Подать статью
Стать рецензентом
Том 150 № 1
Страницы:
32-35
Скачать том:
RUS
Научная статья
Геология

Применение метода георадиолокации для неразрушающего контроля состояния автодорог жесткого типа

Авторы:
А. И. Куликов
Об авторах
  • студент, ассистент профессора Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Г.В.Плеханова (технический университет)
Дата отправки:
2001-06-30
Дата принятия:
2001-07-26
Дата публикации:
2002-01-01

Аннотация

Применение метода георадиолокации при обследовании автомобильных дорог жесткого типа позволяет выполнять промеры конструктивных слоев автодороги и обеспечивает непрерывное об­следование грунта землеполотна. Основным преимуществом этого метода является высокая детальность изучения разреза и его производительность. Выполнение георадиолокационной съемки воз­можно в движении с использованием транспортного средства. Разрешающая способность исследова­ний зависит от частоты зондирующего импульса георадара. Для промеров конструктивных слоев до­рожного покрытия, как правило, используют антенны с центральными частотами 900 МГц и более, ко­торые обеспечивают точность промеров до 1 см. При определении мощности и степени однородности дренажного слоя грунта, литологического расчленения насыпи, поиска локальных неоднородностей, которые могут быть связаны с различной степенью разуплотнения и влажности грунтов, используют низкочастотные антенны (500, 300 МГц), позволяющие изучать разрез на глубину до 10 м при разре­шающей способности 0,3-0,5 м. Для идентификации слоев на георадарограммах и определения ско­ростей электромагнитных волн в конструктивных слоях автодороги привлекают данные бурения. По данным бурения проводится регрессионный анализ, который позволяет выявить характер функцио­нальной связи мощности слоев и двойного времен пробега электромагнитных волн. Как показали вы­полненные исследования, между этими параметрами коэффициент корреляции довольно велик (0,7 и более), что обеспечивает достаточную точность определения мощностей конструктивных слоев.

Перейти к тому 150

Литература

  1. Владов М.Л. Георадиолокационные исследования верхней части разреза: Учеб. пособие / М.Л.Владов, А.В.Старовойтов. М.: Изд-во МГУ, 1999.
  2. Владов М.Л. Обзор геофизических методов исследований при решении инженерно-геологических и инженерных задач / М.Л.Владов, А.В.Старовойтов. М.: GDS Production, 1998.
  3. Ефимова Н.Н. Применение георадиолокации при решении задач инженерной геофизики: Автореф. дис. канд. техн. наук / Санкт-Петербург, горный ин-т. СПб, 1999.
  4. Davis. Quantitative Measurement of Pavement Structures Using Radar / Davis, J.Les, Rossiter, R.James, Mesher, E.Darel and Dawley, Cece B. // Fifth International Conference on Ground Radar. Canada, Kitchener, 1994.

Похожие статьи

Исследование точностных характеристик тахеометров и лазерной рулетки фирмы «Leica»
2002 М. А. Иванов, А. Ю. Стёпкин, К. Н. Шкавера
Совершенствование системы управления шахтным водоотливом за счет краткосрочного прогноза водопритоков
2002 А. В. Лисицкий
Анализ риска инвестирования разработки техногенного месторождения
2002 Е. Б. Гридина
Анализ деформации и расчет устойчивости набережной Петровского стадиона
2002 Е. Г. Захарова
Сущность оплаты труда в условиях рыночной экономики
2002 А. А. Тесовец
Закономерности преобразования основных компонентов геологической среды Санкт-Петербурга при захоронении болот
2002 О. Ю. Александрова