схемы регулятора, его отдельных элементов и параметров этих элементов определяется свойствами регулируемого объекта. Для определения свойств регулируемого объекта необходимо в первую очередь рассмотреть характер изменения нагрузки на электродвигатель в процессе регулирования, а затем найти уравнение движения машины. При изменении нагрузки электродвигателя в процессе работы регулятор будет изменять скорость подачи путем изменения передаточного числа между валом двигателя и валом барабана подачи до тех пор, пока мощность двигателя не восстановится до номинальной величины.
-
Дата отправки1952-11-16
-
Дата принятия1953-01-21
-
Дата публикации1953-10-21
Некоторые вопросы горной терминологии
- Авторы:
- Б. В. Бокий
Терминология в области горного дела содержит еще много неточных, многозначных определений и иностранных слов. Это зачастую затрудняет правильное понимание существа излагаемого вопроса и является причиной взаимного непонимания даже между специалистами одной области. Борьба за чистоту русского языка, предельную точность и отражение технологического смысла специальных терминов чрезвычайно важна. Работа над созданием единой, правильной терминологии, начатая несколько десятилетий назад, не закончена и вырабатываемые Комитетом технической терминологии АН СССР термины прививаются медленно. Установление единообразия терминологии в горном деле есть вопрос чрезвычайной важности как в техническом, так и в юридическом отношении. Остановимся лишь на некоторых понятиях, касающихся вскрытия и систем разработки, а также терминологии горных выработок.