О некоторых особенностях объяснительного диалога как жанра учебной речи

Т. И. Вострикова

Аннотация


Объяснительный диалог – это жанр учебной речи, который дает слушателям новое знание, отражает его рождение. В таком диалоге должны быть учтены экстралингвистические факторы (ситуация общения, функции и отношения участников, стиль общения), которые предопределяют действие лингвистических факторов.

Движущая сила объяснительного диалога – вопрос, причем вопрос не только со стороны педагога, но и со стороны обучаемого. Важными элементами диалога являются словесные повторы, продуманное чередование информативного и избыточного, различные средства выразительности.

Безусловно, объяснительный диалог – один из самых сложных жанров учебной речи, однако именно он способствует оптимальному решению задач обучения. 


Полный текст:

PDF

Литература


Голубева-Монаткина Н.И. Проблема классификации вопросов и ответов диалогической речи: Автореф. дис. … докт. филол. наук. М., 1990.

Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М., 1989.

Михальская А.К. Педагогическая риторика: История и теория. М.,1998.

Одинцов В.В. Речевые формы популяризации. М.,1982.

Рождественский Ю.В. Риторика публичной лекции. М.,1989.

Славгородская Л.В. Научный диалог (лингвистические проблемы). Л.,1986.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.