Горное образование в XXI веке: глобальные вызовы и перспективы
- 1 — Санкт-Петербургский горный университет
- 2 — Фрайбергская горная академия
Аннотация
Приведен анализ перспектив развития горного производства в мире, сформулированы требования к горным технологиям, а также основные тенденции технологического развития минерально-сырьевого комплекса. Показана роль горного дела и профессионального образования как необходимых составляющих устойчивого развития территорий. Сформулированы глобальные вызовы, которые необходимо учитывать при формировании общих подходов к развитию горного образования. Проанализированы особенности профессионального горного образования в России, Германии, США и других ведущих горнодобывающих странах. Рассмотрены профессиональные стандарты горных инженеров в разных странах мира, их связь с образовательными стандартами. Показана роль профессиональных сообществ в развитии профессионального образования и стимулировании непрерывного профессионального развития горных инженеров. Отмечена необходимость международной интеграции по вопросам подготовки и непрерывного профессионального развития специалистов в области горного дела, а также международной аккредитации образовательных программ и сертификации горных инженеров. Представлены данные о международных организациях, выполняющих функции международной аккредитации инженерных образовательных программ, истории их создания и роли в условиях глобализации экономики. Приведены положительные примеры международного сотрудничества и современных интеграционных процессов среди университетов с целью унификации требований и совершенствования систем подготовки и непрерывного профессионального развития горных инженеров.
Литература
- Опарин В.Н. Состояние и проблемы минерально-сырьевой базы твердых полезных ископаемых России / В.Н.Опарин, А.М.Фрейдин, А.П.Тапсиев // Физико-технические проблемы разработки полезных ископаемых. 2013. № 4. С. 173-181.
- Санкт-Петербургский горный университет: URL:http://spmi.ru/ (дата обращения 17.10.2016).
- AGH University of Science and Technology: URL:http://www.agh.edu.pl/ (дата обращения 15.10.2016).
- Global Europe 2050. Executive Summary. European Commission, 2011. 27 p. URL:http://www. augurpro-ject.eu/ IMG/pdf/Global_Europe_2030-2050_Summary_Report.pdf (дата обращения 12.11.2016).
- Silesian University of Technology: URL:http://www.polsl.pl/Strony/Witamy.aspx (дата обращения 15.11.2016).
- Society for Mining, Metallurgy and Exploration: URL:http://www.smenet.org/ (дата обращения 12.11.2016).
- South Dakota School of Mines and Technology: URL:http://www.sdsmt.edu/ (дата обращения 20.11.2016).
- The Institute of Materials, Minerals and Mining: URL:http://www.iom3.org/ (дата обращения 15.10.2016).
- The University of British Columbia: URL:https://www.ubc.ca/ (дата обращения 18.10.2016).
- Technical University of Kosice: URL:http://www.tuke.sk/ (дата обращения 17.11.2016).
- TU Bergakademie Freiberg: URL:http://tu-freiberg.de/ (дата обращения 17.10.2016).
- United Nations, 2016, Global Sustainable Development Report 2016 / Department of Economic and Social Affairs, New York. URL:https://sustainabledevelopment.un.org/globalsdreport/2016 (дата обращения 3.12.2016).
- University of Arizona: URL:http://www.arizona.edu/ (дата обращения 21.10.2016).
- University of Kentucky: URL:http://www.uky.edu/UKHome/ (дата обращения 25.11.2016).
- University of Nevada, Reno: URL:http://www.unr.edu/ (дата обращения 24.10.2016).
- University of New South Wales: URL:https://www.unsw.edu.au/ (дата обращения 10.11.2016).