Развитие нефтегазового сервиса как организационной формы предпринимательства в постиндустриальной экономике
- Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена ▪ Orcid
Аннотация
Статья посвящена проблеме развития нефтегазового сервиса. Трансформация нефтегазового сектора с выделением независимых предприятий и организаций, предоставляющих услуги в сфере нефтегазового сервиса, сопоставляется автором с тенденцией опережающего развития сферы услуг в постиндустриальной экономике. Цель исследования – выявление общих и специфических характеристик современного нефтегазового сервиса и определение направлений трансформации организационных форм предпринимательства в рассматриваемой сфере. Проанализирован рост количественных параметров рынка услуг нефтегазового сервиса. Предложена классификация этого рынка в зависимости от места услуг в едином технологическом цикле по отношению к основному процессу нефтедобычи. Систематизированы положительные последствия развития нефтегазового сервиса для развития нефте- и газодобычи. Обобщены и обоснованы основные организационные модели развития предпринимательства в нефтегазовом сервисе. Показано, что основное влияние на рынке сервисных услуг занимают вертикально-интегрированные национальные нефтегазовые компании, а также международные компании, осуществляющие сервисное сопровождение работы российских нефтегазовых компаний. Представлены результаты сравнительного анализа преимуществ и недостатков организационных моделей предпринимательства в сфере нефтегазового сервиса. Доказано, что нефтегазовый сервис как организационная форма предпринимательства в своем развитии отражает общие тенденции становления экономики постиндустриального типа. Выделены специфические особенности нефтегазового сервиса в России. Выявленные направления трансформации организационных форм предпринимательства в сфере нефтегазового сервиса в современных условиях могут быть использованы при формировании государственных программ в области развития промышленности, высокотехнологичного сектора, а также при разработке стратегий развития предприятий и организаций, оказывающих услуги в сфере нефтегазового сектора.
Литература
- Антропова А.С. Эффективность бизнес-моделей развития нефтегазового сервиса в России // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования / Сыктывкарский государственный университет. 2015. № 1. С. 27-39.
- Курбанов А.Х. Типологизация факторов, обусловливающих переход к аутсорсингу в нефтегазовой отрасли// Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. 2012. № 8. С. 12-15.
- Нефтяная промышленность России – сценарии сбалансированного развития / В.В.Бушуев, В.А.Крюков, В.В.Саенко и др. / Институт энергетической стратегии. М.: ИАЦ «Энергия», 2010. 159 с.
- Павловская А.В. Эффективность буровых работ в филиале ООО «Газпром бурение» «Ухта бурение» в условиях сервисного обслуживания // Ресурсы Европейского Севера. Технологии и экономика освоения. 2016. № 1 (3). С. 53-62.
- Павловская А.В. Проблемы развития нефтегазового сервиса в России / А.В.Павловская, А.С.Антропова // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. 2013. № 8. С. 4-10.
- Парахина В.Н. Факторы эффективности деятельности нефтегазового комплекса промышленности / В.Н.Парахина, Х.А.М.Аль-Сарори // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2013. № 9-10. С. 21-39.
- Токарев А.Н. Нефтесервис как основа инновационного развития нефтяной промышленности // Сибирская финансовая школа. 2014. № 4 (105). С. 91-99.
- Томазова О.В. Становление и развитие нефтегазового сервиса // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Экономические науки. 2013. № 2 (8). С. 141-146.
- Шраер А.В. Бизнес-модели развития нефтегазового сервиса в России // Российское предпринимательство. 2011. № 10. С. 107-112.
- Abdelsalam H.M. Potential knowledge process outsourcing of Egyptian oil and gas engineering services industry / H.M.Abdelsalam, M.Sadek, S.Gamal // International Journal of Knowledge-Based Development. 2013. Vol. 4. Iss. 4. P. 338-362.
- Benyoussef Zghidi A. Service orientation as a strategic marketing tool: the moderating effect of business sector / Zghidi A.Benyoussef, I.Zaiem // Competitiveness Review. 2017. Vol. 27. Iss.1. P. 40-61.
- Rubtzov V.A. Economic-geographical aspects of competitiveness and positioninng of countries and regions / V.A.Rubtzov, M.V.Rozhko, N.K.Gabdrakhmanov, O.V.Pratchenko, A.M.Trofimov // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 6.
- Iss. 3. P. 741-745.
- Kumar R. Development of performance-based service strategies for the oil and gas industry / R.Kumar, T.Markeset // Journal of Business and Industrial Marketing. 2007. Vol. 22. Iss. 4. P. 272-280.
- Kumar R. Implementation and execution of industrial service strategy: A case study from the oil and gas industry / R.Kumar, T.Markeset, U.Kumar // Journal of Quality in Maintenance Engineering. 2006. Vol. 12. Iss. 2. P. 105-117.
- Na J. Is the service sector different in size heterogeneity? / J.Na, J.-D.Lee, C.Baek // Journal of Economic Interaction and Coordination. 2017. Vol. 12. Iss. 1. P. 95-120.
- Pattinson S. Strategic thinking: Intelligent opportunism and emergent strategy - the case of Strategic Engineering // International Journal of Entrepreneurship and Innovation. 2016. Vol. 17. Iss. 1. P. 65-70.
- Rumyantsev A.A. Post-industrial technological mode of production: Theory, economic and environmental features, discussion questions // International Journal of Economics and Financial Issues. 2015. Vol. 5. Iss. 3S. P. 194-201.