-
Date submitted1949-06-20
-
Date accepted1949-08-27
-
Date published1949-12-15
О движении материальной точки в заданном силовом поле по винтовой линии на шероховатой поверхности
Вопрос этот для случая однородного поля — поля силы тяжести подробно рассмотрен проф. М. И. Акимовым, который нашел все поверхности, допускающие движение тяжелой точки по винтовым линиям с вертикальной осью при наличии трения, и исследовал условия для этих поверхностей, при которых рассматриваемое движение будет устойчивым.
-
Date submitted1949-06-21
-
Date accepted1949-08-19
-
Date published1949-12-15
Из истории русской геологии второй половины XIX в. (к 50-летию со дня смерти Н. А. Головкинского и 80-летию его теории)
- Authors:
- Unknown
В России, в силу особенностей ее исторического развития, во второй половине прошлого столетия выдвинулась большая группа крупнейших деятелей науки и искусства. К славной плеяде передовых ученых этого» времени принадлежит талантливый геолог Николай Алексеевич Головкинский. Установив «впервые конкретную связь между колебательными движениями земной поверхности и процессом образования осадочной оболочки земной коры, он явился в этом отношении продолжателем идей гениального Ломоносова. Он дал первую в истории геологии обстоятельно разработанную схему формирования слоистой структуры на основе перемещения фаций в связи с движением береговой линии. Н. А. Головкинский впервые дал четкую схему формирования слоистой структуры и ввел важнейшие понятия о геологических горизонтах (петрографическом или литологическом, хронологическом, стратиграфическом и палеонтологическом); он расширил понятие о фациях и всем этим положил основание для правильного понимания и решения вопросов стратиграфической параллелизации и геологической синхронизации. Весьма глубоки сформулированные им принципы формирования террас (долинообразования), лежащие в основе современных геоморфологических преставлений., Н. А. Головкинский является непосредственным предшественником А. П. Карпинского в вопросах о колебательных движениях. Приведен список научных работ Н.А. Головкинского.
-
Date submitted1949-07-06
-
Date accepted1949-09-10
-
Date published1949-12-15
О так называемом законе Вальтера в формировании слоистых осадочных отложений и его русской предистории
- Authors:
- Unknown
В истории науки известен ряд примеров, когда важнейшие научные достижения русских ученых не получали достаточной известности и значительно позже первенство в них приписывалось иностранцам. Весьма характерным в этом отношении является положение, которое мы сейчас имеем в геологии с одним весьма важным принципом, лежащим в основе правильного понимания формирования слоистых осадочных толщ и причин их важнейшего свойства — слоистости. Этот принцип получил широкую известность в геологической литературе в виде так называемого закона Вальтера. Не собираясь отрицать большого значения работ И. Вальтера в разработке вопросов слоистости и фаций, а также интересных представлений о миграции и изменении фауны в зависимости от последних, мы считаем необходимым на основании наших специальных исследований отметить, что эти основные положения, получившие наименование закона Вальтера, отнюдь не И. Вальтером впервые были установлены. Первенство их установления и разработки принадлежит одному из оригинальных и талантливых русских геологов—Н. А. Головкинскому Н. А. Головкинский и А. А. Иностранцев являются создателями двух противоположных концепций в теории формирования слоистой структуры. Существо этих концепций сохраняется и во всех современных представлениях, определяя развитие взглядов на образование слоистой структуры. Это развитие совершается в борьбе двух указанных концепций и ведет к разработке единой теории этого сложного процесса, в основе которой выступает концепция Н. А. Головкинского.
-
Date submitted1949-06-15
-
Date accepted1949-08-28
-
Date published1949-12-15
Воздушная полигонометрия и нивелирование с помощью базисных плоскостей отстояния
- Authors:
- Unknown
В существующих методах за условную горизонтальную плоскость обычно берут плоскость первого снимка маршрута. При этом приходится учитывать разность высоты полета в формулах, выражающих отстояние. Нам представляется более простым взять в качестве условной горизонтальной плоскости плоскость, проходящую через базис и линию пересечения плоскостей стереоскопической пары смежных плановых. аэроснимков одного маршрута. Эту базисную плоскости мы называем плоскостью отстояний . Направление отстояний в каждой паре немного отличается от вертикального направления, поскольку разность высот полета невелика и снимки являются плановыми с небольшим углом наклона. Линии пересечения плоскостей снимков данной пары с плоскостью отстояний будут параллельны между собой и образуют собой прямые нулевых искажений того и другого снимка по отношению к плоскости отстояний.
-
Date submitted1949-06-28
-
Date accepted1949-08-23
-
Date published1949-12-15
Электрическое оборудование рудничных вентиляторных установок
- Authors:
- Unknown
Автор детально рассматривает 1) центробежные вентиляторы: системы вентиляторного привода, управление вентилятора электроприводных установок; 2) осевые вентиляторы, системы вентиляторного привода и управление электроприводом вентиляторных установок.
-
Date submitted1949-07-12
-
Date accepted1949-09-11
-
Date published1949-12-15
О характере флотационного взаимодействия олеиновой кислоты и вольфрамита
- Authors:
- Unknown
Одним из основных вопросов теории флотации является вопрос о характере взаимодействия реагента-коллектора с поверхностью флотируемого минерала. Установлено, что при флотации вольфрамита и гюбнерита в растворе олеата натрия pH пульпы не повышается, а понижается. Высказано предположение, что в результате связывания все новых и новых порций жирной кислоты с поверхностью минерала в одном растворе олеата натрия происходит накопление не NaOH, a Na 2 W0 4 , чем и объясняется понижение pH. Высказано предположение, согласно которому поверхностью минерала извлекаются из раствора ацильный ион жирной кислоты в результате обменной реакции между кислотой или ее мылом и поверхностью минерала. Вокруг мономолекулярного слоя металлического мыла, образовавшегося в результате химической реакции на поверхности минерала, образуется полимолекулярная пленка недиссоциированной олеиновой кислоты, что вызывает флоккуляцию вольфрамита или гюбнерита. При флотации чистых минералов — вольфрамита и гюбнерита— флоккуляция является весьма существенной причиной успешности флотации. Флотация гюбнерита олеатом натрия проходит менее успешно в сравнении с флотацией олеиновой кислотой, что следует объяснить различной флоккулирующей способностью указанных реагентов.
-
Date submitted1949-06-26
-
Date accepted1949-09-11
-
Date published1949-12-15
Обогащение прибалтийских горючих сланцев
- Authors:
- Unknown
Прибалтийские горючие сланцы давно получили признание, как сырье для химической и газовой промышленности и как энергетическое топливо. В связи с этим, приобретают важное значение вопросы эксплуатации сланцевых месторождений и обогащение добытых сланцев. Обогащение сланцев, начатое одновременно с их добычей, с самого начала и до настоящего времени осуществляется на всех рудниках путем ручной отборки породы (известняков). Применение механического (неручного) обогащения горючих сланцев неизвестно. Вопрос о механическом обогащении горючих сланцев возник по аналогии с углями и в связи с резко возрастающим масштабом их добычи. Из процессов механического обогащения наиболее изучен гидрогравитационный. По ряду обстоятельств менее изучены аэрогравитационный и флотация. Полученные в результате всех исследований материалы позволяют оценить прибалтийские горючие сланцы как объект обогащения и выявить примерные показатели их обогащения. Данная работа имеет целью суммировать накопленные за истекшие 20—25 лет материалы по обогатимости горючих сланцев Прибалтики и наметить ряд выводов, из них вытекающих.
-
Date submitted1949-06-23
-
Date accepted1949-09-08
-
Date published1949-12-15
Обрабатываемые давлением легкие высокопрочные алюминиевые сплавы
- Authors:
- Unknown
Одной из актуальнейших проблем современной техники является облегчение веса металлических изделий. Эта задача разрешается путем применения легких прочных сплавов на алюминиевой основе и заменой ими всюду, где это возможно, тяжелых медных, никелевых и железных сплавов. Из практики известно, что наметились два пути облегчения веса изделий и сооружений. Первый путь — применение легких сплавов, обладающих достаточно высокими значениями прочности и коррозионной устойчивостью; второй путь—применение тяжелых высококачественных сталей, позволяющих, благодаря высокому значению прочности, изготовлять изделия облегченного поперечного сечения. С прогрессом современной металлургии конструкторам становится ясным, что простая углеродистая сталь уже не является единственным конструкционным материалом. Появились сплавы, составленные на основе алюминия, и специальные стали.