«Ratio Studiorum» и парадоксы иезуитского образования
- доцент Санкт-Петербургский государственный горный институт имени Г.В. Плеханова
Аннотация
Орден иезуитов (Общество Иисуса, Societatis de Jesu), основанный в 1534 г., — одно из самых известных монашеских объединений католической церкви. Иезуиты оказали воздействие на развитие новоевропейской философии, от Декарта до Вольфа и Канта, заметно повлияли на формирование интеллектуальной и духовной культуры Нового времени. Целью статьи является анализ важного эпизода деятельности ордена во второй половине XVI столетия, направленной на становление и развитие уникальной педагогической системы и вызвавшей лавинообразный рост числа учебных заведений ордена в Европе. Теоретическим выражением педагогической мысли иезуитов стал «школьный устав» ордена - «План занятий» («Ratio Studiorum», 1599), включавший учебные планы и подробные инструкции для руководителей и преподавателей различных предметов и типов учебных заведений. Это была первая в истории Европы реформа образования. Система образования иезуитов была чрезвычайно успешной, поскольку делала акцент на формирование духовной элиты во всех слоях общества. В то же время, настоящим парадоксом иезуитского образования следует считать временный характер его успеха. Уже к середине XVII в. иезуитская система утрачивает свою мобильность, передовой характер и гуманистический дух. Это подтверждают мнения Вольтера и других известных воспитанников школ ордена.
Литература
- Бемер Г. Иезуиты / Г.Бемер. Инквизиция / Г.Ч.Ли. СПб, 1999.
- Вольтер. Философские сочинения. М., 1988.
- Декарт Р. Соч.: В 2 т. М., 1989-1994. Т.1.
- История французской литературы. M.-J1., 1946. T.I.
- Михневич Д.Е. Очерки из истории католической реакции (иезуиты). М., 1955.
- Шмонин Д.В. О философии иезуитов, или «Три крупицы золота в шлаке схоластики» (Молина, Васкес, Суарес) // Вопросы философии. 2002. № 5.
- Bangert W. V. A History of the Society of Jesus. St. Louis, 1986.
- Dutton B.D. Suarezian foundations of Descartes' on- tological argument // The Modern Schoolman. 1993. Vol.70. P.245-248