Закрепление зон ответственности за достижение целевых показателей развития сырьевых компаний
- Высшая школа экономики
Аннотация
На конкретных примерах показана актуальность проблемы закрепления зон ответственности за достижение целевых показателей развития. Приведена сложившаяся в отечественной экономике практика анализа. Продемонстрирована важность для компаний не только оценки прошлых достижений, но и перспектив развития. Рассмотрены вопросы количественного определения, адресности и распределения ответственности за достижение целевых показателей развития сырьевых компаний. Проанализирован показатель стоимости нефтегазовых компании как критерий ее развития. Дана оценка влияния на стоимость различных факторов. Раскрыта роль внешних факторов в текщем периоде, а также продемонстрировано значение фундаментальных. В условиях действия негативных факторов показана возможность расчета итоговых показателей различными измерителями. Предложено в отечественной практике управления использовать известные западные управлеческие технологии: ключевые показатели деятельности, сбалансированную систему показателей и т.п., согласно которым управление осуществляется через постановку перед менеджерами долгосрочных задач и целей, а ответственность распределяется по сферам полномочий; вознаграждение менеджера зависит от достигнутого уровня целевых показателей. Для реализации принципа закрепления зон ответственности детализацию и декомпозицию предложено осуществлять до самого низшего уровня управления. На примере крупнейшей российской компании «Газпром» продемонстрирован один из путей реализации такого подхода. Раскрыто назначение используемой в компании «Газпром» системы целевых стратегических и планово-контрольных показателей для количественной оценки стратегических показателей и задач по их достидению. Рекомендовано управление на основе адресности и закрепления зон ответственности.
Литература
- Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и управление стоимостью предприятия. М.: Юнити-Дана, 2002.
- Каплан Р.С. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию / Р.С.Каплан, Д.П.Нортон / Перевод с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2010.
- Кеннет Феррис. Оценка стоимости компании. Как избежать ошибок при приобретении / Кеннет Фер-рис, Барбара Пешеро Пети; Перевод с англ. М.: Издательский дом «Вильямс», 2005.
- Коупленд Т. Стоимость компаний: оценка и управление / Т.Коупленд, Т.Коллер, Дж.Муррин; Перевод
- с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2008.
- Лукашов А.В. Глобализация стоимости: рыночная капитализация и механизмы формирования стоимо-сти нефтегазовых компаний. Сектор Е&P (Часть I) / А.В.Лукашов, Ю.В.Тюрин // Управление корпоративными финансами. 2007. Т.23. № 5.
- Прогноз развития энергетики мира и России до 2040 года / А.А.Макаров, Л.М.Григорьев, Т.А.Митрова и др. М.: Ин-т энергетических исследований РАН, 2013.
- Уланов В.Л. Измерение результатов стратегического развития сырьевых компаний // Экономист, 2014, № 7.
- Уланов В.Л. О формировании управленческих показателей нефтегазовых компаний // Минеральные ре-сурсы России. Экономика и управление. 2014. № 5.
- Уланов В.Л. Необходимо вернуться к проверенным технологиям управления // Генеральный директор: Управление промышленным предприятием. 2014. № 7.
- Cagwin D. The Association between Activity-Based Costing and Improvement in Financial Performance / D.Cagwin, M.J.Bouwman // Management Accounting Research. 2002. Vol.13, N 1 (March).
- Adsera X. Activity-Based Costing. Management and Its Implications for Operations Management / X.Adsera, P.Vinolas // Financial Analysts Journal. 2003. Vol.59. N 2. (Mar/Apr).