История и философия науки в техническом и горно-геологическом образовании современной России

М. И. Микешин

Аннотация


Описывается сегодняшнее состояние в преподавании истории и философии технических наук в России. Рассматривается общепринятая концепция философии науки и ее приложение к наукам техническим. Анализируются особенности изложения курса истории и философии науки в современных российских учебниках для аспирантов на примере концепции академика В.С.Степина. Обсуждается роль философских курсов, призванных совершенствовать научную подготовку учащихся вузов. Отмечается, что в преподавании еще очень часто сохраняется дидактика, опирающаяся на уверенность в рациональности всей «мировой конструкции» и в правильном понимании ее «основ». Утверждается, что задача философов – описание и исследование контекстов, не учитываемых принятыми дисциплинарными парадигмами. Три уровня, на которых студенты и аспиранты встречаются с философией, составляют одно целое. На двух высших уровнях общение и обмен опытом между преподавателями и студентами могут стать серьезным источником необходимой информации для преподавателей.

Ключевые слова


технический университет; преподавание истории и философии науки; метатеория науки; метафорическое описание науки

Полный текст:

PDF

Литература


Артемьева Т.В. Христиан Вольф и русское вольфианство / Т.В.Артемьева, М.И.Микешин // Философские науки. 1990. № 1. С.64-74.

История и философия науки: Учебник для вузов / Ред. А.С.Мамзин и Е.Ю.Сиверцев. М.: Юрайт, 2014. 360 с.

Микешин М.И. Наука как метафора // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С.Пушкина. 2014. № 1. Т.2. Философия. С.177-190.

Микешин М.И. Обоснование необходимости курсов философии в американских технических вузах // Записки Горного института. 2010. Т.187. С.190-193.

Микешин М.И. Постсоветская «метанаука» // Записки Горного института. 2011. Т.193. С.281-283.

Пакуляк С.З. История науки с философской точки зрения: кому она нужна / С.З.Пакуляк, В.Г.Горохов // Выс-шее образование в России. 2013. № 5. С.154-156.

Серебрякова Ю.В. Обучение философии в техническом вузе: диалог с текстом // Ярославский педагогический вестник. 2011. № 4. Т.2 (Психолого-педагогические науки). С.210-213.

Степин В.С. Философия науки и техники / В.С.Степин, В.Г.Горохов, М.А.Розов. М.: Гардарики, 1999. 400 с.

Степин В.С. История и философия науки. Учебник. М.: Трикста, Академический Проект, 2011. 423 с.

Степин В.С. Научная рациональность в техногенной культуре: типы и историческая эволюция // Вопросы философии. 2012. № 5. С.18-25.

Степин В.С. Философия и методология науки. М.: Академический Проект, Альма Матер, 2015. 720 с.

Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы: Учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. М.: Гардарики, 2006. 384 с.

Pitt J.C. Doing Philosophy of Technology: Essays in a Pragmatist Spirit. Dordrecht: Springer, 2011. 220 p.

Shapin S. Never Pure: Historical Studies of Science as if It Was Produced by People with Bodies, Situated in Time, Space, Culture, and Society, and Struggling for Credibility and Authority. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 2010. 568 p.

The Handbook of Science and Technology Studies / Editors: E.J.Hackett, O.Amsterdamska, M.Lynch, J.Wajcman. Cambridge (Mass.): The MIT Press, 2008. 1065 p.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.