О роли просвещения в современном образовании
- Санкт-Петербургский горный университет
Аннотация
Статья содержит анализ понятий «образование» и «просвещение», их связи и различия. Показано, что хотя в обыденном сознании эти понятия воспринимаются как синонимы, с точки зрения философского дискурса это не вполне так. Имеет смысл понимать «просвещение» как наиболее глубокий, культурный пласт образования, культурную зрелость личности (общества), высокий уровень воспитания (как морального, так и интеллектуального), умственное развитие, свободу от невежества и предрассудков. Просвещение противостоит «образованщине», которой свойственно сочетать поверхностную информированность с культурной неразвитостью и даже моральной дикостью. В статье содержатся размышления автора о возможностях просвещения в наше время и трудностях на этом пути. Каждая эпоха рождает свое Просвещение, свои представления об образованности и невежестве, об уме и глупости, о добре и зле в конечном счете. Просветительские принципы в самом общем виде могут выглядеть одинаковыми и для XVII- XVIII в., и для нашего времени (например, «Подвергай все сомнению» – Декарт), но вряд ли явно антисхо-ластическая, антисредневековая направленность этого принципа является наиболее актуальной для нашего времени. Многие сами по себе замечательные идеи новоевропейского Просвещения XX в. не выдержали жесткой проверки: ошибочной оказалась явная идеализация человека и социальных отношений, недооценена эмоциональная и иррациональная сторона человеческой природы, ее потенциальная склонность к нигилизму и деструктивности, к жажде власти и насилию. Возможности разума, раскрывшиеся в научном познании и технологии, не оправдались в моральном, политическом, социальном и идеологическом отношениях. «Свет разума» как основа всякого Просвещения оказался слишком слабым, чтобы осветить пути людей и просветить их самих, несмотря на великие достижения науки и техники. Дух Просвещения к началу XXI вв. не победил еще дух насилия, фанатизма и иррационализма. Видимо, требуется Новое Просвещение, которое не просто осветит несовершенному человеку пути-дороги, а научит человека достойно жить, самостоятельно пользуясь собственным «фонарем Диогена». Все сказанное о роли просвещения в современном образовании имеет прямое отношение к образователь- ному процессу в Санкт-Петербургском горном университете, задача которого, как сказал его ректор в своем обращении к коллективу Горного университета, состоит не только в подготовке высококвалифицированных специалистов, но и в формировании «настоящих российских интеллигентов, которых отличает широкая образованность, высокие нормы морально-нравственной культуры, порядочность и благородство души».
Литература
- Арнольд В.И. Нужна ли в школе математика? М.: МЦНМО, 2004. 30 с.
- Васин В.М.. «Антиинтеллектуальные» размышления двух людей, живущих по разные стороны океана / В.М.Васин, Б.А.Кулик. М.: РГО, 2003. 143 с.
- Грей Д. Поминки по Просвещению: Пер. с англ. М.: Праксис, 2003. 368 с.
- Дойч Д. Просвещение // Дойч Д. Начало бесконечности: Объяснения, которые меняют мир: Пер. с анг. М.: АНФ, 2014. С. 490-495.
- Кассен Б. Эффект софистики: Пер. с фр. М.-СПб: Универс. книга, 2000. 238 с.
- Краткая философская энциклопедия: Пер. с нем. М.: Прогресс-Энциклопедия, 1994. 576 с.
- Крубелье М. Образование // 50/50: Опыт словаря нового мышления / Под ред. М.Ферро и Ю.Афанасьева. М.: Прогресс, 1989. С.167-169.
- Кувакин В.А. Личность и Просвещение: от постмодернизма к неомодернизму. М.: РГО, 2011. 200 с.
- Марков Б.В. Наука и жизненный мир // Наука и ценности / Под ред. М.С.Кагана и Б.В.Маркова. Л.: ЛГУ, 1990. С.179-183.
- Математическое просвещение. М.: Гостехиздат, 1957. Вып.1. 123 с.
- Мигдал А.Б. Поиски истины. М.: Молодая гвардия, 1983. 293 с.
- Огурцов А.П. Образы образования. Западная философия образования. ХХ век / А.П.Огурцов, В.В.Платонов. СПб: РХГИ, 2004. 520 с.
- Огурцов А.П. Философия науки эпохи Просвещения. М.: ИФРАН, 1993. 213 с.
- Омельчук Р.К. Идеалы и идолы. СПб: Владимир Даль, 2013. 572 с.
- От Эразма Роттердамского до Бертрана Рассела (Проблемы гуманизма и свободомыслия). М.: Мысль, 1969. 303 с.
- Просвещение // Новая философская энциклопедия: В 4 т./ ИФРАН. М.: Мысль, 2010. Т.3. С.366-369.
- Попков В.А. Критическое мышление в контексте задач высшего профессионального образования / В.А.Попков, А.В.Коржуев, Е.Л.Рязанова. М.: МГУ, 2001. 168 с.
- Просвещение // Философский словарь / Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»; Сост.: Б.Я.Пукшанский, А.В.Рыбчак. СПб, 2012. С.53-55.
- Пукшанский Б.Я. Научные знания и научное просвещение в процессе современного образования // Записки Горного института. 2005. Т.163. С.144-145.
- Солженицын А.И. Образованщина // Солженицын А.И. Как нам обустроить Россию? СПб: Азбука, 2015. С.76-113.
- Философия образования. СПб: СПб философское общество, 2002. 476 с.
- Фромм Э. Здоровое общество // Фромм Э. Здоровое общество. Догмат о Христе: Пер. с англ. М.: АСТ, 2005. С.6-414.
- Фуко М. Что такое Просвещение? // Фуко М. Интеллектуалы и власть: Часть 1: Пер. с фр. М.: Праксис, 2002. С.335-359.
- Швырев В.С. Рациональность как ценность культуры. Традиция и современность. М.: Прогресс, 2003. 176 с.
- Kurtz P. The New Scepticism: Inquiry and Reliable Knowledge. Buffalo, New York: Prometheus Books, 1992. 360 p.
- Russell B. The Art of Philosophizing and Other Essays. New York: Philosophical Library, 1968. 240 p.