Корпоративная социальная ответственность угольной отрасли (практика российских и европейских компаний)

Т. В. Пономаренко, Р. Вольник, О. А. Маринина

Аннотация


Корпоративная социальная ответственность (КСО) строится на взаимодействии компаний и общества, что особенно значимо для крупных компаний, эксплуатирующих природные ресурсы и являющихся градообразующими и социально значимыми. Различные трактовки социальной ответственности определяют различную степень влияния компании на общество, разный вклад компаний, степень и уровень реализации КСО. Связь между социальной ответственностью и экономическими результатами, эффекты от реализации КСО не являются очевидными.Цель – дать оценку современному состоянию корпоративной социальной ответственности в угольных компаниях России и Польши и сформулировать предложения по реализации социальной ответственности с учетом современных концепций КСО.Результаты: определен уровень достижения социальной ответственности в угольных компаниях России и Польши; доказано, что большинство компаний угольной отрасли находится на уровне фрагментарного применения концепции КСО; выполнен анализ инструментария в области социальной ответственности угольных компаний.

Ключевые слова


корпоративная социальная ответственность; угольные компании; общественные интересы; заинтересованные стороны; устойчивое развитие; социальные эффекты

Полный текст:

PDF PDF (English)

Литература


Благов Ю.Е. Концепция корпоративной социальной ответственности и стратегическое управление // Российский журнал менеджмента. 2004. № 3. С. 17-34.

Доклад о социальных инвестициях в России – 2014: к созданию ценности для бизнеса и общества / Ю.Е.Благов, В.И.Кабалина, А.А.Петрова-Савченко, Д.А.Сливаева; под общ. ред. Ю.Е.Благова, И.С.Соболева. СПб: Авторская творческая мастерская (АТМ Книга). 2014. 144 с.

Доклад о социальных инвестициях в России за 2004 год / Под общ. ред. С.Е.Литовченко. М.: Ассоциация Менеджеров, 2004. 80 с.

Корпоративная социальная ответственность. Новая философия бизнеса. М.: Внешэкономбанк. 2011. 56 с. URL:http://www.veb.ru/common/upload/files/veb/kso/ksobook2011.pdf (дата обращения 27.09.2016).

Третьяк О.А. Корпоративная социальная ответственность российских компаний // Российский журнал менеджмента. 2015. № 2. URL: http://www.marketing.spb.ru/mr/business/Corporate_Governance.htm (дата обращения 27.09.2016).

Górecki J. Społeczna odpowiedzialność górnictwa / J.Górecki, E.Sermet // Surowce i maszyny budowlane. 2010. N 1. P.40-44.

Jarosławska-Sobór S. Odpowiedzialna kopalnia. Społeczna odpowiedzialność biznesu w polskim górnictwie – studium socjologiczne, rozprawa doktorska / Uniwersytet Śląski. Katowice, 2014.

Jarosławska-Sobór S. Społeczna odpowiedzialność biznesu (CSR) i wykorzystanie społecznego potencjału przedsiębiorstwa górniczego w budowaniu wizerunku branży // Przegląd Górniczy. 2011. Vol. 67. N 10. P. 60-65.

Kulczucka J. Społeczna odpowiedzialność w strategiach firm górniczych w Polsce / J.Kulczucka, H.Wirth. URL:http://odpowiedzialnybiznes.pl/artykuly/spoleczna-odpowiedzialnosc-w-strategiach-firm-gorniczych-w-polsce/

Bowen H.R. Social Responsibilities of the Businessman. N. Y.: Harper & Row, 1953. 6 p.

Carroll A.B. A three dimentional conceptual model of corporate performance // Academy of Management Review. 1979. N 4 (4). P. 497-505.

Carroll A.B. The pyramid of corporate social responsibility: Toward the moral management of organizational stakeholders // Business Horizons. 1991. N 34 (4). P. 39-48.

Davis K. Can business afford to ignore social responsibilities? // California Management Review. 1960. N 2 (3). P. 70-76.

Davis K. Business and Society: Environment and Responsibility / K.Davis, R.Blomstrom. N.Y.: McGrawHill, 1975. 176 p.

Does stakeholder orientation matter? The relationship between stakeholder management models and firm performance / S.L.Berman, A.C.Wicks, S.Kotha, T.M.Jones // Academy of Management Journal. 1999. N 42 (5). P. 488-506.

Drucker P.F. The new meaning of corporate social responsibility // California Management Review. 1984. № 26 (2). P. 53-63.

Halme M. Philanthropy, integration or innovation? Exploring the financial and societal outcomes of different types of corporate responsibility / M.Halme, J.Laurila // Journal of Business Ethics. 2009. N 84 (3). P. 325-339.

Johnson H. Does it pay to be good? Social responsibility and financial performance // Business Horizons. 2003. N 46 (6). P. 34-40.

Margolis J.D. Misery Loves Companies: Rethinking Social Initiatives by Business / J.D.Margolis, J.P.Walsh // Administrative Science Quarterly. 2003. N 48. P. 268-305.

McGuire J.W. Business and Society. N. Y.:McGraw Hill. 1963. 144 p.

Porter M. Strategy and Society. The Link Between Competitive Advantage and Corporate Social Responsibility / M.Porter, M.R.Kramer // Harvard Business Review. 2006. December. P.1-15.

Sethi S.P. Dimensions of corporate social performance: An analytical framework // California Management Review. 1975. N 17 (3). P. 58-64.




DOI: http://dx.doi.org/10.18454/pmi.2016.6.882

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.