Педагогическая риторика и прагматика извинения

Н. О. Егорова

Аннотация


В статье рассматриваются ситуации, требующие исполнения речевого ритуала (принесение извинений) от участников общения, чьи социальные и речевые роли – ученик//студент и учитель//преподаватель.

Наиболее эффективными тактиками сглаживания конфликта, с точки зрения автора статьи, выступают:

– объяснение неотвратимости речевого ритуала;

– этимологический анализ понятий «вина», «ошибка»;

– ссылка на мнение авторитетного ученого, что приводит к эффекту «беспристрастного судейства»;

– риторические тренинги.

Залогом конструктивности решения конфликтной ситуации является риторическая культура педагога.


Полный текст:

PDF

Литература


Рождественский Ю.В. Словарь терминов. (Общеобразовательный тезаурус): Мораль. Нравственность. Этика. М.: Флинта: Наука, 2002.

Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М.: Высш. шк., 1989.

Юнина Е.А. Закон моделирования аудитории и дифференцированное обучение // Юнина Е.А. Педагогическая риторика: Учебное пособие. Пермь: Изд-во ПОИПКРО, 1995. С.48-61.

Юнина Е.А. Педагогическая риторика: Учебное пособие. Пермь: Изд-во ПОИПКРО, 1995.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.